II Модуль. Институты гражданского общества.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины
«Гражданское общество»
Направление подготовки – 38.04.04. «Государственное и муниципальное управление»
Квалификация выпускника - магистр
Очная форма обучения
Рязань 2015
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы магистратуры.
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся теоретических знаний и практических навыков в области развития институтов гражданского общества.
Основные задачи освоения учебной дисциплины:
1. получение системы знаний о теоретических основах исследования проблем развития гражданского общества
2. изучение с позиции компаративного подхода систем организационно-правового регулирования функционирования современного гражданского общества в РФ и зарубежных странах;
3. анализ теории и практики особенностей функций и факторов развития институтов гражданского общества в рамках различных подсистем публичной власти в РФ ;
4. рассмотрение современных социальных технологий взаимодействия институтов гражданского общества и органов государственной власти.
Код компетенции | Содержание компетенции | Перечень планируемых результатов |
ОК-3 | готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала | Уметь -использовать междисциплинарный подход для комплексного анализа развития гражданского общества; Знать - методологию самообразования с целью повышения качества научно-практического анализа развития институтов гражданского общества; Владеть -навыками самостоятельной работы поиска необходимой информации в рамках существующих справочно-правовых систем, информационных ресурсов органов государственной, муниципальной власти и институтов гражданского общества |
ОПК-3 | готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия | Уметь -критически оценивать варианты управленческих решений в рамках взаимодействия органов государственной муниципальной власти и институтов гражданского общества; Знать -методические подходы к процедуре подготовки принятия решений в рамках взаимодействия органов государственной. муниципальной власти и институтов гражданского общества; Владеть -теоретическими и организационно-правовыми подходами к оценке профессиональной компетенции государственных, муниципальных служащих при организации и реализации эффективного взаимодействия с институтами гражданского общества |
ПК-8 | владение принципами и современными методами управления операциями в различных сферах деятельности | Уметь -адаптировать современные социальные технологии взаимодействия органов государственной, муниципальной власти и институтов гражданского общества в рамках актуальной экономической и социально-политической ситуации; Знать: -современные социальные технологии взаимодействия органов государственной, муниципальной власти и институтов гражданского общества; Владеть: -навыками реализации современных социальных технологий взаимодействия органов государственной, муниципальной власти и институтов гражданского общества в рамках актуальной экономической и социально-политической ситуации |
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы.
Дисциплина относится к вариативной части учебного цикла – М.1. Профессиональный цикл в соответствии с основной образовательной программой по направлению подготовки "Государственное и муниципальное управление", уровень подготовки: Магистр.
Дисциплина «Гражданское право» носит междисциплинарный характер, т.к. при его изучении используется материал дисциплин «Избирательное право», «Правовое обеспечение государственного и муниципального управления» «Муниципальное управление и местное самоуправление», «Политический менеджмент», «Экономика общественного сектора», «Управление в социальной сфере».
3. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Общая трудоемкость (объем) дисциплины (модуля) составляет 3 зачетных единиц (ЗЕ)= 108 академических часов
Вид учебной работы | Всего часов | ||
Очная форма | Очно- Заочная форма | Заочная форма | |
Общая трудоемкость дисциплины, в том числе: | |||
Контактная работа обучающихся с преподавателем (всего), в том числе: | |||
Лекции | |||
Практические занятия | |||
Самостоятельная работа обучающихся (всего), в том числе: | |||
Самостоятельные занятия | |||
Консультации в семестре | |||
Написание курсовой работы | - | - | - |
Вид промежуточной аттестации обучающихся – Зачет |
Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий.
4.1 Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам)
В структурном отношении программа представлена следующими модулями:
I Модуль.. Методологические основы исследования гражданского общества в России и зарубежных странах.
