И их государственная регистрация

Резюме: регистрирующие органы будут проверять сведения о юридическом лице, подаваемые на регистрацию.

Проект ГК РФ предлагает единое регулирование для всех юридических лиц при принятии решения об их создании (ст. 50.1 ГК РФ в редакции Проекта). Установлено, что если учредителей двое или более, такое решение должно быть принято ими единогласно.

В решении должны быть указаны следующие сведения:

- об учреждении юридического лица;

- об утверждении его устава;

- о порядке, размере, способах и сроках образования его имущества;

- об избрании (назначении) его органов.

Если принимается решение о создании юридического лица корпоративного типа (основанном на началах членства), то в таком решении указываются также сведения о результатах голосования учредителей по вопросам учреждения юридического лица и о порядке совместной деятельности учредителей по созданию юридического лица.

Иные специальные нормы относительно принятия решения об учреждении отдельных видов юридических лиц могут предусматриваться федеральными законами.

В вопросах государственной регистрации юридических лиц Проект ГК РФ предусматривает, что все третьи лица могут добросовестно полагаться на действительность данных, содержащихся в ЕГРЮЛ (п. 2 ст. 51 ГК РФ в редакции Проекта).

Также и само юридическое лицо не вправе ссылаться в отношениях с третьими лицами на обстоятельства, не отраженные в ЕГРЮЛ.

Третьим лицам должны быть возмещены убытки, вызванные непредставлением, несвоевременным представлением или представлением недостоверных данных в ЕГРЮЛ юридическим лицом.

Это правило нашло свое отражение и применительно к юридической силе учредительных документов юридического лица. В п. 6 ст. 52 ГК РФ в редакции Проекта указано, что изменения устава приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. В то же время юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений.

Возможность полагаться на достоверность данных, отраженных в ЕГРЮЛ, была подкреплена правилом об обязательной проверке сведений о юридическом лице, подаваемых на регистрацию (п. 3 ст. 51 ГК РФ в редакции Проекта).

В п. п. 2.1, 2.2 разд. III Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации указывается, что сочетание этих правовых инструментов позволит снизить количество корпоративных захватов, "фирм-однодневок", случаев регистрации юридических лиц по украденным или потерянным документам.

Согласно Проекту ГК РФ уполномоченный орган обязан проверять достоверность данных о юридическом лице, представляемых для внесения в реестр, и в установленных законом случаях уведомлять заинтересованных лиц о предстоящей регистрации изменений устава юридического лица и регистрации изменений в иных данных о нем в реестре. Заинтересованные лица в свою очередь могут направлять свои возражения относительно предстоящих изменений в реестр.

В п. 7 Замечаний РСПП выражалась обеспокоенность тем, что данная норма может привести к необоснованному затягиванию сроков регистрации изменений, возникновению у компаний убытков. Однако законодатель, как можно заметить, не прислушался к этим замечаниям.

Ответственность членов органов управления

Юридического лица

Резюме: ответственность за убытки, причиненные юридическому лицу по его вине, может нести и мажоритарный участник.

Проектом ГК РФ предлагается установить обязанность лиц, которые в силу закона, иного правового акта или устава юридического лица уполномочены выступать от его имени, действовать в интересах этого юридического лица добросовестно и разумно. Так же и члены коллегиальных органов юридического лица должны действовать добросовестно и разумно в интересах этих юридических лиц (п. 3 ст. 53 ГК РФ в редакции Проекта).

В случае нарушения этой обязанности указанные лица будут нести ответственность перед юридическим лицом - они должны будут возместить причиненные по их вине убытки, если они действовали недобросовестно и неразумно (п. 1 ст. 53.1 ГК РФ в редакции Проекта).

Указанное правило вызвало возражения в деловом сообществе (п. 8 Замечаний РСПП). Предприниматели опасались, что установление обязанности членов органов управления юридического лица действовать разумно и добросовестно будет противоречить презумпции добросовестности участников гражданского оборота. Однако законодатель эти опасения не разделял, и предлагаемые РСПП изменения в Проект внесены не были.

В настоящее время аналогичные нормы имеются в специализированном законодательстве об отдельных видах юридических лиц, но на практике их применение не получило широкого распространения в силу сложности доказывания неразумности и недобросовестности. В Проекте ГК РФ указывается, что устранить и ограничить такую ответственность соглашением нельзя, его условия будут считаться ничтожными (п. 5 ст. 53.1 ГК РФ в редакции Проекта).

Предусматривается, что в отношениях между юридическим лицом и членами его органов должно в первую очередь применяться законодательство о юридических лицах, и лишь в части, не урегулированной этим законодательством, - нормы трудового права (п. 4 ст. 53 ГК РФ в редакции Проекта).

Ответственность за убытки, причиненные юридическому лицу по его вине, может нести и его мажоритарный участник (или иное лицо, имеющее фактическую возможность определять действия юридического лица, включая возможность давать указания членам органов управления) - п. 3 ст. 53.1 ГК РФ в редакции Проекта. Возможность возложения ответственности на лиц, контролирующих юридическое лицо, в том числе на его мажоритарных участников, вызвала возражение предпринимателей (п. 10 Замечаний РСПП), которые указывали на то, что участник хозяйственного общества не должен нести ответственность, превышающую размер его вклада.

Законодатель лишь отчасти прислушался к этим замечаниям, исключив из Проекта специальные и детализированные нормы, регулирующие ответственность контролирующих лиц (ст. ст. 53.2 - 53.4 ГК РФ в редакции Проекта), но оставил в Проекте общее положение об ответственности за убытки лиц, имеющих фактическую возможность определять действия юридического лица.

Также Проект предусматривает применение правил о солидарной ответственности к тем лицам (членам органов управления юридического лица, мажоритарным участникам и т.д.), которые совместно причинили убытки юридическому лицу (п. 4 ст. 53.1 ГК РФ в редакции Проекта).

Наши рекомендации