Тема 3. Речь как средство коммуникативного воздействия.
Содержание
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.. 4
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы.. 5
3. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся 5
4. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий. 7
5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Юридическая риторика». 14
6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине. 18
7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины.. 23
8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины.. 24
9. Методические указания для обучающихся по освоению
дисциплины.. 25
10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем. 28
11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине «Юридическая риторика». 30
1. Перечень планируемых результатов обучения
по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами
освоения образовательной программы
Целью освоения учебной дисциплины «Юридическая риторика» является формирование общекультурной компетенции, необходимой для практического владения русским языком в профессиональной и научной деятельности.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:
формирование базовых теоретических знаний по юридической риторике;
развитие практических умений и навыков подготовки публичных выступлений профессиональной направленности;
дальнейшее расширение и углубление коммуникативных навыков и фоновых знаний обучающихся, как в области профессиональной деятельности, так и по широкому кругу смежных проблем; повышение уровня их общей культуры, культуры мышления, общения и речи.
В результате освоения ООП обучающийся должен овладеть следующими компетенциями:
Коды компетенции | Результаты освоения ООП | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине |
ОК-4 | способность свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения | Знать: особенности устной и письменной коммуникации в научной и деловой сфере общения; требования к культуре речи, основные виды документов, особенности их композиции, структуры и оформления. Уметь: осознанно подходить к использованию языковых единиц в процессе составления текста документа; правильно употреблять юридическую лексику в устной и письменной деловой речи; соблюдать правила вежливости и культуры поведения в профессиональной деятельности. Владеть: нормами литературного языка в профессиональной сфере, навыками подготовки и произнесения публичной речи. |
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина «Юридическая риторика» относится к дисциплине по выбору общенаучного цикла (М.1.В.ДВ.2.2.) и преподается в 1 семестре по очной и заочной формам обучения.
Дисциплина «Юридическая риторика» базируется на знаниях, полученных обучающимися по программе бакалавриата в рамках изучения дисциплины «Русский язык и культура речи».
Входными умениями, необходимыми при освоении данной дисциплины, являются:
– классификация языковых фактов с целью обозначения различных видов речевой деятельности;
– оценка языковых фактов с точки зрения нормативности;
– использование основных приёмов информационной обработки текста;
– оценка письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
– создание собственного речевого высказывания в соответствиис поставленными задачами; осуществление речевого самоконтроля.
Освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее
для дисциплин специализации, таких как «Юридическая техника», «Педагогика высшей школы», «Научно-исследовательская работа», в которых необходимо представлять результаты научных исследований и решать практические задачи в сфере делового профессионального общения юристов.
3. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Общая трудоемкость (объем) дисциплины составляет 2 зачетные единицы (ЗЕ), 72 академических часа.
