Несостоятельность (банкротство)
Проект предусматривает внесение изменений не только в Гражданский кодекс РФ, но и в иные федеральные законы. Так, положения Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" были дополнены прямым указанием на то, что не могут быть признаны несостоятельными (банкротами):
- казенные предприятия;
- учреждения;
- политические партии;
- религиозные организации.
Также Проектом установлено, что государственная корпорация или государственная компания может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание, а фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда (ст. 2 Проекта).
Аналогичная норма в настоящее время содержится в п. 1 ст. 65 ГК РФ.
Однако в соответствии с Проектом эта статья Гражданского кодекса РФ также будет изменена. Проект предусматривает, что юридическое лицо может быть ликвидировано путем осуществления конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве), если судом будет установлена неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 65 ГК РФ в редакции Проекта).
Указанная норма Гражданского кодекса РФ в редакции Проекта также предусматривает возможность применения к несостоятельному юридическому лицу иных процедур в соответствии с законодательством о банкротстве, направленных на восстановление платежеспособности этого лица.
Общие положения о хозяйственных товариществах
И обществах
Проект определяет хозяйственные товарищества и общества как корпоративные коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности (п. 1 ст. 66 ГК РФ в редакции Проекта).
Хозяйственные товарищества могут создаваться в организационно-правовой форме полного товарищества или товарищества на вере (коммандитного товарищества), хозяйственные общества - в форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью.
Из списка организационно-правовых форм юридических лиц согласно Проекту исключены общества с дополнительной ответственностью, как не получившие широкого распространения на практике (ст. 95 ГК РФ в действующей редакции). Также упразднено разделение акционерных обществ на закрытые и открытые, поскольку закрытые акционерные общества применяют модель отношений, характерную для обществ с ограниченной ответственностью (см. п. 4.1.6 разд. III Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации).
Участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации, участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере - граждане и юридические лица, а также публично-правовые образования. Однако государственные органы и органы местного самоуправления не вправе от своего имени участвовать в хозяйственных обществах и товариществах.
Важное нововведение закреплено в п. 1 ст. 66 ГК РФ в редакции Проекта. В нем указано, что объем правомочий участников хозяйственного общества может определяться не только пропорционально их долям в уставном капитале общества, но и по иным правилам, если это предусмотрено уставом общества или корпоративным договором. Сведения о заключении корпоративного договора, устанавливающего иное распределение объема правомочий участников общества, должны быть внесены в единый государственный реестр юридических лиц.
Представляется, что это указание закона призвано защитить интересы третьих лиц, которые должны знать, какой объем правомочий они могут получить, приобретая те или иные доли в уставном капитале общества.
Также существенным выглядит правило п. 2 ст. 66 ГК РФ в редакции Проекта. В данном пункте определено, что по долгам "хозяйственного общества одного лица" несет субсидиарную ответственность его единственный участник, если будет установлено, что они возникли в результате исполнения обществом указаний единственного участника. Тем самым в Гражданском кодексе РФ предлагается закрепить один из аспектов доктрины "проникновения под корпоративную вуаль" ("piercing of the corporate veil", "das Durchgriff durch den Schleier der Gesellschaft"). Согласно этой доктрине юридическое лицо перестает выполнять функцию ограничения ответственности его участников. Следует отметить, что данная доктрина известна российской судебной практике (Постановление Президиума ВАС РФ от 24.04.2012 N 16404/11 по делу N А40-21127/11-98-184).
Хозяйственные общества, в свою очередь, разделены на публичные и непубличные общества. К первым относятся акционерные общества, акции которых и конвертируемые в такие акции ценные бумаги публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Положения о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным.
К непубличным обществам относятся общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества, которые не отвечают признакам публичного общества (п. п. 1 и 2 ст. 66.3 ГК РФ в редакции Проекта).
А. Уставный капитал
Резюме: минимальный размер уставного капитала не будет закреплен в Гражданском кодексе РФ.
Ранее в Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации указывалось на необходимость увеличения размера уставного капитала хозяйственных обществ (п. 4.2 разд. III).
Однако комментируемым Проектом увеличение уставного капитала хозяйственного общества не предусмотрено. Минимальный размер уставного капитала будет определен законами о хозяйственных обществах (п. 1 ст. 66.2 ГК РФ в редакции Проекта).
Следует отметить, что авторы Проекта предлагают несколько ужесточить требования к оценке неденежных вкладов в уставный капитал хозяйственных обществ: она должна осуществляться только оценщиком. Сами участники хозяйственного общества не вправе оценить неденежный вклад в размере, превышающем сумму оценки, определенную независимым оценщиком (п. 2 ст. 66.2 ГК РФ в редакции Проекта).
