Глава 26. назначение и проведение экспертизы
(СТАТЬИ 226 - 239)
О.В.ПЕТРОВА,
доцент кафедры уголовного процесса
и прокурорского надзора БГУ,
кандидат юридических наук, доцент
Материал подготовлен с использованием
правовых актов по состоянию
на 17 июля 2014 г.
Статья 226. Основания назначения экспертизы
Комментарий к статье 226
1. Назначение и проведение экспертизы - следственное действие, состоящее из принятия следователем либо лицом, производящим дознание, решения о проведении экспертизы, непосредственного экспертного исследования объектов на основе специальных знаний, а также составления заключения по поставленным перед экспертом вопросам. К специальным знаниям относятся знания в области науки, техники, искусстве или ремесле. Недопустимо назначение экспертизы по вопросам правового характера (например, имело ли место хищение либо недостача, убийство либо самоубийство и т.п.), т.к. их разрешение относится к исключительной компетенции органа, ведущего уголовный процесс. Экспертное исследование не может быть проведено самим следователем либо иным лицом, ведущим производство по делу, даже если они обладают специальными знаниями (см. также комментарий к ст. 95 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - УПК)).
2. Согласно ч. 1 ст. 183 УПК по общему правилу производство следственных действий осуществляется только после возбуждения уголовного дела. До возбуждения уголовного дела назначаются и проводятся экспертизы, которые направлены на установление признаков преступления, разграничение преступных деяний с иными правонарушениями (например, для установления причин смерти, степени тяжести телесных повреждений, признаков подделки; для определения, является ли вещество наркотическим, отнесения оружия к огнестрельному и т.п.).
Не допускается до возбуждения уголовного дела назначение и проведение экспертиз, предполагающих применение мер уголовно-процессуального принуждения в отношении физических лиц, в частности судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз, связанных с помещением лица в государственную организацию здравоохранения для проведения экспертизы (см. комментарий к ст. 235 УПК).
Статья 227. Порядок назначения экспертизы
Комментарий к статье 227
1. Юридическим основанием проведения экспертизы является постановление о назначении экспертизы, вынесенное органом, ведущим уголовный процесс, которое состоит из вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной частей.
Во вводной части указывается дата и место составления постановления, наименование органа, назначившего экспертизу, а также дело либо материалы проверки, по которым назначается экспертиза.
В описательно-мотивировочной части принимаемого решения должны быть указаны основания назначения экспертизы с изложением конкретных обстоятельств, из которых вытекает вывод о необходимости применения специальных знаний, ссылки на нормы уголовно-процессуального закона, регулирующие назначение экспертизы. Даже в том случае, когда в силу закона производство экспертизы является обязательным, постановление должно содержать основания принятого решения.
В резолютивной части формулируется решение о проведении экспертизы, указывается вид экспертизы по предмету исследования и процессуальными признаками (дополнительная, повторная, комплексная либо комиссионная); указываются фамилия эксперта или наименование учреждения, которому поручено проведение экспертизы; вопросы, поставленные перед экспертом, и материалы, которые предоставляются в распоряжение эксперта.
Вопросы должны быть конкретными, ясными, не допускающими возможности их двоякого толкования, взаимосвязанными и логически последовательными. Вопросы, поставленные перед экспертом, не могут выходить за пределы специальных знаний лица, которому поручено проведение экспертизы.
В постановлении приводится полный перечень материалов, предоставляемых эксперту, в том числе объекты, подлежащие экспертному исследованию, вещественные доказательства, образцы для сравнительного исследования, протоколы следственных и процессуальных действий и иные документы, относящиеся к предмету экспертизы.
Представляется допустимым и целесообразным для более эффективного использования специальных знаний предварительно проконсультироваться со специалистами в соответствующей области знаний по поводу вопросов, на которые могут быть даны ответы в ходе экспертного исследования, и материалов, необходимых для проведения экспертизы.
