Ответственный исполнитель – заведующий кафедрой
Им. К.Жубанова
факультет экономики и права
кафедра юриспруденции
Методические указания к семинарским занятиям
__ОР2109____ ____Основы права_______
для студентов неюридических специальностей
г. Актобе, 2017г.
Исполнители
__ст.преподаватель___ _______________ ____Ким Н.В.___
« ___ » _______________ 20 __г.
Ответственный исполнитель – заведующий кафедрой
__к.ю.н.____________ ______________ ___Нурлин А.К.
« ___ » _______________ 20 __г.
ІІ ОБСУЖДЕНЫ НА ЗАСЕДАНИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЕКЦИИ КАФЕДРЫ
протокол № ____ от « __ » __________________ 20 __ г.
III РЕЦЕНЗЕНТ
Ст.преподаватель кафедры
юридичеких дисциплин, к.ю.н.__ _______________ __Мухтарова С.М.
« ___ » _______________ 20 __г.
ІV РЕКОМЕНДОВАН К УТВЕРЖДЕНИЮ УМК ИНСТИТУТА ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
протокол № ____ от « __ » _____________________ 20 __ г.
V УТВЕРЖДЕНА НА ЗАСЕДАНИИ УМС АРГУ им. К. Жубанова
Протокол №___ от «___»____________ 20__ г.
VІ СРОК ПЕРВОЙ ПРОВЕРКИ 20__ год
ПЕРИОДИЧНОСТЬ ПРОВЕРКИ 2 года
Тема № 1. Основные понятия о государстве и государственно-правовых явлениях
План
1. Система учебного курса «Основы права»
2. Основные понятия о государстве
3. Основные понятия о государственно-правовых явлениях
Цель дать определение основных понятий и категорий теории государства, познания теории государства, основным познавательным инструментарием общетеоретической науки о государстве и категориально-понятийного аппарата; свободно ориентироваться в многообразии юридических терминов.
Контрольные вопросы
1.Назовите экономические причины возникновения государства.
2.Основные причины возникновения государства.
3.Понятия и признаки правового государства.
4.Правовые системы современности.
5.Соотношение казахского права с правовыми системами других государств.
Глоссарий
Государство, формы государства, механизм государства, теории происхождения государства, казахское право, признаки государства.
Блиц-тест
1Мера возможного поведения – это
а) субъективное право;
б) правосубъектность;
в) правоспособность;
г) юридическая обязанность;
д) субъективная сторона.
2. К формам государственного устройства относятся:
а) республика и монархия;
б) демократическое, светское, социальное;
в) унитарное, федеративное, конфедеративное;
г) все перечисленные;
д) демократия и монархия.
3. Элемент нормы права, в котором определяются условия, при которых данная норма вступает в силу:
а) гипотеза;
б) санкция;
в) диспозиция;
г) дефиниция;
д) декларация,
4 Совокупность отраслей, подотраслей, институтов и норм права –это:
а) система права;
б) норма права;
в) функция права;
г) источники права;
д) принципы.
5 Способность субъекта реализовать свои права и обязанности - это
а) правоспособность
б) дееспособность;
в) субъективное право;
г) деликтоспособность;
д) правосубъектность
Литература
1. Алексеев С.С. Общая теория права. Курс в двух томах. М., 1981.
2. Алексеев С.С. Государство и право. М., 1994.
3. Основы государств и права. Под ред. Академика О.Е.Кутафина. М., 1994
4. Ашитов 3.0. Право суверенного Казахстана. Алматы, 1995.
5. Аюпова З.К., Сабикенов С.Н. Концепция правового государства. Алматы, 1996.
6. Нурпеисов Е.К, Котов А.К. Государство Казахстан: от ханской власти к президентской Республике. Алматы, 1995.
Тема №2. Основные понятия о праве и государственно-правовых
Явлениях
План
1.Возникновение права.
2.Сущность права.
3. Роль права в жизни общества
4.Основные понятия о праве и государственно-правовых явлениях
Цель раскрытие характеристики парламентской и президентской республики, оценка преимуществ и недостатков представительской демократии
Контрольные вопросы
1.Назовите признаки презедентской республики
2.Назовите признаки парламентской республики
3.Дайте определение понятию «демократия».
4. Каковы достоинства и недостатки парламентской формыправления.
