Страны общего права и состязательная система гражданского процесса
Общее право зародилось в Англии. Вследствие норманнского завоевания многочисленные исторически сложившиеся местные обычаи объединились в одну общую для всего английского народа систему права - общее право*(264). Затем колонизация и рецепция общего права привели к распространению его в других государствах (Индия, некоторые мусульманские страны и т.д.). США и Канада также относятся к странам общего права, но привнесли в свое право много отличного от английского образца. В настоящее время в наиболее чистом виде характеристики данной правовой семьи сохранились в Англии. Так, для английского права как наиболее яркого представителя рассматриваемой правовой семьи характерно следующее:
1) общее право создавалось судьями, точнее, королевскими Вестминстерскими судами Англии.
Влияние римского права, научных доктрин было крайне ограниченно. Нормы общего права, рожденные
при разрешении конкретных правовых споров, менее абстрактны, чем нормы романо-германского права,
и не направлены на установление общих правил поведения на будущее. В настоящее время судьи также
создают нормы права, в том числе регламентирующие процедуру рассмотрения гражданских дел.
Например, Правила Верховного суда Англии (The Rules of the Supreme Court) разработаны комиссией, в
которой преобладали судьи*(265);
2) в странах общего права нормы процессуального характера имеют больше значения, чем
нормы материального права, поэтому римское право с его приоритетом гражданского права не могло
оказать значительного влияния на развитие общего права;
3) до последнего времени закон не играл ведущей роли в развитии английского права, ему
отводилась второстепенная роль после судебной практики. Однако данное положение претерпело
изменения, и сейчас роль закона в Англии возросла. Вместе с тем английский законодатель исходит из
норм, установленных судебной практикой, поэтому они более казуистичны, чем в романо-германском
праве, которое основывается на научных доктринах. Для Англии нехарактерна кодификация;
4) судебный прецедент был и остается важнейшим источником права в Англии. Он и появился
здесь раньше статутного права, т.е. права, принятого парламентом. Между понятиями "прецедент" и
"сложившаяся судебная практика" нельзя ставить знак равенства. Прецедент в отличие от судебной
практики, т.е. суммарного результата рассмотрения многих конкретных дел, создается отдельно
вынесенным судебным решением. Причем это решение может быть принято только определенными
судебными органами. Так, в Англии решения палаты лордов обязательны для всех судов, решения
Апелляционного суда - для данного и нижестоящих судов, решения Высокого суда - для нижестоящих
судов. Таким образом, по общему правилу суд связан решениями прежде всего вышестоящих судов.
Нормы, сформулированные прецедентами, могут выполнять двоякую роль: а) формулировать
положения, которых нет в нормативных актах; б) толковать и разъяснять статьи действующего права.
Толкуя нормы права, суд может даже изменить их. В настоящее время статутное право и судебный
прецедент - два важнейших источника английского права. Существование прецедента, его роль в
развитии права обеспечивают наличие подлинной судебной власти, равной по престижу
законодательной и исполнительной;
5) в судебных решениях Высокого суда Англии подробно в свободной форме излагаются мотивы,
иногда даже формулируются общие положения, выходящие за рамки конкретного дела.
Американское право, будучи отнесенным к правовой семье стран общего права, прошло длительный путь самостоятельного развития, потому имеет существенные отличия от английского варианта, хотя и произошло от него. Эти отличия прежде всего связаны с федеративным устройством США и конституционным регулированием многих правовых аспектов, в том числе вопросов правосудия. Американские юристы считают нормами права правила судебной практики, созданные при рассмотрении конкретного дела*(266). Однако американский судебный прецедент отличается от английского большей гибкостью. Так, Верховный Суд США и верховные суды штатов не связаны своими прецедентами. По мнению некоторых авторов, Верховный Суд напоминает скорее законодательный орган, особенно когда принимаемая им норма распространяется не на рассматриваемое дело, а на дела, которые могут возникнуть в будущем*(267).
Во многих американских штатах существуют гражданские и гражданские процессуальные кодексы, хотя они и представляют результат консолидации права, чем отличаются от европейских кодексов. Штат Луизиана вообще принадлежит к романо-германской правовой семье*(268).
Для США характерен еще один вопрос - о единстве права. Федеративное устройство государства, большая территория, связанная с этим распыленность юстиции приводят к невозможности концентрировать судебную власть. Английская юстиция сосредоточена в Лондоне, здесь расположены высшие судебные органы страны, что в свое время имело существенное значение для выработки английского общего права. В США практически действует 51 судебная система. Они отличаются и независимы друг от друга. Федеральная судебная система функционирует параллельно с судебными системами штатов, не включая их. Наличие Конституции США ограничивает свободу действий как судебных, так и законодательных органов в части внесения изменений в организацию правосудия.
Английские процессуалисты считают, что помимо перечисленных выше черт, отличающих общее право от романо-германского, для характеристики англосаксонского типа гражданского процесса кардинальное значение имеет активность сторон в сочетании с пассивностью суда в рассмотрении дела.
В Англии сами стороны с помощью своих адвокатов собирают доказательства и подготавливают дело к слушанию. В ходе судебного рассмотрения адвокаты ведут перекрестный допрос*(269) сторон, свидетелей, экспертов, представляют и исследуют доказательства и т.д. Более того, само гражданское дело в нашем понимании (исковое заявление с приобщенными доказательствами по делу) составляется сторонами, которые обмениваются между собой этими материалами.
