Понятие группового иска и группового производства
Институт группового иска появился в арбитражном процессе в соответствии с Федеральным законом N 205-ФЗ от 19.07.2009 г. путем введения в АПК РФ гл. 28.2 "Рассмотрение дел о защите прав и законных интересов группы лиц".
Групповой иск выделяется по критерию защищаемых интересов*(217). Основанием для его выделения в классификации исков является вопрос о выгодоприобретателе по соответствующему иску, т.е. лице, чьи права и интересы защищаются в суде, и характере защищаемого интереса. На этой основе можно выделить особенности процессуального регламента, связанные с возбуждением дела, его подготовкой, понятием надлежащих сторон, полномочиями истца-представителя, судебным разбирательством, содержанием судебного решения, его исполнением и др.
Признаки группового иска:
- это иск о защите большой группы лиц,
- оказавшейся в одинаковой юридико-фактической ситуации,
- общие права и интересы которой нарушены одним ответчиком (соответчиками),
- подается истцом-представителем группы от имени участников группы,
- состав группы либо не известен на момент возбуждения дела, но персонифицируется в судебном решении, либо он столь многочисленный, что не позволяет обеспечить фактическое участие в деле всех участников группы,
- группа имеет общее требование с единым способом правовой защиты, общим предметом доказывания,
- групповой иск рассматривается в рамках группового производства*(218), т.е. искового производства с особенностями, установленными в гл. 28.2 АПК РФ,
- по судебному решению участники группы получают общий положительный результат (в случае удовлетворения иска).
До недавнего времени российский цивилистический процесс (как арбитражный, так и гражданский) был построен в основном на модели, основанной на споре одного кредитора (истца) с одним должником (ответчиком). Однако современные правовые конфликты вовлекают в свою орбиту порой не десятки, а сотни и тысячи лиц, находящихся как в России, так и за рубежом, действиями ответчика могут нарушаться права как неопределенной группы лиц, так и достаточно большой персонифицированной по составу группы. Поэтому модель арбитражного процесса была модернизирована в сторону ее большей социализации и необходимости защиты интересов больших групп лиц, учета многосубъектности современной системы гражданского оборота путем введения гл. 28.2 АПК РФ, а также гл. 28.1 АПК РФ.
Групповой иск соответствует задаче обеспечения равенства перед законом и судом (ст. 17 Конституции России, ст. 7 АПК РФ), уравнивая шансы потерпевших на получение возмещения ущерба от одного ответчика.
Групповой иск возник в Великобритании (representative action), а затем был воспринят в США (class action), где он получил наибольшее развитие. Его правовой основой является правило 23 Федеральных правил гражданского судопроизводства в федеральных районных судах США и большая судебная практика американских судов*(219). Отдельные разновидности группового иска получили распространение в ряде государств системы гражданского права, например, Испании, Италии, ФРГ, Литве, Швеции, Бразилии, что свидетельствует о жизнеспособности и современности данной конструкции и возможности ее использования в самых разных правовых системах*(220).
Групповой иск исторически оказался тем процессуальным средством, которое позволяет наиболее адекватно из существующего процессуального инструментария защищать интересы больших групп граждан и организаций, оказавшихся в одинаковой юридико-фактической ситуации, когда их права и интересы нарушены одним ответчиком. Имея некоторые признаки большого соучастия либо иска, подаваемого представителем от значительного числа соистцов, групповой иск имеет, тем не менее, оригинальную правовую природу, позволяющую соединить в одном процессе требования множества лиц, давая им возможность присоединиться к первому требованию истца-представителя через механизмы оповещения, преобразуя неопределенный круг потерпевших к концу судебного разбирательства во вполне персонифицированную группу, состав которой будет определен в судебном решении. Суды тем самым освобождаются от необходимости рассмотрения множества однотипных исков.
Рациональное начало групповых исков заключается в том, что, во-первых, они делают экономически целесообразным рассмотрение множества мелких требований на небольшие суммы, например, большого числа мелких инвесторов, каждый из которых в отдельности потерял небольшую сумму вследствие правонарушений на фондовом рынке, во-вторых, экономят время судей, поскольку позволяют в одном процессе рассмотреть массу однотипных требований, наиболее полно выявить круг всех пострадавших и уравнять их шансы на получение возмещения при исполнении решения суда, в-третьих, достигается и социальный эффект, поскольку одновременно защищается как публичный интерес (пресекается противоправная деятельность какой-либо компании, организации), так и частноправовые интересы (происходит взыскание убытков в пользу участников группы). Сама процедура разбирательства, связанная с необходимостью оповещения и выявления всех участников группы, позволяет сделать неопределенный состав группы потерпевших на момент возбуждения дела вполне определенным и персонифицированным к вынесению судебного решения.
Отметим, что по своей идеологии конкурентом группового иска при достаточно большой численности группы лиц является производство по делам о несостоятельности, которое, в конечном счете, преследует те же цели, что и групповой иск - уравнять шансы потерпевших на возмещение ущерба.