Эдикты магистратов — jus honorarium
В рамках своего jus edicendi римские магистраты имели право отдавать приказания устно или письменно, на белых табличках, гражданам и другим жителям римского государства. Правом издавать эдикты больше всего пользовались преторы и эдилы, как и правители провинций и квесторы (54). Правовые нормы, содержащиеся в эдиктах римских магистратов, составляли jus honorarium (55). Это право, называемое магистратным, так как проистекало из эдиктов римских магистратов, дополнило древнеримское право jus civile, которое не отвечало все увеличивающемуся стремлению права соответствовать конкретным условиям и потребностям римского государства.
Имея в виду конкретные обстоятельства при решении каждого вопроса и руководствуясь идеями добра и справедливости в рабовладельческом мире (quod aequm et bonum est) (56), магистратное право — jus honorarium отступает от формализма, жесткости и суровости jus civile, которое в сущности было jus strictum. Новое право — jus honorarium существенно отличалось от jus civile strictum. Так как одни и те же отношения могли по-разному регулироваться в jus strictum или jus honorarium, римские граждане имели возможность выбирать, посредством какого правового порядка регулировать свои отношения.
Активная роль римских магистратов, прежде всего преторов, в создании новых правовых правил длилась до 130 года н. э., когда юрист Юлиан во время правления Адриана произвел опись правовых норм, содержащихся в эдиктах магистратов. Так был создан edictum perpetuum — вечный эдикт, который в сущности представлял собой кодификацию магистратного права.
Senatus consulta и orationes principum
В период принципата решения сената стали источником права, так как они получили статус общеобязательных: senatum consultum est, quod senatus jubet atque constituit, idque legis vicem optinet, quamis de ea fuerit quaesitum — решения сената, что бы сенат ни решил и ни постановил, имеют силу закона и не могут быть оспорены. (57)
На заседаниях сената излагалось предложение принцепса или других магистратов. По предложению проводились диспут и голосование. Senatus consulta становились общеобязательными для всего римского народа после провозглашения и передачи записи постановления сената в государственную казну.
С ослаблением положения сената и укреплением положения принцепса, senatus cosulta больше не выступали как источники права, а были лишь orationes principum — речами, с которыми принцепс выступал перед сенатом на торжественном заседании сената, и по которым не проводилось голосования: они принимались обычно без каких-либо дискуссий.
Responsa prudentium
После того, как Август разрешил открыто высказывать профессиональные мнения, которые будут иметь характер общеобязательных правил, этого права добились самые известные юристы из рядов сенаторов и эквесторов. В сущности, это было признанием отдельных известных юристов jus publicae respondenti ex autoritate principis. (58)
Responsa prudenti были ответы, которые юристы давали по просьбе сторон с изложением их мнения по решению каких-либо спорных вопросов применения права. Это мнение предоставлялось судье, который трактовал его как общеобязательное правило поведения — источник римского права. Когда юристы не имели единого мнения по поводу какого-либо вопроса, судья имел свободу решать, какое мнение принять. (59)
Constitutiones principum
В течение всего первого века принцепсы принимали активное участие в создании обязательных норм поведения. Со временем появилось четыре вида решений принцепса, которые именовались конституциями: constitutio principis est, quod imperator decreto, vel edicto vel episola constituit. (60)
Конституциями императора общего характера были edicta и mandata.
Edicta были общими распоряжениями, адресованными жителям государства. Ими император создавал юридические нормы в области общего и частного права.
Mandata адресовались правителям провинций и другим чиновникам для осуществления доверенных им функций.
Конституциями императора, которыми он разрешал отдельные случаи, были decreta и rescripta.
Decreta — решения принцепса по отдельным случаям — административным или судебным, рассматриваемым в судах, которые имели характер прецедентного права.
Rescripta — письменные ответы принцепса на вопросы, поставленные отдельными гражданами или государственными органами. Рескрипты имели силу прецедента.