В случае отсутствия постановления о назначении экспертизы заключение эксперта не имеет юридической силы и не может использоваться в качестве доказательства по делу.
2. Экспертизы могут проводиться специалистами как государственных, так и негосударственных экспертных учреждений.
Указом Президента Республики Беларусь от 22.04.2013 N 202 "Об образовании Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь" создан Государственный комитет судебных экспертиз Республики Беларусь. Согласно подп. 11.1 п. 11 Положения о Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 01.07.2013 N 292 "Вопросы Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь", Государственный комитет судебных экспертиз Республики Беларусь осуществляет производство судебных экспертиз, в том числе судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, по уголовным делам и материалам проверок по заявлениям (сообщениям) о преступлениях.
В соответствии с Положением о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 N 450 "О лицензировании отдельных видов деятельности", для осуществления судебно-экспертной деятельности требуется специальное разрешение (лицензия).
Вместе с тем согласно Указу Президента Республики Беларусь от 14.09.2003 N 407 "О некоторых мерах по совершенствованию судебно-экспертной деятельности" Государственный комитет судебных экспертиз Республики Беларусь и другие государственные судебно-экспертные учреждения (подразделения), созданные в установленном законодательством порядке, осуществляют свою деятельность без получения соответствующих специальных разрешений (лицензий).
Организациям, не являющимся государственными судебно-экспертными учреждениями, а также индивидуальным предпринимателям специальные разрешения (лицензии) на осуществление судебно-экспертной деятельности выдаются Государственным комитетом судебных экспертиз Республики Беларусь.
Производство экспертизы может осуществляться и иными сведущими лицами вне экспертных учреждений. Наличие специального разрешения (лицензии) не требуется, если поручение о проведении экспертизы носит разовый характер.
3. Заключения ведомственных инспекций, акты ревизий и консультации специалистов по своему характеру и решаемым задачам, а также по полноте установления обстоятельств, требующих применения специальных знаний, не могут заменить экспертного исследования, проводимого в установленном уголовно-процессуальным законом порядке, поэтому не исключают назначение экспертизы по тем же самым вопросам.
4. Норма ч. 4 комментируемой статьи предусматривает гарантии закрепленных в ст. 229 УПК прав подозреваемого, обвиняемого, а также потерпевшего и свидетеля, подвергаемых экспертизе. Данные гарантии в силу объективных причин не применяются, если обвиняемый находится в розыске.
Невозможность ознакомления подозреваемого, обвиняемого в силу психического состояния с материалами дела подтверждается справкой государственной организации здравоохранения. В этом случае с постановлением знакомятся защитник и законный представитель.
Представляется, что постановление о назначении экспертизы также должно быть предъявлено законным представителям несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля, подвергаемых экспертизе, т.к. должно быть получено их согласие на производство экспертизы (ч. 3 ст. 229 УПК).
5. Присутствие следователя, лица, производящего дознание, при производстве экспертизы позволяет лучше оценить в дальнейшем заключение эксперта, уточнить либо расширить постановленные раннее вопросы, принять решение о собирании дополнительных доказательств.
Статья 228. Обязательное назначение и проведение экспертизы
Комментарий к статье 228
1. Решение вопроса о необходимости проведения экспертизы принимается следователем либо лицом, производящим дознание, исходя из конкретных обстоятельств расследуемого уголовного дела. Указанные в комментируемой статье обстоятельства требуют установления на основе специальных познаний даже при достаточности других доказательств.
Нарушение требований об обязательном производстве экспертизы влечет за собой признание предварительного следствия неполным и направление дела прокурором для дополнительного расследования в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 264 УПК. Если по делу не была проведена экспертиза, когда ее проведение в соответствии с законом является обязательным, приговор подлежит отмене (ч. 1 ст. 389 УПК).
2. При проведении судебно-медицинской экспертизы эксперт не вправе давать юридическую оценку причин смерти и иных обстоятельств (убийство либо самоубийство и т.п.).