Среди нововведений, касающихся уставного капитала хозяйственных обществ, можно отметить еще одно. Закреплена обязанность учредителей хозяйственного общества оплатить не менее трех четвертей его уставного капитала до государственной регистрации общества. Остальную часть уставного капитала хозяйственного общества его участники обязаны внести в течение первого года деятельности общества (п. 4 ст. 66.2 ГК РФ в редакции Проекта).
Б. Корпоративный договор
Резюме: предлагается установить правовые основы регулирования корпоративных договоров.
В случае принятия Проекта будут установлены общие положения о корпоративных договорах, которые сейчас в определенной мере уже известны российскому законодательству (например, акционерные соглашения - ст. 32.1 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", далее - Закон об акционерных обществах).
Согласно п. 1 ст. 67.2 ГК РФ в редакции Проекта участники хозяйственного общества или некоторые из них вправе заключить между собой договор об осуществлении своих корпоративных (членских) прав (корпоративный договор), в соответствии с которым они обязуются осуществлять эти права определенным образом или воздерживаться (отказаться) от их осуществления. Под осуществлением этих прав или отказом от их осуществления понимается, в частности, следующее:
- голосование определенным образом на общем собрании участников общества;
- согласованное осуществление иных действий по управлению обществом;
- приобретение или отчуждение доли в его уставном капитале (акций) по определенной цене и (или) при наступлении определенных обстоятельств либо воздержание от отчуждения доли (акций) до наступления определенных обстоятельств.
Проектом предусмотрено, что корпоративный договор не может:
- обязывать его участников голосовать в соответствии с указаниями органов общества, в отношении акций (долей в уставном капитале) которого заключен этот договор;
- определять структуру органов общества и их компетенцию, за исключением случаев, когда нормы Гражданского кодекса РФ или законов о хозяйственных обществах допускают их изменение уставом общества.
В настоящее время сходные нормы содержатся в п. 2 ст. 32.1 Закона об акционерных обществах. Кроме того, в имеющейся судебной практике есть (хотя и пока немногочисленные) примеры признания акционерного соглашения недействительным в случае, если в нем изменены установленные законом порядок и способы управления акционерным обществом (см., в частности, Постановление ФАС Поволжского округа от 25.05.2011 по делу N А57-7487/2010).
Также авторы Проекта предлагают специальную форму корпоративного договора. Он должен заключаться путем составления одного документа, подписанного сторонами (п. 2 ст. 67.2 ГК РФ в редакции Проекта).
Ожидается, что будет установлена обязанность участников хозяйственного общества, заключивших корпоративный договор, уведомить это общество о факте заключения договора. В случае неисполнения данной обязанности указанными лицами участники общества, не являющиеся сторонами корпоративного договора, вправе требовать возмещения причиненных им убытков.
Помимо прочего, значение корпоративного договора состоит в том, что его нарушение может являться основанием для признания недействительными решений органов хозяйственного общества по иску стороны корпоративного договора. Это возможно, если на момент принятия соответствующего решения сторонами корпоративного договора являлись все участники хозяйственного общества и признание решения органа недействительным не нарушает права и охраняемые законом интересы третьих лиц (абз. 1 п. 5 ст. 67.2 ГК РФ в редакции Проекта).
В то же время нарушение корпоративного договора, в котором участвуют не все участники хозяйственного общества, не влечет признания соответствующего решения собрания участников недействительным.
Напомним, что нарушение акционерного соглашения также не может являться основанием для признания недействительными решений органов общества (например, в силу абз. 2 п. 4 ст. 32.1 Закона об акционерных обществах).
Кроме того, сделка, заключенная стороной корпоративного договора в нарушение этого договора, может быть признана судом недействительной по иску участника корпоративного договора, но только при условии, что другая сторона сделки знала или должна была знать об ограничениях, предусмотренных корпоративным договором (абз. 2 п. 5 ст. 67.2 ГК РФ в редакции Проекта).
Разработчиками Проекта была урегулирована ситуация, когда действительность корпоративного договора оспаривается по мотиву его противоречия уставу хозяйственного общества. Согласно п. 6 ст. 67.2 ГК РФ в редакции Проекта стороны такого договора не вправе ссылаться на его недействительность в связи с тем, что он противоречит положениям устава общества.
Также Проектом разрешена проблема выхода участника (стороны корпоративного договора) из хозяйственного общества (путем отчуждения акций, доли в обществе и т.д.). Как указано в п. 7 ст. 67.2 ГК РФ в редакции Проекта, прекращение права одной стороны корпоративного договора на долю в уставном капитале хозяйственного общества (акции) не влечет прекращения действия корпоративного договора в отношении остальных его сторон, если иное не предусмотрено этим договором.
Также нельзя не отметить, что изложенные нормы, посвященные корпоративному договору, применяются и к соглашению о создании хозяйственного общества, если иное не установлено законом или не вытекает из существа отношений (п. 9 ст. 67.2 ГК РФ в редакции Проекта).