Правовое положение рабов (Servi)
Одно из основных правил римского права гласило: servile caput nullum jus habet (87) (рабы не имеют никаких прав). Рабы не считались людьми. По римскому праву они были "res" — вещи, говорящие орудия (instrumentum vocale). Как вещи или как объекты права рабы находились под неограниченной властью господ. (88)
а) Источники рабства. — Первые рабы появились при распаде родового римского устройства. В то время развитие производительных сил повысило производительность труда до такой степени, что использование внеродовой рабочей силы в родовом хозяйстве стало рентабельным. С дальнейшим развитием римского хозяйства потребность в рабах увеличивалась. Для удовлетворения этой потребности рабы приобретались самыми различными способами.
Основным источником рабства был захват пленных на войне. В древние времена военные пленники становились собственностью того, кто их захватил. В первые века республики все пленники становились собственностью государства, т. е. servi publici. Потом эти пленники продавались на публичных торгах и переходили в собственность граждан. Вторым значительным источником рабов было порабощение собственных граждан. Так, по старому римскому праву рабами объявлялись все граждане, которые не зарегистрировались для выполнения налоговых и военных обязательств (incensi); рабами объявлялись и лица, которые лояльно и вовремя не выполняли договорные обязательства (nexi и addicti) (89), схваченные за кражу (fur manifestus), а также лица alieni juris, если носитель patria potestas отказывался от них.
Другой источник рабства появился вместе с возникновением латифундий. Из-за большого спроса на рабов развилось пиратство и частное порабощение людей по всему Средиземноморью. Большие пиратские силы снабжали многочисленными рабами рынки Делоса, Родоса, Афин и даже самого Рима. Рабы, добытые пиратством и проданные на каком-либо из этих рынков, не могли возбуждать спор о своем освобождении из рабства. Римляне восприняли пиратство как способ порабощения, особенно в случаях, когда захваченные лица обладали свойством римских граждан или были представителями народов, пользующихся защитой Рима.
Дети, рожденные рабыней, независимо от того, кто был их отцом, становились рабами. В момент рождения они попадали под власть хозяина рабыни. Единственное исключение из этого правила, так называемое favor libertatis — ребенок рабыни, которая хотя бы в какой-то один момент беременности была свободной, рождался свободным.
Рабами по наказаниям провозглашались: 1) лица, осужденные на работы в рудниках (ad metalla) или на борьбу с дикими зверями (ad bestias); 2) граждане, договорившиеся с торговцами, что будут проданы в рабство, с тем что по vindicatio in libertatem получат часть вырученной от этой продажи суммы (venditio preti participandi causa), и З) римлянки, вступившие в половые отношения с чужими рабами против воли их господ.
б) Содержание рабства. — Старое римское право гарантировало господам право на жизнь и смерть своих рабов — jus vitae ас necis. Jus vitae ac necis было тождественно праву господина употреблять, использовать и уничтожать какие-либо — одушевленные или неодушевленные — принадлежащие ему предметы. Такая власть господина над рабом обусловила регулирование отношений между ними непосредственным образом. От воли господина зависело, каким будет фактическое положение раба. Положение рабов во время патриархального рабства не было особенно тяжелым, ибо рабы обрабатывали небольшие земельные участки вместе со своим господином и жили одной "семьей". Этот факт, а также то, что ранние рабы являлись представителями родственных Риму племен, людьми со схожими обычаями и моралью, и беря во внимание непостоянство военной удачи, когда господин и раб могли поменяться ролями, — и обусловило относительно сносное фактическое положение ранних рабов.
Кроме того, сам факт, что рабы — все же люди, имел известное отражение в старом праве: кладбища рабов считались священными — loci religiosi; в Законах XII таблиц была закреплена ответственность рабов за проступки; рабы могли действовать как nuncii, или представители своих господ, приобретая для них, но не навлекая на них при этом никаких обязательств, и имели testamenti factio passiva, т. е. возможность наследовать на основании завещания.