3.1. Объем дисциплины по видам учебных занятий (в часах)
Объём дисциплины | Всего часов | |
очная форма обучения | заочная форма обучения | |
Общая трудоемкость дисциплины | ||
Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) (всего) | ||
Аудиторная работа (всего): | ||
в т. числе: | ||
Лекции | ||
Практические занятия | ||
Внеаудиторная работа (всего): | ||
Самостоятельная работа обучающихся (всего) | ||
Вид промежуточной аттестации обучающегося : зачет |
3.2. Объем дисциплины по семестрам (в академических часах)
Форма обучения – очная
Вид учебной работы | Всего часов | |
Всего | 1 сем. | |
Общая трудоемкость дисциплины | ||
Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) (всего) | ||
Аудиторная работа (всего): | ||
в т. числе: | - | - |
Лекции | ||
Семинары, практические занятия | ||
Практикумы | - | - |
Самостоятельная работа обучающихся (всего) | ||
Вид промежуточной аттестации: зачет |
Форма обучения – заочная
Вид учебной работы | Всего часов | ||
Всего | Установочная сессия | 1 сем. | |
Общая трудоемкость дисциплины | |||
Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) (всего) | |||
Аудиторная работа (всего): | |||
в т. числе: | |||
Лекции | - | ||
Практические занятия | |||
Самостоятельная работа обучающихся (всего) | |||
Вид промежуточной аттестации : зачет | - |
4. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам)
с указанием отведенного на них количества академических
или астрономических часов и видов учебных занятий
4.1. Структура дисциплины и трудоемкость по видам учебных занятий
(в академических часах)
Учебно-тематический план
Очная форма обучения
№ п/п | Наименование тем | Всего часов по учебному плану | Из них аудиторных | Самостоятельная работа | ||||
Всего часов | Лекций | Семинарских занятий | Практических занятий | Контроль | ||||
1. | Юридическая риторика, её взаимосвязь с правовыми дисциплинами | - | ||||||
2. | Особенности профессиональной коммуникации юриста | - | ||||||
3. | Речь как средство коммуникативного воздействия | - | ||||||
4. | Отличительные черты монологической речи на суде | |||||||
5. | Композиция выступления судебного оратора | |||||||
6. | Особенности устной коммуникации юриста | |||||||
Зачет | ||||||||
Итого: |
Заочная форма обучения
№ п/п | Наименование тем | Всего часов по учебному плану | Из них аудиторных | Самостоятельная работа | ||||
Всего часов | Лекций | Семинарских занятий | Практических занятий | Контроль | ||||
Установочная сессия | ||||||||
1. | Юридическая риторика, её взаимосвязь с правовыми дисциплинами | - | - | - | ||||
2. | Особенности профессиональной коммуникации юриста | - | - | |||||
Итого за период установочной сессии | - | - | ||||||
1 семестр | ||||||||
3. | Речь как средство коммуникативного воздействия | - | - | |||||
4. | Отличительные черты монологической речи на суде | - | - | |||||
5. | Композиция выступления судебного оратора | - | - | - | - | |||
6. | Особенности устной коммуникации юриста | - | - | - | - | |||
Зачет | - | - | - | - | - | |||
Итого в 1 семестре | - | |||||||
Итого: | - |
4.2 Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)
Тема 1. Юридическая риторика, её взаимосвязь с правовыми дисциплинами.
Аспекты юридической риторики. Становление юридической риторики в исторической перспективе.
Устная и письменная речь в деятельности юриста как показатели профессионализма.
Риторика и культура речи юриста. Общеепонятие о речи и ее культуре в профессиональной сфере. Культура устной и письменной речи юриста. Нормативный, коммуникативный, этический аспекты культуры речи юриста. Диалог и монолог в профессиональной сфере. Культура звучания речи юриста. Культура мысли и логика речи. Этос, логос, пафос в публичной речи.
Взаимосвязь речевой культуры юриста с культурой правотворчества и нормотворчества.
Используемая литература: [6], [7], [8], [10], [11].
Тема 2. Особенности профессиональной коммуникации юриста.
Содержание коммуникативной составляющей в профессии юриста. Виды профессиональных коммуникаций юриста. Роль и значение коммуникации в профессиональном становлении юриста. Понятия «коммуникации», «профессиональные коммуникации», «межличностные коммуникации». Речевой имидж юриста и профессиональный успех. Профессиональная речь юриста, ее социальное значение.
Правовая коммуникация. Информационная сторона правовой коммуникации. Языковая форма, определяющая правила поведения субъектов, установленные нормами права. Интерактивная сторона правовой коммуникации. Организационные формы коммуникативного взаимодействия. Различие в позициях участников правового общения как основа диалога. Межличностная и групповая правовая коммуникация. Процессуальные и внепроцессуальные формы профессиональной коммуникации юриста .
Используемая литература: [6], [7], [8], [10], [11].
Логические основы речи юриста. Логика убеждения в соответствии с основными законами мышления (закон тождества, закон противоречия, закон исключённого третьего, закон достаточного основания). Убедительность как показатель высокого уровня ораторского мастерства юриста.