Глоссарий
Республика, парламентская республика, президентская республика, демократия, тоталитаризм, Президент, Парламент, Правительство.
ПАРЛАМЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА
В парламентской республике большие полномочия сосредоточены в руках парламента. Можно назвать четыре главных принципа парламентского правления:
1. Парламент избирается гражданами страны.
2. Парламент формирует правительство. Он назначает министров для ведения дел в государстве. При этом большинство или все члены кабинета министров являются и членами парламента, соединяя исполнительную власть с законодательной деятельностью.
Правительство сохраняет свою исполнительную власть до тех пор, пока пользуется доверием парламента, т.е. опирается на большинство голосов парламентариев. Путем голосования в парламенте можно отправить в отставку один кабинет и поставить другой. Гикая ситуация квалифицируется как "падение" кабинета. Бывают случаи, что кабинет сам подает в отставку, когда отсутствие доверия Парламента становится очевидным.
4. Практическое управление страной осуществляется Правительством. Глава правительства при парламентской системе правления становится фактически главой государства.
Парламентскую республику отличает прежде всего порядок создания правительства: оно формируется лидером. Победившей на парламентских выборах партии и несет ответственность перед законодательным органом власти - Парламентом. Вотум недоверия правительству со стороны парламента влечет за собой отставку правительства либо роспуск парламента и проведение досрочных парламентских выборов.
Назначения в правительство получают только депутаты партии, располагающей большинством мест в парламенте (законодательном собрании) или в его нижней палате. Если правительственное большинство образовано коалицией партий, то министерские посты распределяют по соглашению их Представители. В результате министры всегда представляют одновременно и исполнительную, и законодательную ветви власти, ипи невозможно в классической президентской республике.
В парламентской республике президент обычно избирается Парламентом (законодательным собранием) или, реже, на всеобщих выбоpax. Совместно с правительством президент осуществляет исполнительную власть, но, подобно главе государства в конституционной монархии, он не волен назначать правительство по иному усмотрению - состав кабинета министров определяет лидер Партии парламентского большинства. В целом, хотя конституционные полномочия президента могут быть достаточно обширными, он занимает по сравнению с главой государства в президентской республике значительно более скромное место в структуре политического правления.
Ведущее положение в системе органов государственной власти в парламентской республике принадлежит правительству. Следуя букве закона, парламент контролирует деятельность правительства. В действительности же кабинет министров обладает широкой свободой при принятии решений без оглядки на законодателей, особенно если он опирается на прочное однопартийное большинство в парламенте. При голосовании в парламенте депутаты подчиняются строгой партийной дисциплине (в отличие от президентской республики, где устойчивость правительства не зависит непосредственно от позиции парламентариев).
Образцом политического устройства парламентской республики служит государственный строй Великобритании. К настоящему времени форма парламентской республики осталась по преимуществу достоянием европейских стран: ее приняли Австрия, Греция, Исландия, Италия, Финляндия, ФРГ и другие, вне пределов европейского региона - Израиль и Индия.
ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА
Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов. Эту форму правления отличают:
1. Совмещение в одном лице функций и президента, и главы государства. Президент самостоятельно формирует правительство, руководит его деятельностью, ведет его заседания, обладая при этом решающим голосом. Отдельный пост премьер-министра при такой
системе организации власти может и отсутствовать. Президент
согласует предлагаемые им кандидатуры министров либо с парламентом в целом, либо с его верхней палатой.
Наличие двойной системы выборов. Парламент и президент избираются гражданами независимо один от другого.
Известны случаи, когда на парламентских выборах избиратели отдавали
предпочтение представителям одной партии, а на президентских - побеждал кандидат от другой партии
3. Наличие жесткого разделения власти. Отдельные ветви и законодательная (парламент) и исполнительная (президент) - обладают значительной самостоятельностью по отношению друг к другу.
Так, например, президент может быть наделен правом и отлагательного вето. Это значит, что он может отложить принятый парламентом закон или отдельные его статьей, возвратив их на доработку и повторное обсуждение.
Конечно, обе ветви власти несут ответственность за разработку и проведение политики, но они независимы друг от друга.
Президентская форма правления в ее современном виде впервые была введена в США на основе Конституции 1787 года. Огромное влияние этот опыт оказал на страны Латинской Америки,существуют не только президентские, но и "суперпрезидентские" формы правления. В последнем случае президент фактически никем не контролируется. В Европе эта форма не получила достаточно широкого распространения.
