Глава 14. иные меры процессуального принуждения

(СТАТЬИ 128 - 134)

Д.В.ШИЛИН,

кандидат юридических наук,

начальник отдела криминологической

экспертизы проектов законов

ГУ "Научно-практический центр проблем

укрепления законности и правопорядка

Генеральной прокуратуры

Республики Беларусь"

Материал подготовлен с использованием

правовых актов по состоянию

на 10 февраля 2014 г.

Статье 128. Основания для применения иных мер процессуального принуждения

Комментарий к статье 128

1. Применение иных мер процессуального принуждения направлено на обеспечение установленного Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее - УПК) порядка предварительного следствия и судебного разбирательства. Их целью является устранение возможных или действительных препятствий, возникающих в расследовании и рассмотрении уголовного дела. По характеру ограничений иные меры процессуального принуждения более мягкие по сравнению с мерами пресечения. По общему правилу такие меры применяются в отношении подозреваемого или обвиняемого. Однако в случаях, предусмотренных УПК, они могут применяться также к потерпевшему, свидетелю, иным лицам, участвующим в уголовном процессе (эксперту, специалисту, педагогу, переводчику, понятому, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, представителю), в том числе присутствующим в зале судебного заседания.

О применении меры процессуального принуждения орган уголовного преследования выносит мотивированное постановление, а суд - постановление либо определение. Такие меры процессуального принуждения, как временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество, а равно временное ограничение права на выезд из Республики Беларусь, применяются только в отношении подозреваемого или обвиняемого. Необходимым условием применения иных мер процессуального принуждения является наличие возбужденного уголовного дела.

2. К потерпевшему, свидетелю и другим лицам, участвующим в уголовном процессе, может применяться обязательство о явке, привод или денежное взыскание. Денежное взыскание может быть также применено в отношении лиц, нарушающих порядок в зале судебного заседания и не являющихся участниками уголовного процесса.

Статье 129. Обязательство о явке

Комментарий к статье 129

1. Обязательство о явке является превентивно-обеспечительной мерой процессуального принуждения, которая не ограничивает свободу гражданина либо его имущественные интересы. Лицо вправе вести обычный образ жизни, выезжать за пределы населенного пункта, в котором оно проживает (поставив об этом в известность орган, ведущий уголовный процесс). Ее цель состоит в обеспечении участия подозреваемого или обвиняемого при проведении следственных действий, а также в судебном разбирательстве. Орган, ведущий уголовный процесс, берет у лица обязательство о явке при отсутствии необходимости в применении меры пресечения, однако при наличии достаточных оснований, указывающих на то, что лицо может уклониться от участия в следственных действиях или в судебном разбирательстве либо от явки по вызову без уважительных причин. Помимо явки по вызову органа, ведущего уголовный процесс, лицо обязуется также сообщить о перемене места жительства.

2. Несмотря на то что срок применения указанной меры в УПК не установлен, системное толкование норм УПК позволяет сделать вывод о том, что обязательство о явке ограничивается рамками уголовного процесса по конкретному уголовному делу и рамками времени нахождения лица в статусе подозреваемого или обвиняемого.

3. В случае нарушения подозреваемым или обвиняемым обязательства о явке к нему может быть применена более строгая мера принуждения - привод, а при наличии оснований, предусмотренных ст. 117 УПК, - соответствующая мера пресечения.

Статья 130. Привод

Комментарий к статье 130

1. Привод состоит в принудительном доставлении в орган, ведущий уголовный процесс, для участия в процессуальных действиях. Он имеет внешнюю схожесть с кратковременным лишением свободы, однако юридически таковым не является. Основанием для его применения выступает неявка без уважительных причин по вызову подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, а также свидетеля. Орган дознания, следователь, прокурор, судья выносят мотивированное постановление о приводе, а суд выносит определение.

2. Вынесению постановления (определения) о приводе предшествует проверка причин неявки (имеется ли расписка о вручении повестки, нет ли справки о болезни и пр.). При необходимости следует опросить лиц, вручивших повестку, должностных лиц по месту работы вызываемого лица, работников почтового отделения и т.д. В случае когда лицо не было надлежащим образом извещено о необходимости явки в орган, ведущий уголовный процесс (в том числе с нарушением порядка, предусмотренного ст. 216 УПК), то отсутствуют правовые основания для осуществления привода.

