Упадок рабовладельческого хозяйства
Социальные волнения уже во втором столетии принципата обусловили ослабление римского государства и ограничение его экспансионистской политики завоевания новых территорий. В этот период приостанавливается и экономическое процветание римского общества. Ситуация осложнялась нападениями варваров и постоянной потребностью организации оборонной готовности римского общества, как и потребностью финансирования бюрократического аппарата. Для удовлетворения растущих государственных расходов средства собирались при помощи тяжелых налогов, бремя которых несло на своих плечах все население.
Упадок классического рабовладельческого хозяйства стал причиной тяжелого экономического кризиса, который проявлялся в большинстве отраслей хозяйства.
а) Переориентация земледелия.
В первые века новой эры началась переориентация в области земледелия, произошел переход от интенсивных культур к экстенсивному земледелию, крупные латифундисты превращали плантации впастбища. Недостаток и высокая цена рабочей силы, как и незаинтересованное отношение рабов к своим земледельческим обязанностям, их неповиновение — одна из основных причин перехода на новый способ обработки земли: передачу отдельных участков в пекулиум отдельным лицам и превращение сельскохозяйственных участков в пастбища.
Отдельные участки латифундий, отданные для обработки рабам, назывались пекулиумами (65), на этих участках выращивались интенсивные культуры, необходимые для семьи рабовладельца или для снабжения города.
Рабы были заинтересованы в обработке пекулиума, так как участвовали в разделе урожая и на вырученные средства выкупались из рабства.
Сельскохозяйственным производством занимались и свободные бедные люди, которые населяли провинции как арендаторы участков латифундий или колоны. Договоры об аренде участков по большей части заключались как краткосрочные договоры на аренду земли, а потом продлевались до тех пор, пока не превращались в долгосрочные договоры. Длительная хозяйственная связь между теми, кто обрабатывал землю и собственниками-латифундистами превращалась, по конституции имеператора Константина, в юридическую, предписывающую, что ни один земледелец — servi casat или colon — не имеет права покинуть участок, который он обрабатывает. В формально-правовом отношении закрепление людей на земле произошло с введением кадастра лиц, которые обрабатывали отдельные участки земли, с аргументацией, что было бы бесчеловечно бросать веками обрабатываемую землю и переселяться в другие места. (66) С тех пор все, кто обрабатывал землю, были glebae adscripti — записаны за землей и представляли ее часть. Они не могли покидать обрабатываемую ими землю. (67)
Согласно предписаниям, в юридическом смысле servi casati и колоны были равны, но между ними сохранялись экономические различия, хотя император Юстиниан спрашивал: "Какая в сущности разница между рабами и колонами, если те и другие находятся под властью хозяина?" (68) Рабы имели неупорядоченные и зависящие от воли господина обязанности, в то время как колоны платили заранее определенную ренту деньгами или натурой. Рабы не были лично свободны, они трактовались как вещи господ, колоны же были лично свободными, хотя и были привязаны к земле, которую обрабатывали. Колоны были переходным звеном к введению сельской общины, основного института феодальной общественно-экономической формации.
С созданием колоната крупные латифундии расширялись и дальше. Императоры, пользуясь своей неограниченной властью, насильно присваивали себе большинство участков земли. Огромные имения императоров — салтусы — находились под управлением специального прокуратора, вольноотпущенника императора. Большинство салтусов объединялись в так называемые tractus. Часть салтусов императора отдавалась в аренду богатым conductores, которые делили ее на более мелкие участки и отдавали в субаренду (sublocatio) мелким колонам. Колоны были обязаны платить денежную, натуральную и трудовую ренту. С другой стороны, состояние неуверенности, тяжелые налоги и грубое насилие государственных органов, террор богачей вынуждали мелких собственников земли заключать договоры, становясь под защиту сильных собственников земли и одновременно отдавая им свое имущество. Этот договор, названный patrocinium, препятствовал переходу к непосредственным отношениям между мелкими собственниками земли и государственными органами, а с этим и исполнению обязательств платить налоги и подати. Поэтому патроциниум был запрещен. Но запрет императора оказался нереализованным, напротив: при заключении договора о патроциниуме мелкие землевладельцы отдавали свои владения в собственность крупным землевладельцам, которые затем эти же участки давали им в precarium, беря за эту услугу умеренную ренту.