Логическая операция доказательства, включающая в себе три элемента: тезис, аргументы, демонстрацию. Требования, предъявляемые к каждому из этих элементов. Прямое и косвенное доказательство. Индуктивный
и дедуктивный методы доказательства, метод аналогии. Логическая операция опровержения.
Языковые средства, выражающие логику юридического высказывания (вопросительные высказывания, периоды).
Речевые средства рационального воздействия (приём адресации, точность словоупотребления, термины оценочного характера).
Используемая литература: [6], [7], [8], [10], [11].
Риторические аспекты консультирования, ведения переговоров и собеседований в деятельности юристов. Речь как средство коммуникативного воздействия в судебной и консультативной сферах. Подходы к формированию взаимоотношений между юристом и гражданином в ходе консультирования. Виды вопросов при проведении консультирования. Переговоры как важный инструмент урегулирования деловых отношений и конфликтов. Виды переговоров. Структурные элементы переговоров. Тактические приемы в ведении переговоров. Собеседования. Навыки проведения собеседований, необходимые для получения полной и достоверной информации. Коммуникативные особенности партнеров по собеседованию. Риторические способы построения собеседования и его этапы. Отличия консультирования от собеседования.
Используемая литература: [6], [7], [8], [10], [11].
Содержание лекций
Очная форма обучения
№ темы | Название разделов тем | Содержание | Кол-во часов |
1. | Речевая культура юриста, её взаимосвязь с правовыми дисциплинами | 1. Цели и задачи дисциплины. 2. Нормативно-правовые документы, регламентирующие изучение русского языка в вузе. 3. Особенности профессионального общения. 4. Культура устной и письменной речи юриста. 5. Требования к речевой культуре юриста. | |
2. | Особенности профессиональной коммуникации юриста | 1. Древняя Греция как место зарождения судебного красноречия. 2. Древнеримский период развития юридической риторики. 3. Развитие русского и советского юридического красноречия 4. Особенности риторики современных юристов, адвокатов и правоведов. | |
Речь как средство коммуникативного воздействия | 1. Речевой этикет и этика в деятельности юриста. 2. Этикет прений между процессуальными противниками. Культура спора и полемики в юридической сфере. 3. Правила ведения диалога на следствии. Тактика говорения и слушания в профессиональном общении. Внимание к адресату как принцип речевого поведения. 4. Устно-письменный протоколируемый диалог сторон на суде. 5. Нравственное воспитание слушателей, присутствующих в зале судебного заседания. |
Заочная форма обучения
№ темы | Название разделов тем | Содержание | Кол-во часов |
1. | Речевая культура юриста, её взаимосвязь с правовыми дисциплинами | 1. Цели и задачи дисциплины. 2. Нормативно-правовые документы, регламентирующие изучение русского языка в вузе. 3. Особенности профессионального общения. 4. Культура устной и письменной речи юриста. 5. Требования к речевой культуре юриста. |
Содержание семинарских занятий
не предусмотрено.