1. Эволюция теоретических подходов к определению понятия «гражданское общество». 2. Модели взаимодействия гражданского общества и государства в России и зарубежных странах: эволюция развития и компаративный анализ современного организационно-правового регулирования. 3. Конструктивные и деструктивные факторы развития гражданского общества: теория и практика в России и зарубежом. Используемая литература: [Основная: 1-12. Дополнительная: 1-7] |
Очная форма обучения
№ п/п | Тема | Общая трудоемкость, всего часов | Контактная работа обучающихся с преподавателем | Самостоятельная работа обучающихся, в т.ч. КР | |||
всего | лекции | Семи- нары, практические занятия | другие виды | ||||
I модуль. Методологические основы исследования гражданского общества в России и зарубежных странах. | - | ||||||
II модуль. Институты гражданского общества. | - | ||||||
III модуль. Актуальные вызовы развития гражданского общества. | - | ||||||
всего | - |
Очно-заочная форма обучения
№ п/п | Тема | Общая трудоемкость, всего часов | Контактная работа обучающихся с преподавателем | Самостоятельная работа обучающихся, в т.ч. КР | |||
всего | лекции | Семи- нары, практические занятия | другие виды | ||||
I модуль. Методологические основы исследования гражданского общества в России и зарубежных странах. | - | ||||||
II модуль. Институты гражданского общества. | - | ||||||
III модуль. Актуальные вызовы развития гражданского общества. | - | ||||||
всего | - |
Заочная форма обучения
№ п/п | Тема | Общая трудоемкость, всего часов | Контактная работа обучающихся с преподавателем | Самостоятельная работа обучающихся, в т.ч. КР | |||
всего | лекции | Семи- нары, практические занятия | другие виды | ||||
I модуль. Методологические основы исследования гражданского общества в России и зарубежных странах. | - | ||||||
II модуль. Институты гражданского общества. | - | ||||||
III модуль. Актуальные вызовы развития гражданского общества. | - | - | |||||
всего | - |
5. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю).
Самостоятельное изучение тем учебной дисциплины способствует:
закреплению знаний, умений и навыков, полученных в ходе аудиторных занятий; углублению и расширению знаний по отдельным вопросам и темам дисциплины; освоению умений прикладного и практического использования полученных знаний; освоению умений по получению, обработке и анализу информации.
Самостоятельная работа как вид учебной работы может использоваться на лекциях, на практических занятиях, а также иметь самостоятельное значение – внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся – при подготовке к лекциям, практическим занятиям, подготовке к зачету.
Контроль качества самостоятельной работы может осуществляться с помощью устного опроса на лекциях или практических занятиях, проведения коллоквиума,.
Устные формы контроля помогут оценить владение студентами жанрами научной речи (дискуссия, диспут, сообщение, доклад и др.), в которых раскрывается умение студентов передать нужную информацию, грамотно использовать языковые средства, а также ораторские приемы для контакта с аудиторией. Письменные работы помогут преподавателю оценить владение источниками, научным стилем изложения, для которого характерны: логичность, точность терминологии, обобщенность и отвлеченность, насыщенность фактической информацией.
Основным видом самостоятельной работы по дисциплине является подготовка к практическим занятиям .
Типовые задания для самостоятельной работы:
ü Чтение и анализ нормативно-правовой и учебной литературы по темам и проблемам курса.
ü Решение типовых задач по темам курса
Виды самостоятельной работы и формы контроля
N п/п | Наименование модуля | Содержание самостоятельной работы | Форма контроля |
I модуль. Методологические основы исследования гражданского общества в России и зарубежных странах. | Работа с нормативно-правовой и учебной литературой | опрос, коллоквиум, | |
II модуль. Институты гражданского общества. | Работа с нормативно-правовой и учебной литературой | опрос, коллоквиум, | |
III модуль. . Актуальные вызовы развития гражданского общества. | Работа с нормативно-правовой и учебной литературой | опрос, коллоквиум, |
6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)
Контроль знаний обучающихся проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации.
Текущий контроль успеваемости проводится с целью определения степени усвоения учебного материала, своевременного выявления и устранения недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по совершенствованию методики преподавания учебной дисциплины (модуля),организации работы обучающихся в ходе учебных занятий и оказания им индивидуальной помощи.
К контролю текущей успеваемости относятся проверка знаний, умений и навыков обучающихся: на занятиях; по результатам выполнения письменных домашних заданий; по результатам выполнения обучающимися индивидуальных заданий; по результатам проверки наличия конспектов лекций и иных материалов. При оценивании (определении) результатов освоения дисциплины применяется традиционная система ("зачтено", "не зачтено").