При назначении судебно-психиатрических экспертиз следует не только руководствоваться субъективным восприятием поведения подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, но и учитывать объективные данные о личности (перенесенные тяжелые заболевания, травмы, нахождение на излечении и др.).
Установление возраста подозреваемого, обвиняемого и потерпевшего путем производства экспертизы возможно только в том случае, когда исчерпаны все способы установления личности либо когда документы о возрасте вызывают сомнение в подлинности.
3. Порядок проведения судебно-медицинских, судебно-психиатрических, судебно-психологических и комплексной судебной психолого-психиатрической экспертиз установлен ведомственными нормативными правовыми актами.
Статья 229. Права подозреваемого, обвиняемого, защитника, потерпевшего и свидетеля при назначении и проведении экспертизы
Комментарий к статье 229
1. Предусмотренные в ч. 1 комментируемой статьи права подозреваемого, обвиняемого, его законного представителя и защитника не только позволяют обеспечить всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела, избежать ситуаций, когда требуется назначение дополнительных и повторных экспертиз, но и способствуют обеспечению принципов неприкосновенности личности и осуществления правосудия на основе состязательности. Вместе с тем такие права подозреваемый, обвиняемый и соответственно его законный представитель и защитник имеют только в отношении экспертиз, касающихся установления обстоятельств, имеющих значение для выдвинутого в отношении их подозрения и обвинения, т.е. они не распространяются на экспертизы, проводимые для установления обстоятельств, имеющих значение для установления вины или невиновности иных подозреваемых либо обвиняемых по делу.
Возможность заявить отвод эксперту может быть реализована участниками процесса не только при назначении экспертизы, но и при проведении экспертизы и после ее производства по основаниям и в порядке, предусмотренным ст. 85 УПК. Ходатайство о привлечении в качестве экспертов конкретных специалистов не является обязательным для следователя, однако отказ должен быть мотивирован.
Подозреваемый, обвиняемый с разрешения следователя либо лица, производящего дознание, может присутствовать при проведении как всего экспертного исследования, так и отдельных действий.
Закон не предусматривает возможности представления подозреваемым, обвиняемым или иными лицами дополнительных материалов непосредственно эксперту. Указанные лица могут представлять доказательства (п. 10 ч. 2 ст. 41 и п. 9 ч. 2 ст. 43 УПК). Однако только в случае их приобщения к материалам уголовного дела они могут быть предоставлены эксперту следователем или лицом, производящим дознание, для экспертизы.
2. Указанными в ч. 1 комментируемой статьи правами наделены также потерпевший и свидетель, но только в том случае, если они сами подвергаются экспертизе.
3. Экспертиза в отношении свидетеля проводится только с его согласия. В случае назначения экспертизы в отношении несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля, несмотря на требуемое в соответствии с ч. 3 комментируемой статьи получение письменного согласия его законных представителей, нецелесообразно проводить экспертное исследование против воли самого несовершеннолетнего.
Статья 230. Проведение экспертизы в экспертном учреждении
Комментарий к статье 230
1. Несмотря на то что экспертиза проводится в экспертном учреждении, экспертное исследование осуществляется от имени конкретного эксперта (экспертов), который несет (несут) за него персональную ответственность.
Выбор эксперта осуществляется руководителем учреждения, который распределяет нагрузку, знает узкую специализацию, научный профиль экспертов учреждения. Однако не исключается возможность указать в постановлении и конкретного эксперта.
2. При проведении экспертизы в экспертном учреждении на руководителя этого учреждения возлагается ряд процессуальных обязанностей, предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи. Помимо этого, руководитель обязуется обеспечить контроль за качеством и сроками экспертных исследований, создать условия, необходимые для производства экспертизы, обеспечить сохранность предоставленных материалов; обеспечить условия для сохранения конфиденциальности исследований и их результатов и т.п. Руководитель экспертного учреждения вправе решить вопрос о проведении комплексной или комиссионной экспертизы.
