Реализация в доказывании положений учения о криминалистической регистрации

- Позвольте, товарищи, у меня все ходы записаны! (Илья Ильф и Евгений Петров. 12 стульев).

Криминалистическая регистрация как необходимый компонент уголовной юстиции исстари используется и в розыскной деятельности, и в расследовании преступлений. Она представляет собой учет отдельного по индивидуальным, а не суммирующим признакам, чем с содержательной стороны принципиально отличается от уголовной (судебной) статистики. От последней она отличается и способами собирания информации, формами и задачами использования информации, критериями ее классификации. По объекту, формам, способам регистрации данных и целям использования криминалистическая регистрация отличается и от оперативной отчетности.

Говоря о криминалистической регистрации в ее предметном выражении, обычно имеют в виду определенную систему материальных объектов (картотеки, коллекции, магнитные записи и иные хранилища регистрационных данных) и систему оперирования этими объектами, т.е. практическую регистрационную деятельность. Таким образом, криминалистическая регистрация - как институт практической деятельности - представляет собой единство системы вещественных средств регистрации и системы действий, оперирования этими средствами в целях доказывания и оперативно-розыскной деятельности.

Система вещественных средств регистрации состоит из подсистем - видов криминалистической регистрации. Для их обозначения используется термин "криминалистический учет", поскольку виды криминалистической регистрации отличаются друг от друга именно учитываемыми данными, способами и формами их сосредоточения и систематизации. Но когда говорят об учете, имеют в виду и саму процедуру учета, а не только его зафиксированное выражение - учетные данные. Процедура учета - это действия по собиранию и регистрации данных, их сосредоточению и систематизации, хранению, поиску и передаче адресату.

Как всякая система, криминалистическая регистрация характеризуется единством целей функционирования ее элементов, наличием связей между ними и четкой организацией. Ее целями служат:

а) накопление данных, которые могут быть использованы для выявления, раскрытия, расследования и предупреждения преступлений;

б) обеспечение условий идентификации объектов с помощью учетных данных и решения на основе сравнения с ними диагностических задач в процессе доказывания;

в) содействие розыску объектов, данные о которых содержатся в криминалистических учетах;

г) предоставление в распоряжение оперативно-розыскных, следственных и судебных органов справочной и ориентирующей информации.

Исходя из этих целей, криминалистическую регистрацию можно считать своеобразной информационной системой, собирающей и обрабатывающей информацию о преступлениях, причастных к ним лицах и предметах и передающей эту информацию органам, непосредственно ведущим борьбу с преступностью.

Процесс движения информации в системе криминалистической регистрации проходит несколько этапов. На первом из них осуществляется выявление и собирание учетных данных как органами дознания и следствия, так и органами криминалистической регистрации, затем следует регистрация (фиксация) учетных данных, их переработка (систематизация, кодирование) и помещение в хранилище информации. При поступлении команды на поиск учетных данных - запроса органов дознания, следствия, суда - осуществляются поиск затребованной информации в хранилище, ее переработка (перекодирование в удобную для адресата форму), составление ответа на запрос и передача информации запрашивающему органу. После использования информации она может быть либо возвращена в хранилище для последующего использования, либо исключена из данного информационного массива, либо по указанию запрашивающих органов передана в другой орган регистрации.

Вопрос о носителе информации в криминалистической регистрации неразрывно связан с понятием объекта регистрации. Объект регистрации - сложное понятие, объединяющее в себе две категории объектов: носителей регистрационной информации и ее источников. Эти объекты могут сливаться в один (например, неопознанный труп, похищенная вещь и т.д.), а могут выступать порознь (например, учет неизвестных преступников (объект - источник информации) по следам пальцев, обнаруженным на месте преступления (объект - носитель информации) и т.д.).

Объект регистрации обусловливает вид криминалистического учета как ее подсистемы. С появлением новых объектов регистрации появляются новые виды учета. Здесь следует иметь в виду, что к одному и тому же объекту - источнику информации - могут относиться разные по виду объекты-носители, каждый из которых дает начало самостоятельному виду криминалистического учета. Так, неизвестные преступники могут учитываться по следам пальцев с мест происшествий, по способу действий, по признакам почерка, известные лица - по алфавитно-дактилоскопическому учету, по дактилоскопическому учету, по приметам и т.п.