Содержание практических занятий
Очная форма обучения
№ темы | Название тем | Содержание | Кол-во часов |
Речевая культура юриста, её взаимосвязь с правовыми дисциплинами | 1. Требования к речевой культуре юриста. 2. Особенности профессионального общения. 3. Культура устной и письменной речи юриста. | ||
Особенности профессиональной коммуникации юриста | 1. Древняя Греция как место зарождения судебного красноречия. 2. Древнеримский период развития юридической риторики. 3. Развитие русского и советского юридического красноречия 4. Особенности риторики современных юристов, адвокатов и правоведов. | ||
Речь как средство коммуникативного воздействия | 1. Устно-письменный протоколируемый диалог сторон на суде. 2. Нравственное воспитание слушателей, присутствующих в зале судебного заседания. 3. Правила речевого этикета и этики в деятельности юриста. 4. Практика ведения диалога на следствии. Тактика говорения и слушания в профессиональном общении. Внимание к адресату как принцип речевого поведения. | ||
Отличительные черты монологической речи на суде | 1. Назначение судебной речи. 2. Обвинительная и защитительная речь. 3. Полемическая заостренность судебного монолога. 4. Выразительность и образность речи юриста. 5. Синтаксические средства выразительности. 6. Фразеологические единицы, повышающие экспрессивность речи. 7. Соотнесённость судебной речи с книжно-письменными стилями. Элементы разговорного стиля как средство воздействия на адресата. | ||
5. | Композиция выступления судебного оратора | 1. Убедительность как показатель высокого уровня ораторского мастерства юриста. 2. Тезис, аргументы, демонстрация как элементы логичности речи. 3. Языковые средства, выражающие логику юридического выступления. 4. Речевые средства рационального воздействия. | |
6. | Особенности устной коммуникации юриста | 1. Подготовка и произнесение монологов, диалогов. 2. Риторические аспекты интервью, консультирования, ведения деловых переговоров. 3. Этический аспект юридической риторики и его проявление в диалоговом профессиональном общении. 4. Речевой этикет и этика в деятельности юриста. |
Заочная форма обучения
№ темы | Название тем | Содержание | Кол-во часов |
Особенности профессиональной коммуникации юриста | 1. Древняя Греция как место зарождения судебного красноречия. 2. Древнеримский период развития юридической риторики. 3. Развитие русского и советского юридического красноречия 4. Особенности риторики современных юристов, адвокатов и правоведов. | ||
Речь как средство коммуникативного воздействия | 1. Устно-письменный протоколируемый диалог сторон на суде. 2. Нравственное воспитание слушателей, присутствующих в зале судебного заседания. 3. Правила речевого этикета и этики в деятельности юриста. 4. Практика ведения диалога на следствии. Тактика говорения и слушания в профессиональном общении. Внимание к адресату как принцип речевого поведения. | ||
Отличительные черты монологической речи на суде | 1. Назначение судебной речи. Полемическая заостренность судебного монолога. 2. Выразительность и образность речи юриста. 3. Синтаксические средства выразительности. 4. Фразеологические единицы, повышающие экспрессивность речи. 5. Соотнесённость судебной речи с книжно-письменными стилями. Элементы разговорного стиля как средство воздействия на адресата. |
5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Трудоемкость самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Юридическая риторика» составляет 42 ч. по очной форме обучения и 64 ч. по заочной форме обучения.
В целях организации самостоятельной работы обучающихся по дисциплине разработаны следующие учебно-методические материалы:
1. Методические материалы для проведения практических занятий, включающие перечень учебных вопросов, тематику докладов и сообщений, контрольные вопросы и задания, список рекомендуемой литературы и методические рекомендации для подготовки к занятию.
2. Методические указания для обучающихся заочной формы обучения, включающие учебные вопросы для подготовки к занятиям, вопросы, выносимые на самостоятельное изучение, контрольные вопросы и задания, список рекомендуемой литературы и указания по работе с ней.
3. Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся.
4. Перечень вопросов для подготовки к зачету и методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков на зачете.