Статья 231. Проведение экспертизы вне экспертного учреждения
Комментарий к статье 231
1. Закон допускает проведение экспертизы не только в государственном или негосударственном судебно-экспертном учреждении, но и вне экспертного учреждения. Не будет противоречить закону назначение проведения экспертизы вне экспертного учреждения даже в том случае, когда имеются государственные судебно-экспертные учреждения, проводящие подобные экспертизы.
В случае проведения экспертизы вне экспертного учреждения на следователя, лицо, производящее дознание, возлагается ряд дополнительных обязанностей, указанных в комментируемой статье.
2. Следователь, лицо, производящее дознание, вправе требовать у эксперта документы, подтверждающие его специальную квалификацию, а также сведения о его профессиональном опыте и отношениях с лицами, участвующими в производстве по уголовному делу (п. 3 и 4 ч. 4 ст. 61 УПК).
Помимо выполнения требований, указанных в комментируемой статье, целесообразно определить срок производства экспертизы, разъяснить форму заключения, оговорить допустимые повреждения объектов, предоставляемых на экспертизу, и т.п.
Статья 232. Комиссионная экспертиза
Комментарий к статье 232
1. Комиссионной называется экспертиза, проводимая несколькими экспертами одной специальности (профиля). Поручение экспертизы нескольким экспертам может быть обусловлено сложностью поставленных перед экспертом вопросов и высокой субъективностью суждений, большим количеством материалов, предоставленных для экспертизы, назначением повторных экспертиз (см. комментарий к ст. 239 УПК) и т.п. Комиссия экспертов может быть создана по решению как следователя, лица, производящего дознание, так и руководителя экспертного учреждения, в котором проводится экспертиза.
2. При проведении комиссионной экспертизы каждый эксперт самостоятельно проводит исследование, а совместно эксперты анализируют полученные результаты и совместно в пределах своих специальных познаний при отсутствии разногласий отвечают на поставленные вопросы. В случае разногласий между экспертами ч. 3 комментируемой статьи закрепляет возможность изложения экспертами самостоятельно своих выводов в отдельном заключении.
Статья 233. Комплексная экспертиза
Комментарий к статье 233
1. Комплексная экспертиза - это экспертное исследование, проводимое несколькими экспертами различных специальностей на основе использования разных специальных знаний. Комплексная экспертиза проводится в случаях, когда установление того или иного обстоятельства невозможно путем проведения отдельных экспертиз либо это выходит за пределы компетенции одного эксперта или комиссии экспертов одной специальности.
2. При производстве комплексной экспертизы каждый эксперт вначале выполняет самостоятельно исследование в рамках одной специальности и составляет промежуточные выводы, на основе которых потом формулируются итоговые ответы на поставленные вопросы и составляется единое заключение.
Каждый член комиссии экспертов дает заключение от своего имени на основе самостоятельно проведенных исследований, в соответствии со своей специальностью и несет за сделанное им заключение персональную ответственность. В заключении указывается, какие исследования и в каком объеме проводил каждый эксперт, к каким выводам он пришел, и каждый эксперт подписывает соответствующую часть заключения. Общий вывод делают те эксперты, которые компетентны в общей оценке полученных результатов.
3. Комплексная экспертиза может рассматриваться как вид комиссионной экспертизы, соответственно разногласия в выводах при составлении заключения оформляются в соответствии с положениями ч. 3 ст. 232 УПК.
Статья 234. Получение образцов для сравнительного исследования
Комментарий к статье 234
1. Образцы для сравнительного исследования делятся на свободные и несвободные (экспериментальные) в зависимости от времени и условий возникновения. Свободные образцы создаются не для цели сравнительного исследования и не в связи с производством по уголовному делу, несвободные (экспериментальные) получают в ходе производства по делу, заинтересованные лица знают о цели их получения.