Формой промежуточной аттестации является зачет. Форма проведения - письменный ответ по вопросам, сформулированным с учетом содержания учебной дисциплины.
Если в процессе зачета студент использовал недопустимые дополнительные материалы (шпаргалки и т.п.), то экзаменатор имеет право их изъять и обязан поставить «не зачтено».
Выставление оценок осуществляется на основе принципов объективности, справедливости, всестороннего анализа уровня знаний студентов.
Критерии оценивания компетенций (результатов)
1). Уровень усвоения материала, предусмотренного программой.
2). Умение анализировать материал, устанавливать причинно-следственные связи.
3). Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убежденность, умение
4). Качество ответа (его общая композиция, логичность, убежденность, общая эрудиция)
5). Использование дополнительной литературы при подготовке ответов.
Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине (модулю)
№ п/п | Контролируемые разделы (темы) дисциплины (результаты по разделам) | Код контролируемой компетенции (или её части) | Вид, метод, форма оценочного мероприятия | |
I модуль. Методологические основы исследования гражданского общества в России и зарубежных странах | ОК-3 ОПК-3 ПК-8 | КР, зачет | ||
II модуль. Институты гражданского общества. | ОК-3 ОПК-3 ПК-8 | КР, зачет | ||
III модуль. Актуальные вызовы развития гражданского общества. | ОК-3 ОПК-3 ПК-8 | КР, зачет |
Примерные вопросы для подготовки к зачету.
1. Основные подходы к пониманию гражданского общества.
2. Общая характеристика основополагающих принципов гражданского общества.
3. Сущность, структура и функции гражданского общества.
4. Этапы становления современного гражданского общества.
5. Институциональные, культурные и социально-психологические предпосылки и этапы становления типа личности, адекватного современному гражданскому обществу.
6. Эволюция стратегии, тактики и форм взаимоотношений государства и гражданского общества.
7. Конституционное обеспечение становления социальной рыночной многоукладной экономики.
8. Место партий в политической системе общества.
9. Политические партии как институт гражданского общества.
10. Лоббизм как институт гражданского общества.
11. Возрастание роли партий и формирование партийной системы в России.
12. Право граждан на объединение.
13. Неправительственные организации.
14. Порядок, правовая база создания, состав Общественной палаты в структуре гражданского общества.
15. Место и роль Общественной палаты в структуре гражданского общества.
16. Предпринимательские ассоциации как институт гражданского общества.
17. Профсоюзы как институт гражданского общества.
18. Система социального партнерства: опыт развитых стран.
19. Социокультурные организации гражданского общества.
20. Гражданская культура: сущность, основные характеристики.
21. Социальный капитал: сущность, основные характеристики.
22. Структурное "измерение" гражданского общества в дореволюционной России.
23. Субъектное "измерение" гражданского общества в дореволюционной России.
24. Структурное "измерение" гражданского общества в советский период.
25. Субъектное "измерение" гражданского общества в советский период.
26. Процессы формирования гражданского общества в период горбачевской перестройки.
27. Профсоюзы и предпринимательские ассоциации в современной России.
28. Система социального партнерства в современной России: состояние и перспективы.
29. Институт многопартийности в современной России: состояние и перспективы.
30. Социокультурные организации гражданского общества в современной России.
31. Социальные представления россиян на начальном этапе постсоветской трансформации и их эволюция в последующие годы.
32. Роль средств массовой информации в гражданском обществе.
33. Непосредственная муниципальная демократия как ресурс развития гражданского общества в РФ.
34. Формы проявления переходного характера гражданского общества в современной России.
35. Конституционные основы действия институтов гражданского общества с государством.