Когда возникли латифундии и римские семьи разделились на familia rustica и familia urbana, фактическое положение рабов ухудшилось. Рабы жестоко эксплуатировались (время классического рабства). Когда недовольство рабов нельзя было сдержать усилением санкций и небывалым террором, римские прицепсы были вынуждены в известной мере улучшить положение рабов. Господам запретили убивать рабов (собственных и чужих), отдавать для борьбы со зверями и мучить сверх меры. Тогда же установилось правило: обессиленные рабы, брошенные своими хозяевами, становились свободными, т. е. лишь в классический период развития римского государства рабы получили первое и основное право на жизнь. Правовое положение рабов благодаря и наряду с невыносимым фактическим положением все же улучшилось по сравнению с предыдущим периодом.
Хозяйственная активность классического периода наряду с оживлением правовой деятельности привели к утверждению рабов и в области частного права. На основании так называемых actiones adiecticiae qualitatis рабы получили право не только приобретать для господина, но и брать на него обязательства — вплоть до полной выплаты по заключенному рабом договору — с высказанного или даже молчаливого согласия господина. Самостоятельность хозяйственной деятельности рабов была такова, что иногда, разумеется, в исключительных случаях, они могли выкупить себя из рабства на собственные деньги и даже приобрести собственных рабов (servi servorum). Разумеется, ни в одном из таких случаев рабы не считались право- и дееспособными лицами. Согласно римским установлениям они и тогда были вещами своих господ. (90) Однако хозяйственная активность рабов вынудила римлян ценить их как людей. Такого же взгляда придерживались и юристы. (91) Это привело к тому, что обязательства, взятые рабом, начали считаться obligationes naturales.
Правовое положение рабов продолжало улучшаться и в постклассический период. В связи с большой нехваткой рабочих рук на латифундиях уже не существовала familia rustica, а рабы трудились индивидуально, обрабатывая отдельные участки земли (реculium). Эти рабы — servi casati — по правовому положению приближались к колонам. Уравнивание правового положения сельскохозяйственных рабов с положением колонов было настолько значительным, что Юстиниан даже поставил вопрос: в чем же состоит различие между рабом и колоном, когда оба находятся под властью своего господина. (92) Далее, санкционирование брачных связей рабов представляло серьезное улучшение их положения. Из брачных связей рабов — contubernium — проистекало два правовых следствия: 1) родство, наступающее от таких связей (cognatio servilis) представляло препятствие для заключения брака и после освобождения раба и 2) каждый contubernium влек за собой запрет так называемой separatio dura, или распродажу рабской семьи в разные места и разным господам.
Но наряду с этими улучшениями правового положения рабы ни в один момент римской истории не получили основного права — действовать и трудиться на себя лично и на свою семью. Весь доход от труда рабов доставался их господам — классу рабовладельцев, — которые по своей воле свободно определяли, сколько и что оставлять в распоряжении раба.
в) Способы освобождения из рабства. — По установлениям римского права рабство было пожизненным. Однажды установленная власть господина над рабом (dominica potestas) длилась, как правило, до смерти раба. Смерть была естественным юридически урегулированным событием, которое прекращало рабство. Господин не имел никаких прав на тело умершего раба; напротив, он был обязан похоронить тело раба, а его могилу беречь как locus religiosus.
Кроме естественной смерти, рабство могло прекратиться и на основании некоторых других юридически урегулированных фактов. Некоторые из этих фактов действовали независимо от воли и даже против воли господина, в то время как основными среди них были формы, в которых господин выражал свою волю освободить раба.
Свободными против воли господ считались рабы, сумевшие покинуть территорию римского государства и перейти к своим соплеменникам. Независимо от воли и даже против воли господ посредством закона или на основании решения государственных органов освобождались рабы, донесшие о подготовке бунта или восстания; на основании Senatus consultum Silanianum могли быть освобождены и те из них, которые указали или обнаружили убийц своих господ, а по эдикту императора освобождались старые и больные рабы, как и рабы, имеющие заслуги перед Римом. Кроме того, имело силу и правило считать свободными рабов, которые долгое время пользовались фактической свободой.
Согласно установлениям старого римского права, господа были властны освобождать рабов, если это происходило по установленной форме. Формы, установленные для освобождения рабов, назывались manumissiones. Древнее право знало три формы манумиссий: manumissio vindicta, manumissio testamento и manumissio censu.