Экспериментальные образцы получают путем производства специального процессуального действия, предусмотренного комментируемой статьей, либо во время производства экспертизы.
Свободные образцы для сравнительного исследования получают в ходе производства иных следственных или процессуальных действий (обыск, выемка, осмотр и т.п.), в том числе путем истребования их на основании запросов.
Для сравнительного исследования могут быть получены в зависимости от вида экспертиз: оттиски печатей, стреляные пули и гильзы, образцы почерка, отпечатки пальцев, фонограммы голоса, образцы биологического происхождения (крови, слюны и т.п.) и др.
2. Процессуальным основанием для получения экспериментальных образцов для сравнительного исследования является постановление следователя либо лица, производящего дознание. Образцы для сравнительного исследования могут быть получены и до возбуждения уголовного дела (ч. 2 ст. 173 УПК).
При получении образцов для сравнительного исследования следует обеспечить неуклонное соблюдение принципа уважения чести и достоинства (ст. 12 УПК).
В необходимых случаях к производству данного процессуального действия привлекаются специалисты. Целесообразно привлекать специалиста для проведения этого процессуального действия в случае, если получение образцов связано с обнажением лица.
3. Образцы для сравнительного исследования могут быть получены, в том числе и в принудительном порядке, у обвиняемого, подозреваемого. Образцы для сравнительного исследования могут быть получены также у потерпевшего и у свидетеля только с его согласия и только с целью проверить, не оставлены ли ими следы на месте происшествия или на вещественных доказательствах. Недопустимо отбирать образцы для сравнительного исследования у свидетеля с целью уличить его в совершении преступления.
4. Образцы для сравнительного исследования вещественными доказательствами не являются и не требуют приобщения их к материалам дела. Образцы для сравнительного исследования отбираются у живых лиц, в противном случае получают только свободные образцы путем производства других процессуальных действий.
5. Образцы для сравнительного исследования могут быть получены и в ходе экспертного исследования с соблюдением требований ч. 1 - 3 комментируемой статьи. В этом случае результаты отражаются в заключении эксперта, дополнительного оформления их получение не требует.
Статья 235. Помещение подозреваемого или обвиняемого в государственную организацию здравоохранения для проведения экспертизы
Комментарий к статье 235
1. Помещение подозреваемого или обвиняемого в государственную организацию здравоохранения для проведения экспертизы - это мера процессуального принуждения, состоящая во временном содержании обвиняемого или подозреваемого в государственной организации здравоохранения для обеспечения стационарного наблюдения при проведении судебно-медицинского или судебно-психиатрического экспертного исследования. Решение вопроса о том, каким способом (амбулаторно либо стационарно) должна быть проведена экспертиза, относится к компетенции эксперта.
В государственное учреждение здравоохранения для производства экспертизы могут быть помещены только обвиняемый и подозреваемый.
2. Мера принуждения, предусмотренная комментируемой статьей, существенно ограничивает конституционное право на неприкосновенность личности (ст. 25 Конституции Республики Беларусь, ст. 11 УПК). Соответственно, если в отношении подозреваемого, обвиняемого не избиралась мера пресечения в виде заключения под стражу, решение о помещении в государственное учреждение здравоохранения для проведения экспертизы должно приниматься по постановлению следователя, органа дознания с санкции прокурора или его заместителя. Данное решение лица, производящего дознание, должно быть утверждено начальником органа дознания (ч. 5 ст. 38 УПК). Помимо лиц, указанных в ст. 235 УПК, решение о помещении в государственную организацию здравоохранения для проведения экспертизы может быть принято Председателем Следственного комитета Республики Беларусь, Председателем Комитета государственной безопасности Республики Беларусь или лицами, исполняющими их обязанности, без санкционирования прокурором (ч. 5 ст. 35, ч. 6 ст. 38 УПК).