Для режима президентской республики характерно, что президент — глава государства — одновременно руководит исполнительной ветвью власти.
В президентской республике, как она сложилась в США, проводится жесткое разделение законодательной, исполнительной и судебной властей - принцип, получивший в американской политологии название - "система сдержек и противовесов". Законодательное собрание и президент - глава исполнительной власти, государства и правительства, - обладающий широкими полномочиями в системе политического управления, - избираются не зависимо друг от друга на всеобщих выборах. Получение президентом полномочий непосредственно от избирателей обеспечивает ему прочную легитимность и самостоятельность по отношению к парламенту.
Президент назначает правительство обычно с одобрения и законодательного собрания, например, в США - с одобрения сената.
Президент свободен в выборе кандидатов на министерские посты. Он вправе пригласить в состав кабинета независимых специалистов и даже политиков из оппозиционных партий, хотя тpaдиционно формируется главным образом из представителей партии, победившей на президентских выборах.
Участие в администрации депутатов парламента, совмещение должностей в структурах законодательной и исполнительной власти не допускается. Поскольку глава правительства и парламент (законодательное собрание) избираются раздельно, может случиться так, что партия, потерпевшая неудачу в борьбе за президентский пост, получает контроль над законодательной властью, завоевав большинство в парламенте или в одно из его палат. В парламентских республиках подобное несовпадение партийного состава правительства и парламентского большинства исключено.
Президент лишен конституционного права роспуска парламента (законодательного собрания) и оказывается перед необходимостью сотрудничать с ним, каково бы ни было отношение парламентариев к проводимой администрацией президента политике.
Конституции президентских республик наделяют парламент полномочиями привлекать президента к ответственности и отрешать его от должности за совершение им преступления. При отстранении президента от должности (импичмент) или в случае его неспособности выполнять свои обязанности его место занимает после принесения присяги вице-президент. "Система сдержек и противовесов" предоставляет президенту право отклонять принятые парламентом законы, а парламенту - преодолевать вето президента повторным голосованием, дает администрации президента полномочия заключать международные договоры и соглашения, но их ратификацию оставляет законодателям. Признавая принятие бюджета компетенцией парламента, данная система наделяет президента правом обращаться к конгрессу с бюджетным посланием. С помощью "сдержек" и "противовесов" создатели американской Конституции намеревались не допустить чрезмерного усиления одной из ветвей власти, сделать законодательную, исполнительную и судебную власти способными взаимно уравновешивать друг друга.
Политический опыт президентских республик свидетельствует о том, что реально ведущей силой в системе политического управления становится исполнительная власть, президент.
Близкие к предусмотренным Конституцией США формы взаимодействия ветвей власти устанавливают конституции президентских республик Латинской Америки - Аргентины, Боливии, Бразилии, Венесуэлы, Мексики, Перу, Сальвадора и др.
В латиноамериканских странах главенство президентской власти в структуре руководства государства обозначено особенно четко. Это главенство усиливается слабой организованностью гражданского общества, глубокими социально-экономическими конфликтами, которые питают политический радикализм, традицией опоры президентской власти на бюрократию и военных, при весьма ограниченной роли партий в политическом механизме.
Во второй половине XX века еще одним регионом, где получили Распространение президентские республики, стал Африканский континент.
Президентская форма правления утвердилась в Алжире, Египте, Заире, Камеруне, Кении, Конго, Мали, Сенегале и других странах. Среди президентских республик Африки выделяется группа государств, допускающих легальную деятельность лишь одной правительственной партии: Камерун (единственная партия - демократическое объединение камерунского народа), Малави (Партия конгресса Малави) и некоторые другие.
Во всех этих странах президент - глава государства, правительства, главнокомандующий вооруженными силами - обычно руководит и монопольно правящей партией, наделенной исключительным правом выдвигать кандидатов на выборах в однопалатное законодательное собрание. В отличие от традиционных президентских республик, число переизбраний на пост главы государства, как правило, не ограничено (в США - не более двух сроков). Президенту дается право распускать парламент, предоставляются обширные законодательные полномочия. Фактически за формальным следованием образцу западных политических институтов и механизмов - политическое представительство, выборы, парламент, разделение властей, партия - стоит единовластное правление президента, окруженного лично преданными ему высшими военными и гражданскими служащими.
Каковы достоинства и недостатки президентских республик?