5.1. Вопросы для самостоятельного изучения
Очная форма обучения
№ темы | Название тем | Содержание | Кол-во часов |
Юридическая риторика, её взаимосвязь с правовыми дисциплинами | Русский язык как государственный язык. Нормативно-правовые документы, регламентирующие изучение русского языка в вузе. Особенности профессионального общения. | ||
Особенности профессиональной коммуникации юриста | Основные понятия дисциплины. Литературный язык и нелитературные формы языка. Культура речи юриста. Нелитературные формы языка: жаргон, просторечие, диалекты, арго. | ||
Речь как средство коммуникативного воздействия | Характеристика функциональных стилей современного русского литературного языка. Научный стиль. Публицистический стиль. Язык художественной литературы. Разговорная речь. | ||
Отличительные черты монологической речи на суде | Особенности монологической речи на суде. Нормы устной и письменной речи. Орфографические нормы. Лексические нормы. Грамматические нормы. Орфоэпические нормы. | ||
5. | Композиция выступления судебного оратора | Анализ композиции судебных речей. Анализ происхождения и толкования юридических понятий и терминов. Лингвистические значение и юридическое толкование термина. Работа со словарями. | |
6. | Особенности устной коммуникации юриста | Риторические аспекты консультирования, ведения переговоров и собеседований в деятельности юристов. Речь как средство коммуникативного воздействия в судебной и консультативной сферах. Подходы к формированию взаимоотношений между юристом и гражданином в ходе консультирования. Виды вопросов при проведении консультирования. Переговоры как важный инструмент урегулирования деловых отношений и конфликтов. Виды переговоров. Структурные элементы переговоров. Тактические приемы в ведении переговоров. Собеседования. Навыки проведения собеседований, необходимые для получения полной и достоверной информации. Коммуникативные особенности партнеров по собеседованию. Риторические способы построения собеседования и его этапы. Отличия консультирования от собеседования. | |
Зачет | |||
Итого |
Заочная форма обучения
№ темы | Название тем | Содержание | Кол-во часов |
Юридическая риторика, её взаимосвязь с правовыми дисциплинами | Русский язык как государственный язык. Нормативные правовые документы. Особенности профессионального общения. Основные понятия дисциплины. Мастера судебной речи о русском языке. | ||
Особенности профессиональной коммуникации юриста | Культура речи юриста. Литературный язык и нелитературные формы языка. Нормативный, коммуникативный, этический аспекты культуры речи юриста. Основные качества речи юриста: чистота, ясность, понятность, доходчивость, точность, логичность, убедительность. Нелитературные формы языка: жаргон, просторечие, диалекты, арго в профессиональной деятельности юриста. Термины и разговорные слова в речи юриста. Диалог, спор, беседа в юридической профессиональной сфере. Консультирование, переговоры, судебная речь как виды профессиональной коммуникации юриста. | ||
Речь как средство коммуникативного воздействия | Характеристика функциональных стилей современного русского литературного языка. Функциональные разновидности юридической речи. Речевой этикет и речевая этика как средства коммуникативного воздействия. Убедительность судебной речи. Тезисы, аргументы, демонстрация. Рассуждение: тезис, определение, перифраз, демонстрация. Убеждение: доказательства, аргументация, опровержение. | ||
Отличительные черты монологической речи на суде | Язык права, его особенности. Нормы в судебной речи. Основные качества судебной речи: убедительность, понятность, ясность, доходчивость, точность, логичность, уместность, чистота, лаконичность, выразительность. Композиция судебной речи. Доказывание, опровержение, убеждение в судебной речи. Средства связи в судебной речи. Вопросительные конструкции в судебной речи. Виды аргументов в судебных речах. Тактика аргументирования. Устранение противоречий. | ||
5. | Композиция выступления судебного оратора | Вступление, основная часть, заключение как составные части выступления, особенности их содержания и построения. Установление контакта, приемы привлечения внимания. Нормы речевого поведения оратора. Официальность речевой ситуации. Речевая этика и речевой этикет в выступлении судебного оратора. Искусство спора в профессиональной деятельности юриста. Происхождение и толкование терминов. Лингвистические значение и юридическое толкование термина. Заимствованные термины в выступлениях судебного оратора. | |