Критерии оценки знаний, умений, навыков:
Вид работы студента (текущего контроля знаний) | Формируемые знания, умения, навыки | Максимальное количество баллов |
Посещение лекций и семинаров | Знать основы налогового законодательства; различия при исчислении налогов физическими и юридическими лицами. Уметь определить правовые основания для исчисления налогов и сборов. Ответить на теоретические вопросы, возникающие при исчислении налога или сбора. | 10 |
Участие в дискуссиях, решение практических задач | Знать методику исчисления каждого налога и сбора. Уметь применять полученные знания. Владеть теоретическим материалом. | |
зачет | Комплекс знаний, умений и навыков, предусмотренных рабочей программой дисциплины. | |
Итого |
7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля)
Основная литература:
1. Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
2. "Европейская хартия местного самоуправления"
(совершено в Страсбурге 15.10.1985)
3. Указ Президента РФ от 01.02.2011 N 120
(ред. от 26.11.2015)"О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека"
(вместе с "Положением о Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека")
4. Указ Президента РФ от 04.03.2013 N 183
(ред. от 23.06.2014)"О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива"
5. "Стратегия развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года"
(утв. Президентом РФ 15.09.2012 N Пр-2789)
6. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ
(ред. от 28.11.2015)"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
7. Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ
(ред. от 28.11.2015)"Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"
8. Федеральный закон от 26.11.1996 N 138-ФЗ
(ред. от 04.06.2014)
"Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления"
(вместе с "Временным положением о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления")
9. Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ
(ред. от 23.05.2015)"О политических партиях"
10. Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ
(ред. от 24.11.2014)"О выборах Президента Российской Федерации"
11. Федеральный закон от 18.05.2005 N 51-ФЗ
(ред. от 05.10.2015)"О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
12. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ
(ред. от 08.03.2015)"Об общественных объединениях"
Дополнительная литература:
1. Публичная политика: от теории к практике / сост. и науч. ред. Н. Ю. Данилова, О. Ю. Гурова, Н. Г. Жидкова. - СПб.: Алетейя, 2008
2. Алексеева Т. А. Современные политические теории: Курс лекций. – М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ: Рос-сийская политическая энциклопедия, 2007
3. Чанышев А. А. История политических учений. Классическая западная традиция (ан-тичность –первая четверть 19 века). - М.: Московский государственный институт ме-ждународных отношений (Университет) МИД РФ: Российская политическая энцикло-педия, 2009
4. Гаджиев К. С. Теория демократии и принципы правового государства // Гаджиев К. С. Политическая наука: Учебное пособие. – М.: Международные отношения, 1996 (или любое другое более позднее издание) – С.176 -195 (гл. 6)
5. Гаджиев К. С. Социологические основания политики // Гаджиев К. С. Политическая наука: Учебное пособие. – М.: Международные отношения, 1996 (или любое другое более позднее издание) – С.62-84 (гл. 3)
6. Данилова Н. Ю. Разнообразие гражданского участия в сфере безопасности и обороны
// Данилова Н. Ю. Армия и общество: принципы взаимодействия. – СПб.: Норма, 2007
– С. 213-241 (гл. 10)
7. Кумбс Д. Введение в концепцию публичной политики в контексте посткоммуни-стического транзита // Публичная политика: от теории к практике / сост. и науч. ред. Н. Ю. Данилова, О. Ю. Гурова, Н. Г. Жидкова. - СПб.: Алетейя, 2008 – С. 338-353
8. Андерсон Дж. Публичная политика. Введение. // Публичная политика: от теории к практике / сост. и науч. ред. Н. Ю. Данилова, О. Ю. Гурова, Н. Г. Жидкова. - СПб.:
Алетейя, 2008 – С. 11-35
9. Чанышев А. А. Феномен полиса и политическая культура античности // Чанышев А. А. История политических учений. Классическая западная традиция (античность –первая четверть 19 века). - М.: Московский государственный институт международных от-ношений (Университет) МИД РФ: Российская политическая энциклопедия, 2009 – С. 13 -46 (гл.1 раздел 1)
10. Чанышев А. А. Жан-Жак Руссо. Идеи народного суверенитета и прямого народовла-стия // Чанышев А. А. История политических учений. Классическая западная традиция
Периодические издания:
Информационное право
Сравнительная политика
8.Ресурсы информационно–телекоммуникационной сети Интернет, базы данных, информационно-справочные и поисковые системы.
1. www.garant.ru – справочно-правовая система ГАРАНТ службы;
2. www.consultant.ru - справочно-правовая система «Консультант Плюс»;
3. Электронно-библиотечная система ***
9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.
Студенты не должны пропускать лекционный материал, на основе которого решение задач и выполнение курсовой работы станет эффективным. Студенты могут предлагать свои вопросы для вынесения их на общее рассмотрение при поддержке преподавателя.
Студенты должны систематически выполнять в установленные сроки все виды промежуточного контроля, установленные данной программой.