Решение о помещении в государственную организацию здравоохранения для проведения экспертизы лица, не содержащегося под стражей, может быть обжаловано не только вышестоящему прокурору, но и в суд в порядке, предусмотренном ст. 143 - 145 УПК, а также на это решение может быть принесен протест в порядке ст. 147-1 УПК.
3. Срок пребывания в стационаре может быть различным и зависит от целей и состояния обвиняемого, подозреваемого. По смыслу ч. 2 ст. 226 УПК недопустимо помещение в государственное учреждение здравоохранения до возбуждения уголовного дела.
Представляется, что срок пребывания подозреваемого или обвиняемого в учреждении здравоохранения подлежит продлению по правилам, установленным для продления срока содержания под стражей, он не должен превышать срок проведения экспертизы.
4. Обвинение во время производства экспертизы подозреваемому не предъявляется.
Статья 236. Содержание заключения эксперта, сообщения о невозможности дачи заключения
Комментарий к статье 236
1. Заключение эксперта является результатом проведения по поручению органа, ведущего уголовный процесс, экспертного исследования на основе специальных знаний обстоятельств уголовного дела. Эксперт проводит исследование самостоятельно и на основе собственных специальных знаний делает заключение об обстоятельствах, имеющих значение для дела.
2. Заключение состоит из трех частей - вводной, исследовательской и выводов, требования к которым предусматривает ч. 1 комментируемой статьи.
Исследовательская часть должна быть изложена литературным языком и понятна лицам, не имеющим специальных познаний. Употребляемые специальные термины следует разъяснять.
В выводах даются обоснованные ответы на поставленные вопросы, которые не должны противоречить проведенному исследованию.
Эксперт обладает экспертной инициативой, т.е. может по собственному усмотрению установить обстоятельства, по поводу которых не были поставлены вопросы, но имеющие значение для дела. Обстоятельства, устанавливаемые экспертом по собственной инициативе, излагаются в заключении наряду с выводами эксперта.
3. К заключению эксперта для наглядной оценки выводов прилагаются фотографии, таблицы, схемы и т.п. Также к заключению должны быть приложены оставшиеся вещественные доказательства, образцы для сравнительного исследования и другие дополнительные материалы.
В случаях, когда в ходе экспертизы применяются методы, которые могут привести к необратимым изменениям свойств либо уничтожению вещественного доказательства, следует согласовывать с органом, назначившим экспертизу, допустимость подобных действий и в заключении эксперта мотивировать их необходимость. В этом случае к заключению должны быть приложены детальное описание вещественного доказательства, его фотографии или копия.
4. Основания составления сообщения о невозможности дачи заключения: недостаточный уровень развития науки и экспертной практики, когда не разработана методика исследования; поставленные вопросы выходят за переделы специальных знаний эксперта, т.е. относятся к иной области знаний, иной специализации; недостаточность материалов, предоставленных эксперту, или их непригодность для дачи заключения.
Эксперт вправе ходатайствовать о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения (п. 2 ч. 2 ст. 61 УПК), поэтому представляется, что сообщение о невозможности дачи заключения из-за непригодности или недостаточности материалов для дачи заключения возможно только после получения уведомления органа, назначившего экспертизу, о невозможности предоставления дополнительных материалов.
5. Заключение эксперта, приложения к заключению эксперта, сообщение о невозможности дачи заключения оформляются в письменном виде, подписываются экспертом (экспертами). Особенности подписания комплексных и комиссионных экспертиз предусмотрены ч. 3 ст. 232 УПК (см. комментарий к ст. 232 УПК).