6. | Особенности устной коммуникации юриста | Подготовка и произнесение монологов, диалогов. Риторические аспекты интервью, консультирования, ведения деловых переговоров. Этический аспект юридической риторики и его проявление в диалоговом профессиональном общении. Речевой этикет и этика в деятельности юриста. Риторические аспекты консультирования, ведения переговоров и собеседований в деятельности юристов. Речь как средство коммуникативного воздействия в судебной и консультативной сферах. Подходы к формированию взаимоотношений между юристом и гражданином в ходе консультирования. Виды вопросов при проведении консультирования. Переговоры как важный инструмент урегулирования деловых отношений и конфликтов. Виды переговоров. Структурные элементы переговоров. Тактические приемы в ведении переговоров. Собеседования. Навыки проведения собеседований, необходимые для получения полной и достоверной информации. Коммуникативные особенности партнеров по собеседованию. Риторические способы построения собеседования и его этапы. Отличия консультирования от собеседования. | |
Зачет | |||
Итого |
6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Перечень компетенций и этапы их формирования | Планируемые результаты и уровни освоения компетенций | Типовые контрольные задания и материалы, необходимые для оценки знаний, умений и навыков | |
Номера вопросов для подготовки к зачету | |||
ОК-4 способность свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения | Тема 1. Речевая культура юриста, её взаимосвязь с правовыми дисциплинами | знать: особенности устной и письменной коммуникации в научной и деловой сфере общения; требования к культуре речи, основные термины юридической риторики, виды аргументов, особенности композиции судебной речи, способы убеждения, правила ведения спора, дискуссии и полемики; уметь: готовить публичные выступления, выдвигать тезисы, использовать аргументацию, вести дискуссию и полемику владеть: нормами русского литературного языка в профессиональной сфере, навыками подготовки публичных выступлений общеюридической тематики | 8-12 |
Тема 2. Особенности профессиональной коммуникации юриста | 13-16 | ||
Тема 3. Речь как средство коммуникативного воздействия | 17-20 | ||
Тема 4. Отличительные черты монологической речи на суде | 21-29 | ||
Тема 5. Композиция выступления судебного оратора | 21-22 | ||
Тема 6. Особенности письменной коммуникации юриста | 27-29 |
6.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций
на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания
Уровень и качество компетенций обучающихся определяется знаниями, навыками и умениями, которые приобретаются на различных этапах освоения учебной дисциплины и выступают главными показателями сформированности общекультурных компетенций. Оценивание степени и качества компетенций осуществляется в форме зачёта на основе уровневой шкалы (может использоваться при любой форме промежуточной аттестации) и шкалы оценивания компетенций.
Шкала оценивания уровня сформированности компетенции | Шкала оценивания компетенций в форме зачёта |
высокий | зачтено |
продвинутый | зачтено |
пороговый | зачтено |
низкий | не зачтено |
Критерии оценивания компетенций в форме зачёта по дисциплине
Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, если он усвоил программный материал, последовательно, четко и логически стройно излагает его, справляется с заданиями, вопросами и другими видами применения знаний, а учебные достижения обучающегося в семестровый период имели положительную динамику.
Оценка «не зачтено» выставляется обучающемуся, если он не усвоил программный материал, не справляется с заданиями, вопросами и другими видами применения знаний, а учебные достижения обучающегося в семестровый период не имели положительной динамики.
При оценке теоретических знаний и практических умений и навыков обучающихся на зачете учитываются также текущая успеваемость по дисциплине, участие в работе на практических занятиях, уровень выполнения ими письменных работ, предусмотренных учебным планом. В случае необходимости экзаменатор может задавать обучающемуся дополнительные вопросы по разделам (темам) учебной дисциплины, по которым его знания вызывают сомнения (с учетом результатов текущей успеваемости и посещаемости занятий).
6.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
Обучающиеся могут самостоятельно заниматься научно-исследовательской работой под руководством преподавателя. Содержание работы, которая состоит в форме подготовки реферата или презентации по дисциплине, заключается в анализе и изучении научной литературы по юридической риторике, подготовке устного выступления или презентации на русском языке, подготовке статей и тезисов.
Примерная тематика рефератов, презентаций
1. Виды делового общения в судебной практике: интервьюирование, переговоры, консультирование.