При изучении дисциплины очень полезно предварительно изучать материал, который еще не прочитан и разобран на лекции.
Теоретический материал курса становится более понятным, когда дополнительно к прослушиванию лекции и изучению конспекта, изучается дополнительная литература по данной дисциплине, желательно использовать несколько источников по курсу. Литературу по курсу рекомендуется изучать в электронной библиотечной системе. После изучения очередного модуля необходимо ответить на несколько простых вопросов для самоконтроля по данной теме.
10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
При проведении занятий используются следующие информационные технологии:
- доступ в сеть Интернет, обеспечивающий:
§ удаленные информационные коммуникации между магистрантами и преподавателем, ведущим лекционные и практические занятия, посредством электронной почты, позволяющие осуществлять оперативный контроль графика выполнения и содержания контрольных заданий, решение организационных вопросов, удаленное консультирование;
§ поиск актуальной научной, статистической и общественно-политической информации;
§ доступ к правовым справочным системам в режиме бесплатного доступа (Консультант+, Гарант);
- чтение лекций с использованием слайд-презентаций;
- программное обеспечение для выполнения практических заданий, установленное на рабочих местах студента в компьютерных классах, а также для выполнения самостоятельной работы в домашних условиях:
- подготовка студентами докладов по темам дисциплины с использованием презентационных программ (Microsoft PowerPoint или иное свободно распространяемое программное обеспечение - Libre Office Impress, Open Office Impress и т.д.).
Минимально необходимы стандартный набор программного обеспечения рабочего места преподавателя и студента для проведения лекционных и практических занятий:
- операционная система Windows;
- пакет офисных программ (Microsoft Office или иное свободно распространяемое программное обеспечение, например Libre Office, Open Office и т.д.);
- Web-браузер для поиска и отображения интернет-ресурсов (Internet Explorer, Mozilla Firefox, Opera, GoogleChrome, Safari и т.д.);
- Adobe Acrobat Reader или иной свободно распространяемый редактор для чтения файлов формата *.pdf.
11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине.
Для освоении дисциплины необходимы следующие материально-технические ресурсы:
1) лекционная аудитория, оборудованная средствами отображения презентаций и других лекционных материалов (мультимедийный проектор, экран, компьютер/ноутбук, пакет офисных программ (Microsoft Office или иное свободно распространяемое программное обеспечение, например Libre Office, Open Office и т.д.);
2) компьютерный класс, оснащенный компьютерной техникой с установленным пакетом офисных программ (Microsoft Office или иное свободно распространяемое программное обеспечение, например Libre Office, Open Office и т.д.), с доступом во внутреннюю образовательную среду РГРТУ и в Интернет.
12. Иные сведения и (или) материалы.
12.1. Перечень образовательных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине
В процессе обучения применяются следующие методы организации учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые, репродуктивные, индуктивные и дедуктивные, которые могут быть использованы для активных и интерактивных форм проведения занятий:
· обсуждение практических примеров, поиск решений в форме деловой игры, «круглых столов», «world-cafe», дискуссий, публичной презентации;
· индивидуальная и групповая работа с подготовкой презентаций по тематике, предложенной преподавателем, с применением средств доступа к источникам информации в Интернете, электронным ресурсам библиотеки РГРТУ.
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление (квалификация выпускника –магистр, форма обучения – очная, заочная).
Программу составил
к.и.н., доцент кафедры
Государственного, муниципального
и корпоративного управления С.А. Трыканова
Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры Государственного, муниципального и корпоративного управления (протокол № ___ от __ .___ 2015г.).
Заведующий кафедрой
Государственного, муниципального
и корпоративного управления
д.э.н., профессор С.В. Перфильев
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины
«Гражданское общество»
Направление подготовки – 38.04.04. «Государственное и муниципальное управление»
Квалификация выпускника - магистр
Очная форма обучения
Рязань 2015
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы магистратуры.
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся теоретических знаний и практических навыков в области развития институтов гражданского общества.
