Источники законодательства об исполнительном производстве
Регулирование исполнительного производства как стадии гражданского процесса осуществляется самыми различными правовыми актами, что объясняется комплексным характером данной правовой сферы. Новый Федеральный закон "Об исполнительном производстве", а затем ГПК сузили нормативную основу для совершения исполнительных действий, исключив из нее акты Правительства РФ (за небольшим исключением), акты федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона "Об исполнительном производстве" законодательство России об исполнительном производстве состоит из данного Федерального закона, Федерального закона "О судебных приставах" и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов. К числу правовых актов, регулирующих порядок и условия осуществления исполнительного производства и совершения исполнительных действий в рамках гражданского процесса, помимо данного Федерального закона и Федерального закона "О судебных приставах" можно отнести следующие федеральные законы.
ГПК. Здесь отражен правовой регламент решения целого ряда вопросов, которые не нашли решения в Федеральном законе "Об исполнительном производстве". Так, в ГПК установлены случаи немедленного исполнения решения суда (ст. 211, 212); раскрыт порядок выдачи исполнительного листа (ст. 428); допускается выдача нескольких исполнительных листов по одному судебному решению (ст. 429); разрешены вопросы о порядке выдачи дубликата исполнительного листа (ст. 430), повороте исполнения (ст. 443-445), процессуальном порядке рассмотрения жалоб на действия судебного пристава-исполнителя (ст. 441); содержится перечень имущества граждан, на которое может быть обращено взыскание по исполнительным документам (ст. 446), и т.д.
ГК. Здесь урегулированы: порядок обращения взыскания на заложенное имущество и его реализация (ст. 349, 350), порядок проведения торгов (ст. 447-449). Имеют непосредственное значение в исполнительном производстве нормы ГК о собственности, обязательствах и другие положения ГК, так или иначе связанные с совершением конкретных исполнительных действий, об оценке фактических обстоятельств в стадии исполнительного производства.
СК. Здесь урегулированы: порядок исполнения решений судов по делам, связанным с воспитанием детей (ст. 79), о взыскании алиментов (разд. V). Имеются и другие нормы СК, так или иначе связанные с осуществлением исполнительных действий.
ТК. Здесь отражены вопросы исполнения решений о восстановлении на работе (ст. 396).
УИК. В исполнительном производстве при исполнении приговоров в части имущественных взысканий подлежит применению Перечень имущества, не подлежащего конфискации по приговору суда (Приложение 1 к УИК).
Закон РФ "О международном коммерческом арбитраже". Здесь урегулированы вопросы порядка исполнения решений международных коммерческих арбитражей (разд. VIII).
Федеральный закон "Об ипотеке (залоге) недвижимости". Здесь урегулированы вопросы обращения взыскания на недвижимость.
Данный перечень не носит исчерпывающего характера, иные федеральные законы также могут содержать нормы исполнительного законодательства. В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона "Об исполнительном производстве" Правительство РФ может принимать нормативные правовые акты по вопросам исполнительного производства на основании и во исполнение данного Федерального закона и иных федеральных законов.
Правительство РФ в соответствии с Федеральным законом "Об исполнительном производстве" приняло ряд нормативных правовых актов, регулирующих порядок наложения ареста на ценные бумаги
должника (п. 8 ст. 51); порядок и условия хранения арестованного и изъятого имущества (п. 3 ст. 53), утвердило положение о внебюджетном фонде развития исполнительного производства (п. 1 ст. 82).
Приоритетный характер носят нормы международных договоров России по сравнению с внутрироссийским законодательством. К числу международно-правовых документов, содержащих правила исполнительного производства, можно отнести Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам между государствами-членами Содружества Независимых Государств, подписанную 22 января 1993 г. (Конвенция вступила в силу для России 10 декабря 1994 г.) и др.
В качестве источников исполнительного законодательства закон не называет инструкции федеральных органов исполнительной власти, нормативные правовые акты субъектов РФ. Однако при решении целого ряда процедурных вопросов исполнительного производства в настоящее время практически нечем воспользоваться, кроме как актами федеральных органов исполнительной власти. Например, порядок списания средств со счетов юридических лиц отражен в правовых актах, принятых Центральным банком России, и т.д.