Для принятия решения о приводе следует выяснить, насколько уважительными явились причины неявки. К таковым исходя из положений ч. 5 ст. 242 УПК можно отнести:

1) заболевание вызываемого лица, лишающее его возможности явиться;

2) смерть члена семьи или близкого родственника;

3) стихийные бедствия;

4) иные обстоятельства, лишающие лицо возможности явиться в назначенный срок (например, несвоевременное получение повестки; болезнь члена семьи, требующая постоянного ухода, при невозможности поручить кому-то уход за ним; нарушение работы общественного транспорта и т.д.).

При этом занятость на работе, направление в командировку и т.п. не рассматриваются как уважительные причины неявки в случае своевременного вручения повестки. Вызываемое лицо обязано заблаговременно уведомить тот орган, которым оно вызывалось, о наличии причин, препятствующих явке. Данные обстоятельства должны быть обозначены в мотивированном постановлении с указанием причин, по которым невозможно обеспечить явку лица иными средствами.

3. Должностное лицо, осуществляющее привод, объявляет постановление (определение) о приводе лицу, в отношении которого оно вынесено. Это удостоверяется подписью вызываемого лица. При отказе от подписи процессуальный документ удостоверяется подписью должностного лица, его объявившего.

4. Привод не может производиться в ночное время (т.е. в период с 22 до 6 часов).

5. Приводу не подлежат:

1) несовершеннолетние до 14 лет, чей возраст подтвержден соответствующим документом;

2) беременные женщины, беременность которых подтверждена соответствующим документом государственного медицинского учреждения либо признаки беременности которых явно выражены;

3) больные, которые по состоянию здоровья не могут или не должны оставлять место своего пребывания, что должно быть удостоверено врачом, работающим в государственном медицинском учреждении.

6. Привод осуществляется территориальными органами внутренних дел по месту жительства или нахождения лица, подвергаемого приводу. Время действия привода ограничено соответствующим следственным действием (или их совокупностью), для участия в котором лицо было подвергнуто приводу.

Статья 131. Временное отстранение от должности

Комментарий к статье 131

1. Временное отстранение от должности применяется только в отношении подозреваемого или обвиняемого. Данная мера уголовно-процессуального принуждения состоит в недопущении подозреваемого или обвиняемого к выполнению своих трудовых обязанностей либо занятию определенной деятельностью в целях предупреждения воспрепятствования ими производству по уголовному делу. При этом не обязательно, чтобы подозреваемый или обвиняемый являлись должностными лицами. Такая мера может быть применена при наличии достаточных оснований полагать, что, оставаясь на работе, подозреваемый или обвиняемый:

1) будут препятствовать предварительному расследованию и судебному разбирательству уголовного дела, возмещению вреда, причиненного преступлением (могут уничтожить либо изъять документы; воспрепятствовать проведению ревизии, проверок и экспертиз; воздействовать на подчиненных по службе, свидетелей и потерпевших в целях получения от них благоприятных для себя показаний; попытаются сокрыть либо фальсифицировать доказательства, используя служебное положение, заручиться поддержкой иных должностных лиц и т.д.);

2) продолжат заниматься преступной деятельностью, связанной с пребыванием в этой должности.

В материалах уголовного дела должны быть данные, подтверждающие вероятность наступления указанных обстоятельств, в особенности при расследовании длящихся преступлений. Такие данные содержатся и в постановлении (определении) об отстранении от должности.

Правом временного отстранения от должности обладают: прокурор, его заместитель, Председатель Следственного комитета Республики Беларусь, Председатель Комитета государственной безопасности Республики Беларусь или лица, исполняющие их обязанности, суд. Таким правом наделен и следователь, однако принимаемое им постановление требует санкции прокурора или его заместителя.

2. При освобождении от должности запрещается не только исполнять свои должностные обязанности, но и заниматься определенной деятельностью. Запрещение занятия определенной деятельностью - это дополнительная мера наряду с отстранением от должности, когда совершение преступления связано именно с этим родом деятельности.

Об отстранении от должности выносится постановление (определение), в котором указываются основания отстранения от должности и мотивы принимаемого решения. Постановление о временном отстранении от должности направляется нанимателю и подлежит немедленному исполнению. По месту работы подозреваемого, обвиняемого временное отстранение от должности оформляется приказом, копия которого направляется для приобщения к уголовному делу.