Основные задачи освоения учебной дисциплины:
1. получение системы знаний о теоретических основах исследования проблем развития гражданского общества
2. изучение с позиции компаративного подхода систем организационно-правового регулирования функционирования современного гражданского общества в РФ и зарубежных странах;
3. анализ теории и практики особенностей функций и факторов развития институтов гражданского общества в рамках различных подсистем публичной власти в РФ ;
4. рассмотрение современных социальных технологий взаимодействия институтов гражданского общества и органов государственной власти.
Код компетенции | Содержание компетенции | Перечень планируемых результатов |
ОК-3 | готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала | Уметь -использовать междисциплинарный подход для комплексного анализа развития гражданского общества; Знать - методологию самообразования с целью повышения качества научно-практического анализа развития институтов гражданского общества; Владеть -навыками самостоятельной работы поиска необходимой информации в рамках существующих справочно-правовых систем, информационных ресурсов органов государственной, муниципальной власти и институтов гражданского общества |
ОПК-3 | готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия | Уметь -критически оценивать варианты управленческих решений в рамках взаимодействия органов государственной муниципальной власти и институтов гражданского общества; Знать -методические подходы к процедуре подготовки принятия решений в рамках взаимодействия органов государственной. муниципальной власти и институтов гражданского общества; Владеть -теоретическими и организационно-правовыми подходами к оценке профессиональной компетенции государственных, муниципальных служащих при организации и реализации эффективного взаимодействия с институтами гражданского общества |
ПК-8 | владение принципами и современными методами управления операциями в различных сферах деятельности | Уметь -адаптировать современные социальные технологии взаимодействия органов государственной, муниципальной власти и институтов гражданского общества в рамках актуальной экономической и социально-политической ситуации; Знать: -современные социальные технологии взаимодействия органов государственной, муниципальной власти и институтов гражданского общества; Владеть: -навыками реализации современных социальных технологий взаимодействия органов государственной, муниципальной власти и институтов гражданского общества в рамках актуальной экономической и социально-политической ситуации |
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы.
Дисциплина относится к вариативной части учебного цикла – М.1. Профессиональный цикл в соответствии с основной образовательной программой по направлению подготовки "Государственное и муниципальное управление", уровень подготовки: Магистр.
Дисциплина «Гражданское право» носит междисциплинарный характер, т.к. при его изучении используется материал дисциплин «Избирательное право», «Правовое обеспечение государственного и муниципального управления» «Муниципальное управление и местное самоуправление», «Политический менеджмент», «Экономика общественного сектора», «Управление в социальной сфере».
3. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Общая трудоемкость (объем) дисциплины (модуля) составляет 3 зачетных единиц (ЗЕ)= 108 академических часов
Вид учебной работы | Всего часов | ||
Очная форма | Очно- Заочная форма | Заочная форма | |
Общая трудоемкость дисциплины, в том числе: | |||
Контактная работа обучающихся с преподавателем (всего), в том числе: | |||
Лекции | |||
Практические занятия | |||
Самостоятельная работа обучающихся (всего), в том числе: | |||
Самостоятельные занятия | |||
Консультации в семестре | |||
Написание курсовой работы | - | - | - |
Вид промежуточной аттестации обучающихся – Зачет |
Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий.
4.1 Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам)
В структурном отношении программа представлена следующими модулями:
I Модуль.. Методологические основы исследования гражданского общества в России и зарубежных странах.
1. Эволюция теоретических подходов к определению понятия «гражданское общество». 2. Модели взаимодействия гражданского общества и государства в России и зарубежных странах: эволюция развития и компаративный анализ современного организационно-правового регулирования. 3. Конструктивные и деструктивные факторы развития гражданского общества: теория и практика в России и зарубежом. Используемая литература: [Основная: 1-12. Дополнительная: 1-7] |
II Модуль. Институты гражданского общества.
1. Непосредственная муниципальная демократия как механизм реализации интересов гражданского общества в России и зарубежом.
2. Роль электоральных институтов, партийной системы, общественно-политических и этноконфессиональных организаций в развитии гражданского общества в России и зарубежных странах.
3. Медиа- институты и уровень развития гражданского общества в России и зарубежных странах.
4. IT- демократия как ресурс развития гражданского общества: российский и зарубежный опыт.
5. Значение НКО в развитии и реализации гражданского общества: организационно-правовые подходы в России и зарубежом.
6.
Используемая литература: [Основная: 1-12. Дополнительная: 1-7]