б) Упадок ремесла.
Упадок ремесла обусловлен распадом классического рабовладельческого хозяйства, недостатком военнопленных и контрибуций, а также общим ослаблением римского государства. Обремененные тяжелыми налогами и самовольством государственных органов, ремесленники убегали в провинции, а потом даже к варварам. (69) Это движение населения из городов в села вызывало уменьшение городского населения и упадок городского хозяйства. С целью воспрепятствовать этим процессам императоры принимали меры, которые увенчались прикреплением ремесленников к постоянному месту проживанил. В это же время были сформированы принудительные объединения, членами которых становились мелкие ремесленники и прежде всего те, кто работал на снабжение города или на государственных предприятиях. Ремесленники и их потомки обязаны были заниматься своим ремеслом. Возникли принудительные объединения или коллегии ремесленников, ставшие предтечей феодальных цехов. Принадлежность к коллегии отмечалась знаками на лбу или руке.
Общественные финансы
Прекращение завоевательных войн приводило к тому, что потребности римского государства не покрывались доходами от военнопленных и контрубуций. Государственная казна пополнялась, таким образом, только за счет римского населения и доходов от хозяйства римского государства. Так как хозяйство римского государства в этот период не могло удовлетворить его потребности, также как и доходы от налогов и государственных владений, римские властители были вынуждены пускать в оборот деньги низкого качества, с уменьшенным весом или с малым процентом благородных металлов. С течением времени эти перемены стали очевидными, ценность денег упала до 98,5%. Люди начали терять веру в деньги, так что стало разрушаться денежное хозяйство и обозначилось возвращение к натуральному. Договоры оплачивались в натуре, государственные налоги собирались натурой.
Инфляционные тенденции в римском обществе некоторые римские императоры пытались разрешить тремя способами:
во-первых, улучшить качество монет. Серьезное улучшение денежной системы произвели императоры Диоклетиан и Константин;
во-вторых, укрепить официальный курс стоимости денег. Интересна попытка императора Диоклетиана установить цены на изделия и услуги (Edictum de pretis rerum venalium), которая имела мало успеха, как и другие попытки такого рода;
в-третьих, реформировать налоговую систему. Такая реформа была проведена при Диоклетиане и Константине. На всей территории государства была введена единая система, так называемая сарitatio iugatio, названная так благодаря тому, что за основу был взят человек, обрабатывающий землю (caput) и определенная площадь земли (iugum), что было переменной категорией в зависимости от плодородности земли и культуры, которая возделывалась на ней. Величина налога за отдельный iugum устанавливалась через каждые пятнадцать лет эдиктом, называемым индикцией. Кроме capititio jugatio, земледельцы платили и другие налоги.
Ремесленники и торговцы платили другой вид налогов, через каждые четыре года, согласно спискам корпораций ремесленников и торговцев.
Даже и неимущие платили налог — с головы, в то время как представители высшего общественного слоя, кроме других налогов, каждый новый год платили налог по поводу вступления императора на престол.
Кроме вышеупомянутых прямых налогов, Константин предусмотрел и косвенные налоги: portorium в виде таможенного сбора, сборы за пользование мостами и местами на рынках и venelitium, который выплачивался при продаже движимого и недвижимого имущества.
Доходы от реформированной налоговой системы, от государственных земельных владений и предприятий, как единственный источник доходов, не могли покрыть все государственные потребности. Положение обострялось и самовольными действиями и злоупотреблениями со стороны государственных чиновников, которые собирали налоги.