3. Если отстраненный от должности подозреваемый или обвиняемый не занимается иной оплачиваемой деятельностью, он имеет право на ежемесячное государственное пособие. Его размер и порядок выплаты установлены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.01.2008 N 58 "О некоторых вопросах выплаты ежемесячного государственного пособия подозреваемому или обвиняемому, временно отстраненным от должности органом, ведущим уголовный процесс". Пособие подозреваемому или обвиняемому не выплачивается за период их нахождения в отпуске независимо от вида отпуска.

В случае когда в отношении подозреваемого или обвиняемого применяется мера пресечения в виде заключения под стражу, то выплата нанимателем пособия приостанавливается с даты, указанной в постановлении (определении) органа, ведущего уголовный процесс, о применении меры пресечения в виде заключения под стражу, и возобновляется с даты, указанной в постановлении (определении) органа, ведущего уголовный процесс, об отмене соответствующей меры пресечения.

Выплата пособия прекращается нанимателем в случаях:

вынесения органом, ведущим уголовный процесс, постановления (определения) об отмене временного отстранения от должности;

увольнения подозреваемого или обвиняемого.

Датой прекращения выплаты пособия подозреваемому или обвиняемому является соответственно дата вынесения органом, ведущим уголовный процесс, постановления (определения) об отмене временного отстранения подозреваемого или обвиняемого от должности либо дата увольнения подозреваемого или обвиняемого.

4. Временное отстранение от должности отменяется, когда в этой мере отпадает необходимость, т.е. когда устранены обстоятельства, которые явились основанием для принятия решения о применении данной меры. Например, в случае увольнения лица со службы или применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу.

Отстранение от должности может быть отменено также в связи с окончанием предварительного расследования, когда доказательственная база по делу уже сформирована, а все доказательства уже известны обвиняемому вследствие ознакомления с делом. Постановление (определение) об отмене временного отстранения от должности направляется нанимателю по месту его работы (службы). Оно вступает в силу со дня вынесения. С этого дня лицо должно быть восстановлено в ранее занимаемой должности.

Статья 132. Наложение ареста на имущество

Комментарий к статье 132

1. Наложение ареста на имущество является обеспечительной мерой гражданско-процессуального характера и состоит в его описании и объявлении собственнику или владельцу запрета на распоряжение, а в необходимых случаях и пользование имуществом для недопущения его сокрытия или отчуждения. Целесообразность ее применения в ряде случаев обусловлена тем, что согласно ч. 1 ст. 156 УПК органы уголовного преследования обязаны принять меры по обеспечению гражданского иска и исполнению приговора в части конфискации имущества. Это возможно в том числе посредством наложения ареста на имущество обвиняемого или лиц, несущих материальную ответственность за вред, причиненный преступными действиями обвиняемого или предусмотренным уголовным законом общественно опасным деянием невменяемого.

2. Наложение ареста на имущество является правом, а не обязанностью органа, ведущего уголовный процесс. В связи с этим оно подлежит применению исключительно в целях, указанных в ч. 1 комментируемой статьи, а именно в целях обеспечения:

1) возмещения ущерба (вреда), причиненного преступлением;

2) уплаты дохода, полученного преступным путем;

3) гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества.

Имущество, приобретенное преступным путем, подлежит аресту независимо от возможных в будущем гражданского иска или конфискации. Соответствующие мотивы наложения ареста на имущество должны быть указаны в постановлении. Имущество, на которое наложен арест, при необходимости может быть изъято у собственника или владельца и передано на хранение.

3. Наложение ареста возможно на имущество подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия. В соответствии со ст. 943 - 948 Гражданского кодекса Республики Беларусь ответственность за причиненный вред в установленных законом случаях могут нести также родители, усыновители и попечители несовершеннолетних, опекуны недееспособных, организации, которые осуществляют надзор над недееспособными, юридические лица, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих.

4. О наложении ареста на имущество выносится постановление. При наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счетах, и другие ценности, находящиеся в банках, подпись руководителя органа дознания, следователя, прокурора на постановлении о наложении ареста на имущество должна быть заверена гербовой печатью соответствующего учреждения.

