Тема «Транспортные и экспедиционные обязательства»
При изучении договоров, предметом которых являются услуги по перевозке груза, пассажиров, багажа, не следует ограничиваться анализом статей ГК РФ, так как по перевозке ГК содержит лишь основные нормы о договорах перевозки (ст. 784–800). Подробное регулирование перевозок различными видами транспорта осуществляется транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами перевозок. Поэтому следует обратить внимание на соотношение понятий «участники перевозки» и «стороны в договоре перевозки»; усвоить, каков статус перевозчика, грузоотправителя и грузополучателя в договоре; как между ними распределяются права и обязанности, а также ответственность; необходимо обратиться к специальным гражданско-правовым нормам, содержащимся в Транспортном уставе железных дорог РФ, утвержденном Федеральным законом от 8 января 1998 г., – по железнодорожным перевозкам; в Кодексе внутреннего водного транспорта РФ от 13 марта 2001 г.; в Уставе автомобильного транспорта РСФСР (УАТ), утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 г. № 12, – по автомобильным перевозкам; в Кодексе торгового мореплавания РФ (КТМ) 1999 г. – по морским перевозкам; в Воздушном кодексе РФ, введенным в действие с 1 апреля 1997 г., – по воздушным перевозкам.
Результатом сравнительного анализа договоров перевозки различными видами транспорта должно быть усвоение особенностей порядка оформления договоров, провозных документов, прав и обязанностей, а также ответственность сторон.
Известную трудность представляет вопрос об ответственности перевозчика за утрату или повреждение груза (ответственность за нарушение обязанностей, вытекающих из договора перевозки грузов). После уяснения общего для всех видов перевозок принципа ответственности перевозчика за указанные нарушения (ст. 796 ГК РФ), этот вопрос должен быть проанализирован применительно к каждому виду перевозок в отдельности. Для железных дорог, например, характерно большое число обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности (ст. 107–109 ТУЖД). Студент при этом должен знать основной классификационный признак, по которому все эти обстоятельства разделяются на две группы. В зависимости от того, на ком лежит бремя доказывания невиновности (или вины) в утрате или повреждении груза (на перевозчике или на клиенте), Устав включает обстоятельства, освобождающие перевозчика от ответственности, в ст. 108, 109 ТУЖД.
В перечне обстоятельств, освобождающих морского перевозчика от ответственности за утрату или повреждение груза, наряду с общими, есть целый ряд специфических случаев, свойственных природе морских перевозок (п. 1 ст. 166, ст. 167 КТМ).
При изучении данной темы необходимо обратить внимание на различия между договорами об организации перевозок и собственно договорами перевозки, а также уяснить отличие договора перевозки от договора аренды транспортного средства с экипажем и от договора имущественного найма.
Сопутствует перевозке груза, но является самостоятельным видом услуг транспортная экспедиция (ст. 801–806 ГК РФ).
При изучении договора транспортной экспедиции нужно, прежде всего, уяснить предмет договора, его особенности, усвоить общие черты и различия между данным договором и договорами поручения, комиссии и агентирования.
Важно обратить внимание на разграничение действия договора перевозки и договора экспедиции, обязанностей перевозчика и экспедитора. Это существенно для уяснения ответственности сторон и сроках исковой давности, которые различны по договорам транспортной экспедиции и перевозки груза. Для углубления знаний по договору транспортной экспедиции следует также обратиться к транспортным уставам и кодексам, которые содержат нормы об этом договоре.
Тема «Договор займа. Кредитный договор. Финансирование под уступку денежного требования»
В изучаемых договорах необходимо уяснить субъектный состав, объекты договоров и момент возникновения соответствующего правоотношения и затем по этим критериям провести различие между данными договорами. При анализе договора займа нужно обратить внимание на требования к форме договора в зависимости от размера займа и от субъектного состава обязательства и на последствия несоблюдения формы договора. Важно знать, в каких случаях договор займа предполагается возмездным, а в каких – безвозмездным, и как решается вопрос о степени возмездности, возможно ли и на каких условиях возвратить долг досрочно, последствия оспаривания договора займа за его безденежность.
После уяснения общих положений о договоре займа необходимо рассмотреть разновидности этого договора (целевой заем, договор государственного займа) и способы заключения договора (выдача векселя, путем выпуска и продажи облигаций), остановившись на особенностях правового регулирования в каждом случае.
Необходимо обратить внимание на понятие новации долга в заемное обязательство и рамки ее применения (ст. 818 ГК РФ).
В ходе изучения кредитного договора нужно обратить внимание на форму договора и последствия ее несоблюдения, на возможность и последствия отказа от предоставления или получения кредита. Необходимо знать и о способе обеспечения исполнения этого вида обязательства – залоге, в том числе и ипотеке.
Проанализировав понятие, субъектный состав и характеристику сторон договора (финансового агента и клиента), усвоив предмет и цели уступки денежного требования (получение финансирования или обеспечение исполнения обязательства), нужно выявить черты, отличающие данный договор от цессии.
Необходимо ясно представлять себе характер и объем взаимных прав и обязанностей финансового агента, клиента-кредитора и должника, а также рамки ответственности клиента перед финансовым агентом. Следует иметь в виду, что финансирование под уступку денежного требования иначе именуется факторингом.