В. Дочерние хозяйственные общества
Авторы Проекта предлагают несколько изменить регулирование правового статуса дочернего хозяйственного общества (ст. 67.3 ГК РФ в редакции Проекта). Так, основное общество (товарищество) будет отвечать солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним не только во исполнение указаний основного общества (см. п. 2 ст. 105 ГК РФ), но и с его согласия (абз. 2 п. 2 ст. 67.3 ГК РФ в редакции Проекта).
Г. Аффилированность лиц
Резюме: правила определения аффилированности лиц останутся неизменными.
Ожидалось, что важной новеллой реформы гражданского законодательства станет введение единого регулирования отношений юридической связанности лиц: установление аффилированности и признание лица контролирующим (ст. 53.2 ГК РФ в редакции Проекта, рассмотренного Государственной Думой в первом чтении). Проект Гражданского кодекса РФ, принятый в первом чтении, содержал восемь оснований признания лиц аффилированными. Также Проектом предусматривалась возможность признания судом аффилированности между лицами, если будет доказано, что они получили фактическую возможность влиять на юридическое лицо в результате своих согласованных действий.
См. подробнее: КонсультантПлюс: Правовые новости. Специальный выпуск "Комментарий к проекту изменений Гражданского кодекса Российской Федерации". Раздел 2 "Юридические лица".
Напомним, что в настоящее время понятие аффилированного лица закреплено в Законе РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", в котором предусмотрены иные основания для установления аффилированности.
Возвращаясь к комментируемому Проекту, отметим, что приведенные выше положения в нем отсутствуют. Возможно, их исключению из Проекта поспособствовала критика рассматриваемой новеллы, изложенная в п. 9 Замечаний РСПП.
Общие положения об унитарном предприятии
И казенном предприятии
Первоначально в Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации предполагалось существенное реформирование унитарных предприятий (включая казенные предприятия), поскольку разработчики данной Концепции исходили из "бесперспективности данной организационно-правовой формы юридического лица и желательности ее постепенной замены другими видами коммерческих организаций, в том числе хозяйственными обществами с 100%-ным или иным решающим участием публично-правовых образований в их имуществе. Исходя из реальных потребностей федерального государства представляется допустимым сохранение в перспективе лишь федеральных казенных предприятий для некоторых особо важных сфер экономики" (п. 6.3 раздела III Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации).
Однако Проект не предусматривает столь серьезных изменений законодательства об унитарных предприятиях, так как положения Проекта в соответствующей части в целом совпадают с действующими нормами ст. ст. 113 - 115 ГК РФ.
Следует отметить, что Проект устанавливает закрепление имущества за унитарным предприятием только на праве оперативного управления (п. 2 ст. 113 ГК РФ в редакции Проекта), тогда как действующее законодательство допускает также функционирование унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения (п. 2 ст. 113 и ст. 114 ГК РФ).
При этом среди норм Проекта об унитарных предприятиях можно выделить абз. 2 п. 2 ст. 113 ГК РФ в редакции Проекта, согласно которому "права унитарного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со статьями 306 - 306.5 настоящего Кодекса и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях". В настоящее время Гражданский кодекс РФ перечисленных в цитате статей не содержит. В Проекте Федерального закона N 47538-6 "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации" данные статьи содержались в главе 20.7 "Право оперативного управления". Вместе с тем действующий в настоящее время Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон об унитарных предприятиях) предусматривает, что имущество принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления.
Таким образом, для реализации приведенного выше положения Проекта потребуется как дальнейшее изменение Гражданского кодекса РФ, так и изменение Закона об унитарных предприятиях.
Следует отметить, что правило п. 2 ст. 113 ГК РФ в редакции Проекта о принадлежности государственному или муниципальному предприятию имущества на праве оперативного управления вводится в действие с момента вступления в силу разд. II ГК РФ "Вещное право" (абз. 2 п. 12 ст. 3 Проекта).
Проект предусматривает введение специальной статьи в положения Гражданского кодекса РФ о казенных предприятиях (ст. 115 ГК РФ в редакции Проекта). В Проекте не указывается на то, что казенное предприятие получает вещное право на имущество, полученное от государственного собственника. Однако в п. 2 ст. 2 Закона об унитарных предприятиях установлено, что такое имущество казенное предприятие получает на праве оперативного управления. Отсюда можно сделать вывод, что ни унитарное предприятие, ни казенное предприятие (в терминологии Проекта) более не смогут владеть имуществом на праве хозяйственного ведения.
Общие положения о товариществах
Собственников недвижимости
Проект предусматривает относительно новую для российского права организационно-правовую форму некоммерческой организации - товарищество собственников недвижимости.
Как следует из п. 1 ст. 117.8 ГК РФ в редакции Проекта, товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение граждан - собственников недвижимых вещей (помещений в многоквартирном доме или в нескольких многоквартирных домах, жилых домов, дачных домов, садоводческих, огороднических или дачных земельных участков и т. п.), созданное ими для совместного использования имущества (вещей), в силу закона находящегося в их общей собственности и (или) в общем пользовании. Участниками такого товарищества по общему правилу являются только собственники - физические лица, поскольку, как указано в абзаце 2 названного выше пункта, участие юридических лиц в товариществах собственников недвижимости допускается только законом.
Проект устанавливает основы правового регулирования товариществ собственников недвижимости (ст. ст. 117.8 - 117.10 ГК РФ в редакции Проекта), однако по существу товарищество собственников недвижимости является обобщающим институтом, включающим в себя ныне существующие товарищества собственников жилья (разд. VI Жилищного кодекса РФ) и садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, деятельность которых урегулирована Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".