Протокол описи арестованного имущества составляется с соблюдением требований ст. 193 УПК. Кроме того, в протоколе необходимо указывать: полное и точное наименование описываемого имущества; его индивидуально-определенные признаки (например, серийный номер) и качественное состояние; стоимость, заявленную собственником или владельцем. В случае изъятия имущества об этом делается соответствующая запись в протоколе. Копия протокола о наложении ареста на имущество вручается собственнику или владельцу, а также лицу, которому имущество передано на хранение. При необходимости предметы пломбируются или опечатываются. При этом в описи или протоколе указывается, какой пломбой или печатью опломбировано или опечатано имущество.

5. Арест не может быть наложен на залог как меру пресечения, предусмотренную ст. 124 УПК, а также на имущество, являющееся предметами первой необходимости (в соответствии с перечнем имущества, не подлежащего конфискации по приговору суда (приложение к Уголовно-исполнительному кодексу Республики Беларусь)).

6. Для определения стоимости имущества при наложении ареста на него может быть вызван специалист. Его участие не является обязательным, а возможно лишь в случаях, когда невозможно установить стоимость имущества иными средствами.

7. Владелец изъятого имущества лишается всех трех полномочий собственника по отношению к своему имуществу (владение, пользование и распоряжение). Однако это не означает перехода права собственности на арестованное имущество. В связи с этим орган уголовного преследования обязан обеспечить сохранность имущества, на которое наложен арест, до разрешения дела в суде, что вытекает из содержания ч. 1 ст. 156 УПК.

С этой целью имущество может быть изъято и передано на хранение представителю местной администрации, жилищно-эксплуатационной организации либо иному лицу, которое в состоянии обеспечить сохранность имущества. Имущество может быть также передано на хранение владельцу, собственнику либо членам его семьи, если отсутствуют основания полагать, что данное имущество может быть растрачено либо приведено в негодность. О принятии на хранение имущества, на которое наложен арест, отбирается подписка. В подписке лицо, ответственное за хранение имущества, обязуется обеспечивать его сохранность и одновременно предупреждается об уголовной ответственности за незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту. Согласно ст. 409 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее - УК) такая ответственность наступает за порчу, израсходование, сокрытие либо отчуждение имущества.

8. Необходимость в аресте имущества отпадает, если:

а) материальный ущерб, в обеспечение возмещения которого был наложен арест, возмещен добровольно в процессе расследования;

б) обвинение изменено на статью УК, не предусматривающую конфискацию имущества (если в обеспечение последней был наложен арест на имущество);

в) дело прекращено производством (если основания прекращения дела препятствуют предъявлению иска в порядке гражданского судопроизводства).

Арест также может быть отменен в отношении не всего имущества, а только его части (например, в случае частичного возмещения лицом вреда, причиненного преступлением).

Об отмене ареста на имущество, временного ограничения права на выезд из Республики Беларусь может быть указано в постановлении о прекращении предварительного расследования или уголовного преследования либо может быть вынесено отдельное постановление органом, в производстве которого находится уголовное дело. При этом закон не требует получения согласия прокурора или его заместителя, Председателя Следственного комитета Республики Беларусь, Председателя Комитета государственной безопасности Республики Беларусь или лиц, исполняющих их обязанности, на отмену наложенного ареста на имущество, находящегося в жилище, в случаях, когда он был осуществлен с санкции или по постановлению указанных лиц.

УПК предоставляет подозреваемому, обвиняемому, а также лицам, несущим по закону материальную ответственность за их действия, самостоятельно реализовать арестованное имущество под контролем органа уголовного преследования. Для этого указанные субъекты заявляют ходатайство об освобождении имущества от ареста.