Статья 237. Допрос эксперта
Комментарий к статье 237
1. Допрос эксперта либо получение его объяснений до возбуждения уголовного дела предусматривает своей целью получение разъяснений и уточнений данного ранее заключения и не является обязательным действием. Необходимость в нем возникает, когда остались неясными ход исследования, отдельные выражения и выводы эксперта, устранение которых возможно без назначения дополнительной либо повторной экспертизы. Исходя из нормы п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29.03.2001 N 1 "О судебной экспертизе по уголовным делам" (далее - постановление N 1) можно определить, что под разъяснением следует понимать доведение экспертом до участников уголовного процесса смысла как отдельных положений, так и всего заключения в целом. Уточнениями заключения принято считать вытекающие из проведенных исследований выводы по обстоятельствам, не нашедшие отражения в самом заключении, а также отдельные обоснования выводов эксперта.
Допрос либо получение объяснений эксперта позволяет избежать случаев необоснованного назначения повторных и дополнительных экспертиз. Вместе с тем при невозможности устранить неясность и неполноту исследования, сомнения в его правильности в ходе допроса либо получения объяснений может быть назначена повторная либо дополнительная экспертиза (см. комментарий к ст. 239 УПК).
Эксперт может быть допрошен и по сделанному им сообщению о невозможности дачи заключения для детального разъяснения причин этого.
2. Норма ч. 2 комментируемой статьи прямо запрещает допрос эксперта либо получение объяснений до дачи заключения, т.к. предметом показаний либо объяснений является проведенная экспертиза. Ответы на поставленные вопросы должны быть ограничены только рамками предмета экспертизы, сделанных выводов и не могут основываться на проведении новых исследований.
3. При производстве допроса составляется протокол по правилам, предусмотренным ст. 193 и 194 УПК. Для более точного отражения в протоколе разъяснения и уточнения по поводу проведенного исследования эксперт может записать собственноручно. При получении объяснений эксперта до возбуждения уголовного дела требований к его оформлению уголовно-процессуальный закон не содержит.
4. В случаях, когда эксперты, участвовавшие в проведении комиссионной и комплексной экспертиз, пришли к различным выводам и каждый из них составил отдельное заключение либо когда мнение одного из экспертов разошлось с мнением большинства и он сформулировал его в отдельном заключении, могут быть допрошены все эксперты в отдельности по поводу данных ими заключений.
Статья 238. Предъявление подозреваемому, обвиняемому, защитнику, потерпевшему и свидетелю заключения эксперта
Комментарий к статье 238
1. Предъявление заключения эксперта или сообщения о невозможности дачи заключения, а также объяснений или протокола допроса эксперта - это заключительный этап назначения и проведения экспертизы, который позволяет обеспечить не только всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств уголовного дела, но и реализует право подозреваемого, обвиняемого на защиту, принцип состязательности и равенства прав сторон в процессе. Данное процессуальное действие осуществляется только лицом, ведущим производство по делу, и не может быть проведено самим экспертом.
Заключение эксперта (либо сообщение о невозможности дачи заключения), а также объяснения или протокол допроса эксперта подозреваемому, обвиняемому, а также их защитнику предъявляются в обязательном порядке до окончания предварительного расследования, однако момент ознакомления определяется лицом, ведущим производство по делу. Потерпевший и свидетель, подвергшиеся экспертизе, знакомятся с заключением эксперта по их ходатайству. Помимо лиц, указанных в ст. 238 УПК, право знакомиться с заключением эксперта (либо сообщением о невозможности дачи заключения), а также объяснениями или протоколом допроса эксперта имеют законные представители подозреваемого, обвиняемого (п. 6 ч. 1 ст. 229 УПК), а также законные представители потерпевшего и свидетеля, подвергшихся экспертизе (п. 11 ч. 1 ст. 57 УПК).
2. Реализация гарантий, предусмотренных комментируемой статьей, особенно важна в том случае, когда экспертиза была назначена или проведена до признания лица подозреваемым либо привлечения в качестве обвиняемого, т.е. когда оно не реализовало по объективным причинам права, предусмотренные ст. 229 УПК.