Весь процесс находится под постоянным контролем сторон - это одна из главных характеристик состязательной системы. Суд же пассивен как в подготовке, представлении, слушании дела, так и при апелляционном пересмотре. Он, как правило, не назначает судебного эксперта, не вызывает свидетелей и т.д., а выступает скорее арбитром, который внимательно наблюдает за процессом, старается выявить картину происшедшего и на этой основе вынести решение. Спорящие стороны, или, как их часто называют, "правовые гладиаторы", должны вести свои дела по собственному усмотрению, но не выходя за рамки судебных правил. Бесспорно, суд не настолько пассивен, чтобы допустить нарушение установленных норм рассмотрения дела, его пассивность проявляется в том, что он не может взять инициативу рассмотрения дела в свои руки. Только стороны с их адвокатами обладают такой инициативой в полном объеме. При этом суд в системе противоборства сторон пользуется непререкаемым авторитетом. По мнению английских ученых, пассивность суда в подготовке и при рассмотрении дела обеспечивает справедливость решения. Проигравшая сторона не может обвинить судью в необъективности и предвзятости, ибо он только наблюдал исследование доказательств, собранных и представленных сторонами.
Вместе с тем в науке английского гражданского процесса говорится о том, что суд на определенных стадиях в определенных целях при определенных обстоятельствах должен играть более активную роль, но это следовало бы сделать без разрушения фундаментальных основ состязательной системы*(270). Правительство Англии намерено предоставить судам более активную роль в руководстве движением дела для сокращения времени досудебной подготовки*(271).
Интересной особенностью состязательного гражданского процесса являются представительские (Англия), групповые (США) иски: истцы или ответчики могут защищать не только свои интересы, но и интересы большой (иногда неопределенной) совокупности лиц, находящихся в аналогичном положении. Решение по такому делу имеет воздействие на права и обязанности каждого из членов группы, даже если они не участвовали в процессе и ничего не знали о нем.
В соответствии со ст. 23 Правил гражданского судопроизводства в федеральных судах США групповые иски должны отвечать определенным требованиям.
Во-первых, класс может быть настолько многочисленным, что делает невозможным участие всех членов класса в одном судебном разбирательстве. При этом законом не определяется минимальное число членов класса, решение этого вопроса оставлено на судебное усмотрение. В судебной практике встречаются дела с числом истцов более шести миллионов человек.
Во-вторых, для всего класса должны быть общие вопросы права и факта.
В-третьих, требования или возражения представителя стороны типичны для всего класса.
В-четвертых, представитель в суде должен адекватно защищать интересы всего класса.
В американском гражданском процессе выделяется три вида групповых исков*(272). Отдельно следует сказать о существовании производных исков (в российской науке их иногда называют "косвенные иски"). Специфика производных исков заключается в том, что акционеры предъявляют иск в защиту интересов корпорации, хотя и не уполномочены совершать подобные действия. В таких делах акционеры выступают в качестве истцов, а корпорация - в роли ответчика. Права акционеров производны, так как они обращаются в суд в защиту интересов корпорации.
Можно выделить общие характеристики состязательной и следственной систем гражданского процесса:
1) институт формальной истины (см. §_2);
2) обеспечение и поддержание сильной судебной власти. В Англии авторитет судьи очень высок
в силу ряда факторов: нет разделения на отправление правосудия и управление им; судьи выполняют
правотворческую функцию; судьи, а не парламент устанавливают порядок рассмотрения дел*(273).
Гражданские суды Франции по ГПК 1975 г. были наделены дополнительными полномочиями для
усиления судебной власти;
3) сложность гражданского процесса и гражданского процессуального законодательства диктует
необходимость использования услуг профессиональных юристов для защиты интересов практически во
всех странах. Состязательность в гражданском процессе - это состязательность адвокатов
противоположных сторон;
4) специализация судов, которая проявляется в разделении общих судов на суды гражданские и
уголовные. В свою очередь, гражданские суды структурно подразделяются на отделения с учетом
характера рассматриваемых дел. Верховный Суд Англии включает три отделения: Отделение
королевской скамьи, Канцелярское отделение, Отделение по семейным делам. Верховный Суд земли
ФРГ включает Сенаты по гражданским и семейным делам.
Помимо общих территориальных судов насчитывается большое число специализированных судов и трибуналов. Только в Англии примерно две тысячи трибуналов, характеризующихся доступностью и несложностью процедуры рассмотрения дела. Некоторые специализированные суды США рассматривают дела без состязательной системы правосудия*(274). В Финляндии создано несколько специализированных судов. Так, действует три суда по водным делам, каждый в составе судьи-председателя и двух инженеров водного транспорта. Этим судам подведомственны споры о выдаче разрешений на использование водных путей и некоторые гражданские и уголовные дела*(275). В Германии действуют арбитражные, финансовые суды, суды по трудовым делам и по делам социального обеспечения. Во Франции к органам специальной юрисдикции можно отнести, например, торговые суды и суды предюмов. Для этой страны характерна тенденция передавать полномочия по вынесению решений управленческим учреждениям (так, дела о контроле чеков рассматриваются банковской комиссией, дела о несчастных случаях - страховой комиссией и т.д.)*(276).
Деление права на две правовые семьи весьма условно. Например, право Мексики многие ученые относят к романо-германскому типу по аналогии с другими латиноамериканскими странами. В то же время Мексика не только испытала влияние французского и испанского права, но и сохранила индейские правовые нормы, а образцом публичного права стала Конституция США*(277).
В целом в настоящее время для обеих систем гражданского процесса типично сближение, заимствование отдельных черт.