От вида криминалистического учета следует отличать форму учета, под которой понимается способ и форма фиксации и хранения регистрационной информации: картотеки, коллекции, магнитозаписи, альбомы, реестры и др. Форма учета зависит от характера регистрационных объектов и регистрационной информации.

Регистрационная информация по своей природе неоднородна. В тех случаях, когда ее носителями выступают объекты, причинно связанные с преступлением (например, следы пальцев рук, изъятые с места происшествия, стреляные гильзы, пуля, извлеченная из тела трупа, и т.д.), эта информация становится потенциально доказательственной. Во всех остальных случаях информация носит потенциально ориентирующий характер. Регистрационная информация носит потенциально доказательственный или потенциально ориентирующий характер потому, что, не будучи востребованной органом дознания, следователем или судом, она не приобретает никакого значения ни в уголовном процессе, ни в ОРД.

Использование регистрационных данных связано с правовыми основами криминалистической регистрации, однако в действующем уголовно-процессуальном законодательстве нет даже упоминания о криминалистической регистрации в целом или об отдельных криминалистических учетах. Косвенно с этим институтом связана ст. 202 УПК РФ, где идет речь о получении образцов для сравнительного исследования. Однако авторы существующих комментариев УПК связывают эту норму только с производством экспертизы. Остается неясным и то, в какую форму должна быть облечена регистрационная информация в тех случаях, когда она может иметь доказательственное значение.

В результате проверки по учетам может быть установлено тождество объекта, могут быть получены сведения, характеризующие объект или имеющие иное квалифицирующее значение для расследования. Нередко эта информация служит основанием для принятия следователем или судом ряда процессуальных решений, например об истребовании приговоров и иных документов, об изменении квалификации расследуемого деяния и т.п. Справки о проверке по учетам, содержащие доказательственную информацию, должны быть отнесены к категории "иных документов", приобщаемых к делу. При этом доказательственное значение в некоторых случаях может иметь и отрицательный ответ регистрационного органа - когда сообщается, что объект проверки по учетам не значится. Такой ответ может доказывать то или иное смягчающее обстоятельство (совершение преступления впервые и т.п.).

Нерешенным остается вопрос о том, можно ли довольствоваться результатом проверки по учетам при установлении тождества или же с целью подтверждения вывода о тождестве необходимо проведение экспертизы. Такой вопрос, например, может возникнуть при положительном результате проверки по дактилоскопическому учету неизвестных преступников, скрывшихся с места происшествия, или при проверке по пулегильзотеке изъятого огнестрельного оружия и т.п. Некоторые авторы считают, что установление тождества по данным криминалистической регистрации не имеет доказательственного значения и требует обязательного проведения соответствующей экспертизы. Однако такое решение не исключает многих вопросов.

Задание на проверку по криминалистическому учету, направляемое в орган внутренних дел, по форме представляет собой запрос, а не постановление о назначении экспертизы. Соответственно отсутствует и процессуальный режим назначения экспертизы.

Сравнение проверяемых объектов с объектами учета при поиске информации, действительно, требует определенных исследовательских операций. Но исследовательский характер процедуры проверки по учету еще не дает оснований считать такую проверку экспертизой. Однако результаты такой проверки, облеченные в форму справки регистрационного органа, приобщаемой к делу, могут иметь доказательственное значение и не требовать подтверждения экспертизой.

Сказанное не означает вообще отказа от экспертизы как средства исследования и проверки регистрационной информации. Результаты проверки по криминалистическому учету, имеющие доказательственное значение, как всякая доказательственная информация, оцениваются следователем или судом в совокупности с другими доказательствами. Возникшие сомнения могут быть разрешены разными способами, в том числе и путем назначения экспертизы. В этом случае учетные органы обязаны предоставить в распоряжение следствия или суда объекты-носители информации, которые наряду с проверяемыми объектами (вещественными доказательствами) подвергаются экспертному исследованию.

Наши рекомендации