3. Подозреваемый, обвиняемый, потерпевший и свидетель по итогам ознакомления с заключением эксперта могут заявлять ходатайства о проведении дополнительной либо повторной экспертизы, о производстве допроса эксперта, а также давать свои объяснения. В случае если указанные лица желают дать пояснения, они должны быть допрошены.
4. Заключение эксперта (либо сообщение о невозможности дачи заключения) не предъявляется лицу, чье психическое состояние делает это невозможным.
Статья 239. Дополнительная и повторная экспертизы
Комментарий к статье 239
1. Дополнительная экспертиза назначается, когда первоначальное заключение эксперта не вызывает сомнений по существу, однако либо является неполным, либо требуется устранение неясностей, либо возникают новые вопросы в отношении объектов, которые исследовались ранее при производстве первичной экспертизы.
Недостаточно полным может быть, например, признано заключение, основанное на исследовании не всех представленных эксперту объектов или не содержащее исчерпывающих ответов эксперта на все поставленные вопросы (п. 19 постановления N 1).
Поскольку при назначении дополнительной экспертизы не ставятся под сомнение выводы первоначальной экспертизы, ее производство допустимо и целесообразно поручать тому же эксперту (экспертам).
2. Повторная экспертиза проводится в случае сомнений в обоснованности или правильности заключения эксперта, например при выявленной некомпетентности эксперта или наличии иных оснований для отвода эксперта; наличии внутренних противоречий в выводах эксперта либо когда описательная часть экспертизы не соответствует выводам и ответам на поставленные вопросы и т.п. Производство повторной экспертизы требуется и при признании первоначального заключения эксперта недопустимым в силу нарушений при назначении и производстве первичной экспертизы.
Повторная экспертиза проводится на основе исследования тех же исходных данных и объектов, которые были представлены на первичную экспертизу, однако при назначении повторной экспертизы могут быть поставлены и новые вопросы по ранее исследованным материалам, в том числе связанные с анализом методов, которые применялись при первичной экспертизе.
Несогласие органа, ведущего уголовный процесс, с выводами экспертизы само по себе не является основанием для назначения повторной экспертизы. Следует учитывать наличие в деле иных доказательств по обстоятельствам, являющимся предметом экспертизы, а также практическую важность проведения повторной экспертизы, например при утрате или существенном изменении исследуемых объектов (п. 20 постановления N 1).
Повторная экспертиза всегда поручается другому эксперту (экспертам).
3. Помимо иных данных в постановлении о назначении дополнительной или повторной экспертизы указываются мотивы несогласия с выводами первичной экспертизы, а также дополнительные материалы, относящиеся к предмету экспертизы.
Кроме того, вместе с постановлением о назначении дополнительной или повторной экспертизы, объектами экспертного исследования, образцами для сравнительного исследования и иными материалами, имеющими значение для проведения экспертизы, эксперту обязательно должны быть представлены заключения (со всеми приложениями) всех предшествующих по делу экспертиз либо сообщений о невозможности дачи заключения.
4. Дополнительная и повторная экспертизы назначаются только при необходимости производства дополнительных исследований, т.е. тогда, когда внести ясность или восполнить полноту заключения, устранить сомнения в правильности и обоснованности заключения эксперта не представилось возможным путем допроса или получения объяснений эксперта в порядке, предусмотренном ст. 237 УПК.
5. О производстве дополнительной или повторной экспертизы могут ходатайствовать подозреваемый, обвиняемый и иные участники процесса после ознакомления с результатами первоначальной экспертизы, либо она может быть назначена следователем, лицом, производящим дознание, по собственной инициативе.
6. При назначении повторной и дополнительной экспертиз обязательно соблюдение всего порядка ее назначения и производства, в том числе обеспечение предусмотренных ст. 229 УПК прав подозреваемого, обвиняемого, их законных представителей и защитника, а также потерпевшего и свидетеля, подвергаемых экспертизе. Заключения эксперта по итогам повторной и дополнительной экспертиз оцениваются в общем порядке.
Документ предоставлен КонсультантПлюс
ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