Статья 132-1. Временное ограничение права на выезд из Республики Беларусь

Комментарий к статье 132-1

1. Временное ограничение права на выезд из Республики Беларусь является обеспечительной мерой уголовно-процессуального характера, применяемой для недопущения выезда лица с целью скрыться от органа, ведущего уголовный процесс. Согласно ст. 30 Конституции Республики Беларусь граждане Республики Беларусь имеют право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах Республики Беларусь, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно. Поскольку данная мера ограничивает конституционное право гражданина на свободу передвижения, для ее применения необходимы достаточные основания полагать, что подозреваемый или обвиняемый, не содержащиеся под стражей, могут уклониться от участия в следственных действиях или в судебном разбирательстве либо от явки по вызову без уважительных причин. Такими основаниями могут являться: наличие у лица гражданства зарубежного государства, вида на жительство; информация об обращении лица в посольство иностранного государства для получения визы для въезда в него либо наличие действительной визы (прежде всего однократной); намерение трудоустроиться в сопредельном государстве и пр. Однако такие основания должны приниматься во внимание органом, ведущим уголовный процесс, исходя из личности подозреваемого или обвиняемого, а также объективной реализуемости возможности скрыться за пределами Республики Беларусь (например, необходимость постоянного ухода за близким родственником, постоянно проживающим на территории Республики Беларусь, наличие на иждивении несовершеннолетних детей и т.д.).

2. Орган, ведущий уголовный процесс, вправе разрешить лицу выезд из Республики Беларусь на определенный срок. Такой выезд может быть разрешен по причине:

1) необходимости его участия в уголовном процессе за пределами Республики Беларусь;

2) оказания ему медицинской помощи, которая не может быть оказана в Республике Беларусь;

3) тяжелого заболевания или смерти близкого родственника, проживающего за пределами Республики Беларусь.

Указанный перечень обстоятельств является исчерпывающим, что исключает вынесение органом, ведущим уголовный процесс, постановления (определения) о разрешении выезда по иным обстоятельствам.

3. Для отмены временного ограничения права на выезд из Республики Беларусь орган, ведущий уголовный процесс, выносит соответствующее постановление (определение), когда в такой мере отпадает необходимость. Об отмене временного ограничения права на выезд из Республики Беларусь может быть указано в постановлении о прекращении предварительного расследования или уголовного преследования либо может быть вынесено отдельное постановление органом, в производстве которого находится уголовное дело.

4. О применении или отмене временного ограничения права на выезд из Республики Беларусь орган, ведущий уголовный процесс, объявляет подозреваемому или обвиняемому соответствующее постановление (определение) и вручает его копию. Подозреваемому или обвиняемому также разъясняется порядок обжалования вынесенного постановления (определения), предусмотренный главой 16 "Обжалование решений органа, ведущего уголовный процесс" УПК.

Статья 133. Исключена

(Закон Республики Беларусь от 05.01.2008 N 317-З "О внесении изменений и дополнения в законы Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых актов законодательства и отдельных положений актов законодательства Республики Беларусь по вопросам административной ответственности".)

Статья 134. Порядок наложения денежного взыскания и обращения залога в доход государства

Комментарий к статье 134

1. В указанной статье установлен порядок наложения денежного взыскания, предусмотренного ст. 121 УПК, а также обращения залога в доход государства в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 124 УПК.

2. Суд налагает денежное взыскание на каждого поручителя в случае совершения подозреваемым или обвиняемым действий, для предупреждения которых было применено личное поручительство. К таким действиям согласно ч. 1 ст. 121 УПК законодатель относит случаи, когда лицо: скрылось от органа уголовного преследования и суда; препятствовало расследованию дела или рассмотрению его судом; занималось преступной деятельностью.

3. Залог может быть обращен в доход государства в случае уклонения подозреваемого или обвиняемого от явки по вызову органа уголовного преследования и суда. При этом мера пресечения изменяется на более строгую.

4. В случае уклонения подозреваемого, обвиняемого, в отношении которых применена мера пресечения в виде залога, от явки по вызову органа уголовного преследования и суда, а равно в случае совершения такими лицами действий, для предупреждения которых было применено личное поручительство, составляется протокол с соблюдением требований ч. 3 ст. 134 УПК. Данный протокол рассматривается в порядке, определенном статьей 134 УПК. При наличии оснований судья выносит мотивированное постановление о наложении денежного взыскания, об обращении залога в доход государства или об отказе в этом.

5. Исполнение постановления о наложении денежного взыскания может быть отсрочено или рассрочено на основании решения судьи, вынесшего такое постановление. Основания для отсрочки или рассрочки исполнения постановления о наложении денежного взыскания - это, прежде всего, трудное материальное положение лица, на которое наложено денежное взыскание, а равно другие обстоятельства, которые не позволяют данному лицу в установленный срок исполнить его.

Документ предоставлен КонсультантПлюс

ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

Наши рекомендации