Вероятно, древнейшей формой освобождения рабов была так называемая manumissio vindicta, или освобождение в форме мнимой тяжбы о свободе. По этому способу освобождения раба господин являлся к магистрату в сопровождении раба и какого-нибудь взрослого римского гражданина. В присутствии магистрата римский гражданин (adsertor libertatis) накладывал на раба "vindicta", символ власти в форме копья, и торжественно утверждал: hunc ego hominem liberum esse aio — утверждаю, что этот человек свободен. (93) На это заявление господин раба или молчал, или подтверждал объявление раба свободным. Затем магистрат объявлял раба свободным гражданином Рима.
Второй формой добровольного освобождения из рабства было manumissio testamento. В порядке последней воли или по завещанию раб мог быть освобожден без условия, и тогда получал свободу во время деляции (servus orcirius), или с условием, и тогда получал свободу после его выполнения.
Третьим способом освобождения из рабства, известным в старом праве, было так называемое manumissio censu: занесение раба в цензорские списки как налого- и военнообязанного. Получая основные обязанности римского гражданина, раб вместе с этим внесением в списки получал и гражданские права.
В классическом римском праве были переняты способы освобождения рабов от старого права, но кроме них введены новые, так называемые неформальные, манумиссии: manumissio per epistolam и manumissio inter amicos. По manumissio per epistolam раб получал свободу на основании обычного письма, в котором господин заявлял, что раб свободен, а по manumissio inter amicos раб получал свободу простым сообщением об освобождении, данным со стороны господина в присутствии его друзей.
Важнейшим нововведением классического права в вопрос освобождения из рабства, было введение целого ряда ограничений, с которыми рабовладельцы должны были считаться при освобождении рабов. Ограничение свободы рабовладельцев было продуктом особых обстоятельств во время принципата. Именно в период принципата рабовладельцы, напуганные, с одной стороны, частыми бунтами рабов, а с другой стороны, стимулируемые возможностью извлекать из рабов большую пользу, чем от их работы на латифундиях, начали освобождать их в большом количестве. Этим они ставили под вопрос возделывание земель латифундий и ухудшали социальный статус римского населения. Для того, чтобы воспрепятствовать этому, Август, известный реформатор во многих областях, попытался законодательным путем сделать невозможным чрезмерное освобождение рабов. В законе Fufia Caninia (2 год до н. э.) он разрешил господам по завещанию освобождать только определенный процент рабов, с тем чтобы число освобождаемых никогда не превышало ста. Поскольку lex Fufia Caninia не дал желаемых результатов, через 6 лет Август подготовил lex Alalia Sentia (4 год н. э.). Согласно предписаниям этого закона запрещалось освобождать рабов: 1) если господа были моложе 20 лет; 2) если рабы были моложе 30 лет и 3) если освобождение было совершено in fraudem creditorum — вопреки интересам кредиторов.
В постклассический период как основные способы освобождения из рабства применялись manumissio vindicta и manumissio testamento. Manumissio vindicta не проводилась более как мнимый процесс, а состояла в освобождении раба по соизволению господина, данному перед соответствующим государственным органом. Manumissio testamento охватывало не только вышеупомянутые случаи, но и т. н. fideicomissaria libertas, когда патронат над освобожденными лицами переходил к доверенному комиссару (фидеико-миссару). Постклассическое право переняло и неформальные способы освобождения из рабства, возникшие в течение классического периода. Кроме того, тогда же были введены и некоторые новые способы освобождения: manumissio per mensam или convivii adhibitione — освобождение путем присоединения раба к общему столу семьи, и manumissio in sacrosanctis ecclesiis — освобождение раба посредством изъявления воли господина, данного в храме во время религиозного обряда. Действие всех приведенных способов освобождения из рабства, бывшее различным в классическое время, стало теперь одинаковым. Постклассическое право отказалось и от принципа по ограничению воли господ при освобождении рабов. Свобода господ по освобождению рабов была расширена. Из прежних ограничений сохранилось лишь два: господин должен быть старше 20 лет и освобождение не могло быть совершено противно интересам кредиторов.