2. Изобразительно-выразительные средства языка в речи юриста.
3. Иноязычная лексика в юридических текстах.
4. Искусство речи на суде: историческая ретроспектива.
5. Искусство спора в профессиональной деятельности юриста.
6. Логические основы убедительности судебной речи.
7. Новое в профессиональной юридической терминологии.
8. Нормы русского литературного языка в сфере права.
9. Особенности судебной речи.
10. Полемическая направленность судебной речи.
11. Пути и способы преодоления коммуникативных барьеров в профессионально й сфере.
12. Речевая аргументация. Виды аргументов в судебных речах.
13. Речевая норма и культура речи в профессиональной деятельности юриста.
14. Речь как средство коммуникативного воздействия в судебной и консультативной сферах.
15. Риторические аспекты консультирования, ведения переговоров и собеседований в деятельности юриста.
16. Риторические стратегии юриста в конфликтной ситуации.
17. Спор, дискуссия, полемика в профессиональной деятельности юриста.
18. Судебный оратор и его аудитория.
19. Типы и виды вопросов в юридической практике.
20. Язык права. Функции языка права. Правовой статус языка.
Перечень вопросов к зачету
1. Дайте понятие юридической риторики.
2. Назовите коммуникативные качества воздействующей речи.
3. Охарактеризуйте развитие юридической риторики в античности.
4. Охарактеризуйте судебное красноречие в дореволюционной России.
5. Охарактеризуйте судоговорение в советский и постсоветский период.
6. Раскройте назначение судебной речи.
7. Раскройте отличительные черты судебной речи.
8. Дайте понятие о диалогизированном монологе.
9. Раскройте стилевые характеристики судебной речи.
10. Проанализируйте, в чем заключается убедительность судебной речи.
11. Проанализируйте логические ошибки в речи судебного оратора.
12. Охарактеризуйте языковые средства, создающие логичность речи.
13. Охарактеризуйте виды судебных речей.
14. Охарактеризуйте виды делового общения в судебной практике: интервьюирование, переговоры, консультирование.
15. Охарактеризуйте композицию судебной речи.
16. Раскройте понятия выразительности, экспрессивности и эмоциональности судебной речи.
17. Раскройте рациональные и эмоциональные виды аргументов в судебной речи.
18. Назовите средства эмоционального воздействия в судебной речи.
19. Проанализируйте использование интонационно-выразительных средств воздействия в судебной речи.
20. Раскройте понятия этика и речевой этикет судебного оратора.
21. Охарактеризуйте использование книжно-письменных и разговорных конструкции в судебной речи.
22. Проанализируйте специфику ведения спора, дискуссии, полемики в профессиональной деятельности юриста.
23. Охарактеризуйте невербальные средства общения, сопровождающие выступление.
24. Назовите общие и специфические черты частных риторик.
25. Раскройте понятия тропы и риторические фигуры, проанализируйте уместность их использования в речевом обиходе юриста.
26. Раскройте понятия тема и тезис судебной речи.
27. Раскройте понятия общие и частные топосы.
28. Раскройте понятие аргументация, проанализируйте ее виды в судебной речи.
Образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях
Образовательные технологии, лежащие в основе обучения дисциплине включают:
– личностно-ориентированные технологии: дифференцированные задания, тренинги, тесты, разработка индивидуальных маршрутов (сообщения, презентации, научные исследования, создание электронного портфолио);
– информационно-коммуникационные технологии: использование возможностей интерактивного мультимедийного класса «Диалог-Нибелунг», программ «Microsoft PowerPoint», «Microsoft OneNote», электронное тестирование на базе программ «My test», «УТК», элементы электронного обучения, работа в сети Интернет;
– управленческие технологии (создание рабочих групп, работа в малых группах, мозговой штурм, ролевые игры);
– проектные технологии (индивидуальные и групповы