Среди республиканских форм правления встречаются "смешанные",сочетающие в себе признаки президентской и парламентской республик, - так называемые парламентско-президентские демократии.
Примером может служить V Республика во Франции, установленная конституцией 1958 года. Данная Конституция существенно усилила президентскую власть. Президент избирается на всеобщих выборах, наделен широчайшими полномочиями, включая право роспуска парламента, назначает премьер-министра, с последующим утверждением его кандидатуры. Премьер-министр не связан обязательством включать в состав правительства только депутатов от партии парламентского большинства, а получивший назначение в состав кабинета депутат обязан покинуть свое место в законодательном собрании. Парламентский контроль над исполнительной властью весьма ограничен, и на практике деятельность правительства направляется главным образом президентом. Политическая жизнь современной Франции доказала прочность и гибкость институтов V Республики, их жизнеспособность даже в том случае, когда президент не принадлежит к партии парламентского большинства.
Упражнение "парламентская или президентская демократия"
1. Назовите характеристики парламентской демократии.
2.Назовите характеристики президентской демократии
3.Разыграйте по ролям разговор между премьер-министром в парламентской республике и лидером оппозиции в парламенте.
Премьер-министр хочет объявить войну соседней стране. Лидер оппозиции выступает против этого.
4. Разыграйте по ролям разговор ме_жду избранным
президентом президентской республики и лидером конгресса.
Лидер конгресса не состоит в той политической партии, к которой принадлежит президент. Президент хочет объявить войну соседней стране, лидер конгресса выступает против этого.
5. В чем эти два разговора были схожи и чем они отличались?
6. Какую систему вы бы хотели иметь в нашей стране?
— А как у нас в Казахстане?
Рассмотрим распределение обязанностей высших органов власти в президентской республике на примере Республики Казахстан.
Согласно Конституции, Президент Республики Казахстан - глава государства, высшее должностное лицо, символ и гарант единства парода и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей власти и ответственность органов власти перед народом. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики.
Президент имеет следующие полномочия:
Назначает на должности:
- Премьер-министра (с согласия Парламента);
- членов Правительства (по представлению Премьер-министра);
- Председателя Национального банка (с согласия Парламента);
- Генерального прокурора (с согласия Сената и Парламента);
- Председателя Комитета национальной безопасности (с согласия Сената и Парламента);
- глав дипломатических представительств Республики;
- Председателя и двух членов Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета;
- высшее командование Вооруженных Сил;
- Государственного секретаря;
- 7 депутатов Сената.
Президент:
- обращается с ежегодным посланием к народу о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики Республики;
- назначает выборы в Парламент;
- подписывает представленные Парламентом законы;
- определяет структуру Правительства;
- принимает решение о проведении республиканского референдума;
- подписывает международные договоры Республики;
- награждает государственными наградами, присваивает почетные, высшие воинские и иные звания и др.;
- вводит чрезвычайное или военное положение, объявляет частичную или полную мобилизацию;
- образует Совет безопасности, Высший судебный совет и иные консультативно-совещательные органы.
Народ выбирает Президента и депутатов Мажилиса, Парламент, а также депутатов местных маслихатов.
Парламент Республики Казахстан является высшим представительным и законодательным органом. Парламент состоит из двух палат: Сената и Мажилиса.
Парламент:
- вносит изменения и дополнения в Конституцию (по предложению Президента);
- принимает законы;
- утверждает республиканский бюджет и отчеты
Правительства:
- выражает вотум недоверия Правительству;
- дает согласие на назначение Премьер-министра и Председателя Национального банка;
- проявляет инициативу о назначении республиканского референдума;
- ратифицирует международные договоры;
- издает акты об амнистии.
Верхняя палата парламента - Сенат - образуется из депутатов, избранных собранием выборщиков (депутатов всех Маслихатов области). Каждую область представляют по два сенатора.
Сенат:
- избирает Председателя и членов Верховного суда (по представлению Президента);
- дает согласие на назначение Президентом Генерального прокурора и Председателя Комитета
национальной безопасности;
- рассматривает вопрос об отрешении Президента от должности.
Мажилис:
- рассматривает и принимает проекты законов;
- избирает Председателя и членов Центральной избирательной комиссии;
- объявляет выборы Президента Республики;
- выдвигает обвинение против Президента в совершении государственной измены.
