Деление римских магистратур и магистратов
Все магистратуры — государственные службы — имели несколько общих черт.
1. Хотя магистратуры были постоянными системами ведения государственных дел, магистраты были временными государственными служащими, избиравшимися на 1 год; в порядке исключения, в некоторых магистратурах на полгода или — максимум — на полтора года.
2. Магистраты не были неограничены в своих полномочиях, напротив, правом интерцессии более высокие или одинаковые по рангу магистратуры могли и запретить акты, в случае несогласия с их составителями. Это же относилось к актам диктаторов, так как акты цензоров и трибунов подлежали интерцессии лишь со стороны своих коллег — цензоров и трибунов.
3. Магистраты несли ответственность за исполняемую работу. Эта ответственность могла быть гражданско-правовой, уголовно-правовой или политико-правовой природы.
4. Магистраты исполняли свою должность бесплатно. Было honor (28), честью или почетом, нести государственную службу, поэтому она была доступна только богатым.
Существовали различные виды магистратур. Возможна следующая классификация магистратур:
1. Патрицианские (патрициано-плебейские) и плебейские магистратуры. — Патрицианскими были магистратуры, доступные только патрициям. В результате борьбы с патрициями плебеи добились и своего избрания в эти магистратуры, трансформировавшиеся в патрициано-плебейские. Плебейскими были магистратуры, в которые избирались только плебеи, становившиеся плебейскими трибунами и плебейскими эдилами.
2. Высшие и низшие магистратуры. — Высшие магистратуры — магистратуры cum imperio — имели в своем ведении все государственные дела в мирное (imperium domi) и военное (imperim militiae) время.
Магистраты cum potestate были органами, ведающими совершением точно определенных дел, например, принятием постановлений — эдиктов.
3. Ординарные и экстраординарные магистратуры. — Ординарные магистратуры вели постоянные и текущие государственные дела и обычно избирались на комициях или concilia plebis. Экстраординарные магистратуры совершали, дела чрезвычайного характера. Обычно они не избирались, а назначались сенатом или каким-нибудь другим магистратом в чрезвычайных обстоятельствах.
4. Коллегиальные и индивидуальные магистратуры. — В коллегиальные магистратуры избирались двое или более носителей власти, которые не действовали как коллегиальный орган, но каждый из них властвовал в определенныый период времени, например, по одному дню, месяцу, неделе, году. В индивидуальных магистратурах носителем власти было постоянно одно и то же лицо.
5. Курульные и некурулъные магистратуры. — Курульные магистратуры имели право при ведении государственных дел пользоваться священным курульным креслом (sella curulis), а некурульные этого права не имели.
Ординарные патрицианские (патрициано-плебейские) магистраты
А) Ординарные патрицианские (патрициано-плебейские) магистраты cum imperio.
1. Консулы. — Прежние цари были заменены двумя консулами, избираемыми центуриатными комициями. Вначале консулы избирались лишь из рядов патрициев, а после принятия Lex Licinia Sextia и плебеи избирались консулами, и было принято, чтобы один из консулов был плебеем.
Власть консулов была схожа с той властью, которую имели цари. Консулы были адиминистративными, судебными и распорядительными органами. Они не имели религиозной власти, так как религиозная власть была отделена от светской.
2. Преторы. — Согласно римской традиции, в то же время, когда в консулат стало избираться лицо из плебейской среды, была введена новая патрицианская магистратура — претор, избираемый центуриатными комициями. Обладая империумом, претор управлял городом в отсутствии консула, а позднее добился возможности совершать так называемое спорное правосудие — jurisdictio contensiosa, в то время как консулы вершили неспорное правосудие — jurisdictio voluntaria.
В 337 году претура стала (патрициано-плебейской) магистратурой. В 242 году были избраны два претора, и с тех пор претура стала коллегиальной магистратурой. Первый претор — praetor urbenus qui inter civis jus dicit (вершение правосудия в отношениях между римскими гражданами), и второй претор, praetor peregrinus, qui inter cives et peregrinos jus dicit (29) (вершение правосудия между римскими гражданами и перегринами и между перегринами разных народностей).
Б) Ординарные патрицианские (патрициано-плебейские) магистраты cum potestate.
1. Цензоры. — С 443 года каждый lustrum (каждые пять лет) центуриатные комиции избирали магистратов, называемых цензорами. Их обязанностью было проводить ценз — составлять податные и военные списки. В 356 году цензорами были избраны и плебеи. С тех пор как цензоры начали составлять списки сенаторов, привлекательность цензорства возросла и цензорами избирались отслужившие свой срок консулы.
2. Курульные эдилы. — Курульные эдилы были неким видом полицейских органов, чьей обязанностью было заботиться о соблюдении порядка и мира и разбирать споры при торговле товарами и рабами. Своими эдиктами они придали развитие договорам о купле-продаже и всему обязательственному праву. Они заботились и о подготовке публичных игр. Эта магистратура избиралась на трибутных комициях, сначала из числа патрициев, а позже (365 г.) курульный эдилитет стал патрициано-плебейской магистратурой.
3. Квесторы. — Сначала институт квесторов был охраняющим и вспомогательным органом консулов. Число квесторов постоянно росло. С 241 года квесторами избирались и плебеи. Квесторы утвердились как казначеи, хранители государственного архива и как интенданты консулов в провинции.
4. Жреческие коллегии. — О свершении религиозных обрядов и в целом о публичном культе заботились жрецы, находящиеся под юрисдикцией pontifex maximus. Жрецы занимались и делами, носящими священный характер, особенно в куриатных комициях (comitia calata) и в правосудии ранней республики.
5. Вспомогательные коллегии. — Для ведения отдельных административных работ избирались низшие государственные органы — лица, ответственные за чеканку монет, люди, убирающие Рим, люди, ответственные за состояние дорог вне Рима и т. д.