Экстраординарные патрицианские (патрициано-плебейские) магистраты

1. Диктатор. — В тяжелые времена, когда сохранение римского государства было под вопросом, по инициативе сената утверждался диктатор, обычно один из консулов, вначале из рядов патрицианского общественного слоя, а с 357 года и из рядов плебеев. Должность диктатора существовала до тех пор, пока не миновала опасность, но не более 6 месяцев. Лицо, названное диктатором, получало sumum imperium суверенную власть во всей римской державе, т. е. совокупную власть всех ординарных магистратур.

2. Magister equitum. — С властвующим диктатором был связан начальник конницы — magister equitum, который подчинялся диктатору. С прекращением диктаторской функции прекращалась и функция magister equitum.

3. Praefectus urbi. — Консул, который последним покинул бы Рим, именовался правителем города — praefectus urbi, в обязанности которого входило поддерживать нормальное функционирование города.

Плебейские магистратуры

1. Трибуны. — Трибуны были вождями плебса и в качестве государственного органа утвердились благодаря борьбе между патрициями и плебеями и сецессии плебеев. Задачей трибунов была прежде всего защита плебеев. Трибуны располагали правом, вето — запрета любого решения комиций, сената или иного органа, которое, по их мнению, принималось не в интересах плебеев.

Хотя трибуны не принимали активного участия в государственной жизни, но даже таким пассивным отношением могли парализовать патрицианский государственный аппарат.

Трибуны избирались concilia plebis на один год. Сначала избирались 2, затем 10 трибунов. Трибуны держали нить власти в связи с руководством concilia plebis tributa.

2. Плебейские эдилы. — Это были вспомогательные органы трибунов. Избирались на concilia plebis. Подобно магистратурам курульных эдилов были ответственны за организацию публичных игр, поддержание порядка, снабжение города и надзор за рынками.

Раздел пятый

Глава первая. ПЕРИОД НЕПИСАННЫХ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ — JUS NON SCRIPTUM

Юрист Помоний (30) указывает на два древнейших этапа в развитии римских норм поведения. Первый этап относится к периоду до возникновения государства, когда еще не существовало классового расслоения римского общества. Тогда нормы поведения не имели правового значения, а были обычными правилами поведения. Второй (правовой) этап начался с классовым расслоением римского общества и появлением государства. Этот этап соответствует периоду римского обычного права.

Период обычных норм поведения

Римскими выражениями обычных правил поведения были mos, mores maiorum. В период, когда не существовала родовой организации, появились известные нормы поведения, которые сложились путем многократного следования им на практике и которым подчинялись все члены рода.

К недисциплинированным индивидуумам применялись разнообразные наказания, среди которых наиболее тяжким было изгнание из рода.

Период обычного права

Период римского обычного права наступил с классовым расслоением римского общества на патронов и клиентов, патрициев и плебеев, свободных и рабов, совпавшим с началом воздействия норм поведения, существующих в патрицианской среде, на другие общественные группы. В самый ранний период правовые предписания ius не отличались от правил религиозного характера (fas), так как все обычные и правовые правила носили сакральный характер и укладывались в религиозное право — fas. Только позднее появилось "jus" или светское право. С этого времени начинается собирание "царских законов" (leges regiae) (31). Это собрание содержит архаичные правила религиозного и семейно-правового характера, а также первые предписания в области гражданского и уголовного права.

Глава вторая. ПЕРИОД ПИСАННОГО ПРАВА — JUS SCRIPTUM

Период писанного права в Риме начался, когда плебеи после упорной борьбы с патрициями добились записи правил обычного права, применяемых на практике. Так возникли Законы XII таблиц — Lex XII tabularum.

Законы XII таблиц

Требование плебеев записать правила обычного права привело к созданию комиссии из трех членов, которая была отправлена в Грецию для изучения законов Солона. По возвращении комиссии в Рим был упразднен консулат и избраны десять человек для написания законов — decemviri legibus scribendis. В течение 451 года они написали десять таблиц и вынесли их на одобрение центуриатных комиции. Но так как таблицы не представляли собой полного собрания обычного права, на следующий год новые децемвиры вынесли на одобрение центуриатных комиции еще две таблицы. Так возникли Законы XII таблиц — собрание законов, которое представляло собой очень важную кодификацию римского цивильного права.

Текст Законов XII таблиц полностью не сохранился. Оригинальный текст Законов был, вероятно, записан на медных плитах и исчез во время войны с галлами. Но эти очень популярные Законы, которые римляне воспринимали как "fons omnis publici privatique juris" (32), вскоре были полностью реконструированы благодаря тому, что многократно в истории Рима использовались, цитировались, пересказывались и комментировались.

Законы содержат установления по различным разделам права.

Законы — Leges

Законы были общеобязательными правовыми установлениями, которые в определенном порядке принимали римские комиции. Требование принятия установлений содержат Законы XII таблиц (33). С тех пор решения комиции общего и абстрактного содержания стали называться leges, или законами: lex est quod populus jubet atque constituit — закон есть то, что предписано и установлено народом (34).

В содержании законов различались три части. Первая часть — praescriptio — вступление, содержавшее имена инициаторов предлагаемого закона и председателя комиции, а также день и место заседания и голосования. Вторая часть — rogatio — представляла собой предложение магистрата. Именно закон, предложенный магистратом как первичная инициатива, составлялся и излагался на форуме, по нему дискутировали, затем собрание голосовало по предложенному закону: за — "uti rogas" или против — "antique". Провозглашенная рогация считалась законом, если большинство триб или центурий высказывались за рогацию магистрата. Провозглашенный закон становился обязательным для всего римского народа после его ратификации сенатом по lex Publia Philonis (35). Третья часть закона предусматривала санкции, под которые подпадали нарушители закона — sanctio.

Наши рекомендации