Особую роль в любом государстве играет правительство, составляющее исполнительную ветвь власти. Оно обязано воплощать в жизнь законы, осуществлять меры по руководству обществом, экономикой, образованием, здравоохранением, культурной сферой, а также ответственно за сохранение общественного порядка.
Правительство:
- разрабатывает основные направления социально-экономической политики государства, его безопасности, обеспечения общественного порядка;
- разрабатывает и представляет Парламенту бюджет;
- вносит в Мажилис проекты законов;
- организует управление государственной собственностью;
- руководит деятельностью министерств и ведомств
Верховным органом, призванным следить за соблюдением Конституции, является в Казахстане Конституционный Совет. Он состоит из семи членов, назначаемых Президентом и Председателями палат Парламента.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СОВЕТ |
Председатель Мажилиса назначает 2 членов |
Президент назначает Председателя и 2 членов |
Председатель Сената назначает 2 членов |
К
Конституционный Совет:
- решает вопрос о правильности проведения республиканских выборов и референдума;
- рассматривает законы и договоры (до их принятия и ратификации) на предмет соответствия Конституции;
- дает официальное толкование норм Конституции;
- признает неконституционными законы и иные акты,
- ущемляющие закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина.
Таковы полномочия высших органов Республики Казахстан.
Литература
1. Алексеев С.С. Общая теория права. Курс в двух томах. М., 1981.
2. Алексеев С.С. Государство и право. М., 1994.
3. Основы государств и права. Под ред. Академика О.Е.Кутафина. М., 1994.
4. Ашитов 3.0. Право суверенного Казахстана. Алматы, 1995.
5. Аюпова З.К., Сабикенов С.Н. Концепция правового государства. Алматы, 1996.
6. Нурпеисов Е.К, Котов А.К. Государство Казахстан: от ханской власти к президентской Республике. Алматы, 1995.
План
1. Конституционное право-ведущая отрасль права Республики Казахстан
2. Конституция Республики Казахстан – Основной Закон государства
3. Конституционные основы положения человека и гражданина в Республике Казахстан
4. Основы конституционного строя Республики Казахстан
5. Избирательная система Республики Казахстан
Целькомплексное изучение (на основе Конституции, конституционных законов, ратифицированных международных договоров и других источников конституционного права) понятий, категорий, институтов, системы конституционного права, процесса создания права, особенностей конституционного развития РК.
Контрольные вопросы
1. Понятие «смертная казнь»
2. Конституция Республики Казахстан как основной закон государства
3. Избирательная система Республики Казахстан
Глоссарий
Конституция, права и обязанности гражданина РК, конституционный строй РК, избирательная система, политические права граждан, смертная казнь.
Деловая игра
При проведении интерактивных семинаров необходимо выбрать такую проблему, по которой в обществе существуют диаметрально противоположные мнения. Предметом обсуждения могут быть такие вопросы, как смертная казнь, эвтаназия, форма правления, способы принятия конституции, суд присяжных, суд биев, двойное гражданство, выборность акимов, императивный (свободный) мандат, избирательная система, заградительный барьер и т. д. В данном пособии мы приводим лишь некоторые методы проведения семинаров.
Игра №1 "Займите позицию"
С правом на жизнь (можно выбрать и другую тему) связана такая мера наказания, как смертная казнь (в п. 2 ст. 15 Конституции РК предусматривается ее применение). Комиссия ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию провела исследования за последние пять лет. В конце 1995 г. смертная казнь была отменена в 72 странах мира, 30 стран сохранили ее (de-facto, а 90 стран еще применяли ее в своем законодательстве. Некоторые страны поддерживают мораторий (т. е. временное неприменение) на смертную казнь. Например, в 1993 г. он был введен в Болгарии, в 1995 г.- в Литве и Латвии. Эстония и Россия с начала 1997 г. а Казахстан с 2004 г. полностью отказались от данного вида наказания личности. Тем не менее в некоторых государствах смертная казнь была восстановлена. Перечень преступлений, за которые применяется, этот вид наказания, был увеличен в Китае и Саудовской Аравии.
Психологические исследования показывают, что применение смертной казни не влияет на рост преступности и не препятствует совершению новых преступлений.
В Уголовном КодексеРК содержится исключительная мера наказания — смертная казнь.
1. Смертная казнь — расстрел как исключительная мера наказания, может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь человека, а также за совершаемые в военное время или в боевой обстановке государственную измену, преступления против мира и безопасности человечества и особо тяжкие военные преступления.
