Осуществление правосудия по гражданским делам только судом
Принцип осуществления правосудия по гражданским делам только судом (ст. 118 Конституции РФ, ст. 5 ГПК) имеет межотраслевое значение, относится к судоустройственным и процессуальным принципам. Принцип осуществления правосудия только судом раскрыт в Конституции РФ, и его содержание определяется двумя основополагающими положениями.
Во-первых, правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом, судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается (ч. 1, 2 ст. 118 Конституции РФ).
Во-вторых, судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ч. 2 ст. 118 Конституции РФ). Новый ГПК конкретизирует перечисленные положения: правосудие осуществляется по гражданским делам, подведомственным судам общей юрисдикции, правила рассмотрения и разрешения подведомственных
гражданских дел установлены законодательством о гражданском судопроизводстве.
Прежде всего следует сказать о существующей в России судебной системе. В соответствии со ст. 4 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации"*(31) правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и данным Федеральным конституционным законом, а именно:
1) федеральными судами, к которым отнесены:
- Конституционный Суд РФ;
- система федеральных судов общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, Верховные суды
республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области
и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды);
- система федеральных арбитражных судов (Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные
арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ);
2) судами субъектов РФ - это:
- конституционные (уставные) суды субъектов РФ;
- мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.
В соответствии со ст. 3 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" единство судебной системы РФ обеспечивается путем:
- установления судебной системы РФ Конституцией РФ и данным Федеральным
конституционным законом;
- соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными
законами правил судопроизводства;
- применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов,
общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской
Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ;
- признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных
постановлений, вступивших в законную силу;
- законодательного закрепления единства статуса судей;
- финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.
Освещение принципа осуществления правосудия по гражданским делам только судом
предполагает раскрытие понятия правосудия. Под правосудием можно понимать рассмотрение и разрешение судом подведомственных дел на основе закона в предусмотренной процессуальной форме с целью защиты прав и интересов граждан, предприятий, организаций, учреждений и государства. Правосудие осуществляется в четырех формах: в конституционном судопроизводстве, судопроизводстве по гражданским, административным и уголовным делам.
Деятельность по осуществлению правосудия отличается от иных способов разрешения гражданско-правовых споров, прежде всего, наличием специфической процессуальной формы, черты которой были изложены в предыдущей главе.Именно процессуальная форма придает особо высокую степень защищенности прав и интересов различных субъектов и отличает деятельность судов от иных органов (например, от третейского суда, комиссий по разрешению трудовых споров и проч.). Кроме того, только суд вправе лишить гражданина его личных, имущественных и иных прав. Именно суд осуществляет судебный контроль за деятельностью административных органов путем разрешения жалоб на их действия. В соответствии с правилами о подведомственности суды осуществляют контроль за законностью нормативных актов.
3. Независимость судей и подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону
Данный конституционный принцип (ст. 120 Конституции РФ, ст. 8 ГПК) относится как к судоустройственным, так и к судопроизводственным принципам. Принцип объединяет два взаимосвязанных положения, а именно:
1) независимость судей;
2) подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону.
Новый ГПК уточнил положение о подчинении судьи при осуществлении правосудия Конституции РФ и федеральному закону. Ранее указывалось лишь на подчинение закону.
Судьи рассматривают и разрешают гражданские дела в условиях, исключающих постороннее на них воздействие. Любое вмешательство в деятельность судей по осуществлению правосудия запрещается и влечет за собой установленную законом ответственность (ч. 2 ст. 8 ГПК).
Применительно к гражданскому процессуальному праву можно говорить о нескольких аспектах проявления независимости судей.
Каждый судья независим при рассмотрении и разрешении дела от мнения иных судей,
принимающих участие в разбирательстве дела. Это положение проявляется в том, что решение (при коллегиальном рассмотрении) по делу выносится по большинству голосов, каждый судья, в том числе председательствующий, имеет один голос, при голосовании судья не вправе воздержаться от голосования, но обладает правом высказать особое мнение, которое прилагается к судебному решению, председательствующий при вынесении решения голосует последним. Народные заседатели, если дело рассматривается с их участием, обладают равными правами с судьей.
При рассмотрении и разрешении дела судьи независимы от заключений, данных различными лицами в процессе. Так, заключение прокурора по делу или по отдельному вопросу не имеет для суда, рассматривающего дело, обязательного значения. Заключения государственных органов, органов местного самоуправления, участвующих в деле в порядке ст. 46 ГПК, подлежат оценке судом и не имеют заранее установленной силы.
Судьи независимы от вышестоящих судебных инстанций. Несмотря на то, что апелляционная, кассационная, надзорная инстанции обладают контрольными полномочиями относительно судебных актов, эти полномочия не нарушают принцип независимости судей. Например, ГПК, устанавливая обязательность указаний кассационной инстанции, вводит ряд существенных ограничений. Суды кассационной инстанции не вправе предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, о преимуществе одних доказательств перед другими, а также о том, какое решение должно быть вынесено при новом рассмотрении дела (ч. 2 ст. 369 ГПК).
Судьи независимы от государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и отдельных граждан. Помимо провозглашения подобной независимости важно создание реальных гарантий, обеспечивающих подлинность независимости. Существенная роль отводится экономическим, политическим, правовым гарантиям. Так, Законом РФ "О статусе судей в Российской Федерации" введены существенные гарантии, призванные обеспечить независимость судей. Уголовный кодекс РФ устанавливает уголовную ответственность за преступления против правосудия.
Подчинение судей только Конституции и федеральному закону составляет вторую и неотъемлемую половину рассматриваемого принципа. В этом также проявляется независимость судей. Суд, рассматривая дело, при установлении несоответствия акта государственного или иного органа закону принимает решение в соответствии с законом (ч. 2 ст. 120 Конституции РФ). Новый ГПК детализировал это положение: "Суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу".
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, суд при разрешении гражданского дела применяет правила международного договора (ч. 4 ст. 11 ГПК).
При раскрытии понятия принципа независимости судей и подчинения их только федеральному закону принято выделять экономические, политические и правовые (организационно-правовые и процессуально-правовые) гарантии.
Экономические гарантии охватывают предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу. Отдельная статья Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" раскрывает содержание материального обеспечения судей (ст. 19).
Политические гарантии независимости судей связаны с тем, что судья не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность (ч. 3 ст. 3 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации").
Среди организационно-правовых гарантий особое значение имеет назначаемость судей, их несменяемость, неприкосновенность, право на отставку, особый порядок приостановления и прекращения полномочий судьи и др. (ст. 121, 122 Конституции РФ, ст. 9 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации") и проч. Среди процессуальных гарантий рассматриваемого принципа следует назвать тайну совещания судей, порядок голосования судей при вынесении решения по делу, право на изложение особого мнения судьи, собственно процессуальную форму осуществления правосудия по гражданским делам и проч. В соответствии со ст. 194 ГПК решение выносится судом в совещательной комнате. Во время совещания и вынесения решения в совещательной комнате могут находиться лишь судьи, входящие в состав суда по данному делу. Присутствие иных лиц в совещательной комнате не допускается. Судьи не могут разглашать суждения, имевшие место во время совещания. Помимо вынесения решения в совещательной комнате обсуждаются и иные важные процессуальные вопросы, например разрешение заявленного отвода (ст. 16-17 ГПК).