2. Смертная казнь не назначается женщинам, липам совершившим преступления в возрасте до 18 лет, а также мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора 65-летнего возраста.
3. Смертная казнь, в порядке помилования, может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на 25 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.
4. Приговор о смертной казни приводится в исполнение не ранее, чем по истечении одного года с момента его вступления в силу. Человек, который приговорен к смертной казни, имеет право обратиться к Президенту РК и просить о помиловании.
Методические рекомендации
Выберите из трех предложенных вариантов тот, который Вы считаете правильным. Обоснуйте свой выбор.
1. Смертная казнь нужна как исключительная мера наказания.
2. Смертную казнь следует отменить.
3. Необходимо ввести мораторий на применение смертной казни.
Можно использовать и иной вариант: вывесить в противоположных углах аудитории два плаката. На одном из них должно быть написано: "Согласен (или Я — «за»), на другом — "Не согласен" (или «Я — против»). Может быть и третий плакат "особое мнение".
При этом необходимо обсудить правила,по которым должен проводиться этот вид деловой игры.
1. Участникам следует встать около того плаката, который соответствует их точке зрения на данную проблему.
2. Представители группы должны обосновать свою точку зрения. (Необходимо дать возможность высказаться всем участникам).
3. После того, как доводы высказаны, а мнения обоснованы, может возникнуть ситуация, когда кто-то из участников в ходе дискуссии изменил свою точку зрения и хочет перейти из одной группы в другую. Изменившие свое мнение участники должны объяснить, почему во время обсуждения данной проблемы он изменили позицию.
4. Участники игры должны выбрать наиболее убедительные доводы, приведенные противоположной стороной.
Литература
1. Ащеулов А. Т. Конституционное право Республики Казахстан: учебник. Алматы, КазГЮА, 2001.
2. Баишев Ж.Н. Конституционное право Республики Казахстан: учебник. Алматы: Жеті Жаргы, 2001.
3. Сапаргалиев Г. С. Конституционное право Республики Казахстан: Учебник. Алматы: Жеті Жаргы, 2001.
4. Конституция для всех: Учебное пособие. Алматы, 2002.
5.Ащеулов А. Т. Этапы становления конституционного законодательства и конституционализма // Мир закона. 2000.
План
1.Основы организации и деятельности правоохранительных органов Республики Казахстан
2.Суд и правосудие в Республике Казахстан
Цель рассмотреть принципы организации и деятельности суда, гарантии независимости судьи. Пути развития и совершенствования судебной системы.
Контрольные вопросы
1.Перечислите правоохранительные органы РК.
2.Функции правоохранительных органов РК.
3.Судебная система.
4.Правовой статус судей.
Глоссарий
Органы внутренних дел, прокуратура, КНБ, СОП, суд, судья, правовой статус судей.
Письменно подготовить сообщение.
Т.1. Министерство внутренних дел РК: система органов, цели и задачи.
Т.2. Пути развития и совершенствования судебной системы.
Блиц-тест
1.Правоохранительная деятельность – это
а) деятельность государства в лице его уполномоченных органов по
обеспечению законности, правопорядка;
б) обеспечение справедливого разбирательство по всем делам, отнесенным к
компетенции судов.
в) реализация прав граждан и организаций на судебную защиту.
г) конечная инстанция решающая все вопросы связанные с защитой права.
д) подотчетные Президенту РК государственный орган
2.Функции прокуратуры:
а) осуществляет высший надзор за соблюдением законности.
б) обеспечение стабильности правовой нормы, установление юридических
фактов и другие.
в) охрана общества, его материальных и духовных благ.
г) охрана государства, его Конституционного строя.
д) обеспечить действенность правовых норм
3. Судьей районного суда может быть гражданин РК достигший:
а) 30 лет
б) 40лет
в) 20 лет
г) 25 лет
д) 45 лет
4. Основными задачами правоохранительной деятельности не является:
а) охрана личности, ее прав и свобод.
б) охрана общества, его материальных и духовных благ.
в) охрана государства, его Конституционного строя.
г) обеспечить действенность правовых норм, возможность их реализации
д) гласность.
5.Суд, который рассматривает дело и решает его по существу
а) суд первой инстанции
б) суд надзорной инстанции
в) апелляционный суд
г) военный суд
д) административный суд
Составление портфолио
1. Сбор нормативно правовых актов в сфере правоохранительной деятельности и судебной системы РК.
Нормативно-правовые акты:
1. Закон РК «о правоохранительной службе РК » от 06.01.11.
2. Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей в Республики Казахстан» от 25 декабря 2000.
3. Закон РК «об органах финансовой полиции» от 04.07.02.
4. Указ Президента, имеющий силу закона «об органах прокуратуры»
5. Закон Республики Казахстан «Об оперативно-розыскной деятельности» принят 15 сентября 1994 г, - Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1994 г., N 13-14, ст. 199;
6. Закон Республики Казахстан «О третейских судах» принят 28 декабря 2004 года. //Казахстанская правда. 7 января 2005 года.
Литература
1. Бекбергенов Н.А. «Правоохранительные органы в РК» А., 2000.
2. Басков В.И. «Прокурорский надзор» М., 1996.
3. Гуценко К.Ф. «Правоохранительные органы» М.,1997.
4. Самалдыков М.К. «Правоохранительные органы» А.,1997.
5. Сулейменова Г.Ж. «Суд и правоохранительные органы РК» 1996.
План
1. Административное право
2. Государственные служащие
3. Управление административно-политической сферой
Цельзакрепление теоретических знаний по административному праву, формирование профессиональных навыков участия в дискуссии по решению правовых проблем, активизация творческого мышления.
Контрольные вопросы
1. Чем отличается административный проступок от преступления
2. Что входит в состав административного правонарушения
3. Какие виды административных взысканий вы знаете
4. Назовите виды общественной безопасности и дайте их характеристику
5. Какие подразделения образуют единую систему внутренних органов Республики Казахстан
Глоссарий
Административное правонарушение, административный арест, административная ответственность, общественная безопасность.
Круглый стол
Тема: Проблемы применения органами внутренних дел мер административных взысканий.
Время: 50 минут
Участники: 2 команды студентов
Подготовительный этап (домашние задание)
Решите практические задачи. Подготовьте десятиминутный доклад по вопросам для обсуждения. Подготовьтесь к защите своей точки зрения на аудиторном занятии.
Вариант 1. Во время похода школьников в горы произошел несчастный случай. Один из школьников 7-го класса получил тяжелую травму позвоночника, в результате чего он оказался прикован к постели и не может посещать школу. Родители обратились к директору школы с просьбой проводить занятия в домашних условиях. Директор дал согласие, но с условием, что индивидуальные занятия должны быть оплачены родителями школьника.
Как необходимо поступить в данном случае, законны ли требования администрации школы?
Вариант 2. В одном из частных вузов г. Алматы нет зимней экзаменационной сессии. Студентов данного вуза это вполне устраивает, однако родители забеспокоились, что учебные планы частного вуза не соответствуют требованиям государственных стандартов и соответственно образование, которое получат студенты, будет неполноценным, а диплом - недействительным.
Охарактеризуйте данную ситуацию с точки зрения закона.
Вариант 3. Одна из казахстанских фирм, специализирующаяся на выращивании табака решила привлечь кыргызских рабочих, которые имеют в этом деле большой опыт. Казахстанские работники, недовольные привлечением иностранцев, обратились за защитой их прав в отдел по вопросам занятости областного управления труда и социальной защиты с просьбой разъяснить, имеют ли право фирма привлекать иностранцев к работе?
Разрешите данную ситуацию с точки зрения закона.
Вопросы для обсуждения на круглом столе:
- Какова роль и правовые возможности Президента, правительства и центральных исполнительных органов в управлении внутренними делами?
- Раскройте содержание административной, оперативно – розыскной, уголовно – процессуальной и деятельность по обеспечению исполнения наказания в виде лишение свободы?
- Какой существует порядок прохождения службы в органах внутренних дел?
- В чем заключается управление в сфере безопасности дорожного движения?
- Паспортная система – содержание, порядок выдачи, обмена, изъятия паспорта и удостоверения личности?
Порядок проведения
Вступительное слово
Разбивка на команды:
1-ая команда решает 1-ю задачу
2-ая команда решает 2-ю задачу
подготовка команд к выступлению
выступления команд
чтение докладов по вопросам
вопросы к выступающим
ответы на вопросы
заключительное слово организатора
итог круглого стола
пожелания для совершенствования следующего круглого стола
Ви