Борьба между патрициями и плебеями
После изгнания этрусских царей началась жестокая борьба между патрициями и плебеями. (23) В ранней республике политическая монополия патрициев породила и экономическую подчиненность плебеев. Диктатура патрициев спровоцировала протест плебеев и привела к созданию ими политической организации.
а) Борьба за экономические права. — В первые годы после изгнания этрусских царей Рим охватил голод. Тогда плебеи попали в долговую кабалу к патрициям. Те, кто не успевал вовремя возвращать долги, подвергался наказаниям: должники могли быть подвергнуты пыткам, убиты или проданы trans Tiberium — в рабство. Недовольные плебейские массы замышляли бунты и угрожали сецессией.
Проблема долгов плебеев решалась постепенно. Сначала дошло до ограничения и отмены права кредиторов взимать проценты, позднее — до моратория и оплаты долгов за счет государства.
Следующей уступкой стала возможность для должников освобождаться из долгового рабства путем вступления в римские легионы для участия в завоевательных войнах Рима. Наконец, был принят Lex Poetelia (326 г. до н. э.), по которому был отменен nexum, как договор, положивший начало примитивным кредитным отношениям и личной ответственности.
Второй проблемой, вызывавшей недовольство плебеев, был запрет для них становиться собственниками сельскохозяйственных земель. Эта проблема была решена путем раздела земли, входящей в ager publicus, и основанием колоний римских граждан. (24)
б) Борьба за политические и другие права. — В начале периода ранней республики плебеи имели единственное политическое ограничение — ограниченное право голоса в центуриатных комициях. Первая сецессия плебеев означала, что они выступают как организованная политическая сила. Патриции были вынуждены пойти на уступки и послабления. Прежде всего, политические органы плебеев добились статуса государственных органов. Были составлены Законы XII таблиц, а по Lex Canuelia плебеи были полностью уравнены с патрициями в области имущественного и семейного права. Затем началась борьба плебеев за выборы в сенат и магистратуры. В этой борьбе плебеи добились права избираться квесторами, потом — консулами, а также во вновь созданные магистратуры. Наконец, с принятием Lex Publilia Philonis и в результате плебисцита 342 года до н. э., стало нормой избрание плебеев цензорами и консулами.
По Lex Ogulnia 300 года плебеи обеспечили себе большинство жреческих должностей.
А отслужившие плебейские магистраты добились членства в сенате вместе с отслужившими магистратами-патрициями.
Наибольшим успехом в борьбе плебеев с патрициями было принятие Lex Hortensia 287 года до н. э., согласно которому решения, принятые собранием плебеев, были обязательны и для патрициев.
Результатом успешной борьбы плебеев за экономические, политические и гражданские права является образование видных семейств патрициев и плебеев, которые, опираясь на свое богатство, монополизировали государственную службу. Эти патрициально-плебейские семейства получили наименование нобилей.
Завоевательные войны и новые категории граждан
Начиная с периода военной демократии, и в период республики, и в последующие периоды существования римского государства война и военная организация стали "основным занятием" римлян и основной функцией римского общества. Рим годами вел дипломатические и военные битвы, основной целью которых было порабощение соседних народов. Способы, которыми Рим вел борьбу с противником, были различными: политические и хозяйственные союзы, угрозы, но военная сила употреблялась только тогда, когда иначе нельзя было добиться выполнения своих экспансионистских целей. От своего основания и до конца первого века Рим аннексировал и завоевал всю Италию, включая Сицилию. Земля покоренных народов превращалась в ager publicus, жители, захваченные с оружием в руках, становились рабами и получали статус латинов или перегринов.
Раздел четвертый. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО ВО ВРЕМЕНА РАННЕЙ РЕСПУБЛИКИ
Глава первая.НАРОДНЫЕ СОБРАНИЯ И СЕНАТ
Народные собрания
Отличительной чертой государственного устройства ранней республики является становление и функционирование народных собраний. Собрания с периода военной демократии являлись реликтами куриатных и центуриатных комиций. В соответствии с новыми потребностями, были созданы трибутные комиций. Под комициями подразумеваются собрания патрициев и плебеев, имеющие законодательные, управленческие и судебные функции. Кроме того, существовали и собрания одних плебеев, так называемые concilia plebis. Кроме комиций и концилий существовали contiones — неформальные собрания граждан, не имеющие права принимать решения, а только ведущие политическую агитацию, рассматривающие и обсуждающие постановления магистратур.
о) Куриатные комиции. — Куриатные комиции были реликтом родо-племенного устройства. Они рассматривали прежде всего семейно-правовые и наследственно-правовые отношения, как этого требовал lex curiata de imperio, властью, данной им наивысшими магистратурами.
б) Центуриатные комиции. — Центуриатные комиции выступали как "comitiatus maximus" римского народа. Их созывали наивысшие магистраты за три недели перед собранием. С этого времени на три contiones изменялся ежедневный порядок. Проводились необходимые формальности, которые состояли в отправлении стражи на Яникум и в вопрошании воли богов по поводу созыва собрания — принятия ауспиций.
Работа собрания начиналась призывом к богам. (25) Голосование проходило так же, как и в предыдущий период. При достижении большинства по центуриям голосование прекращалось. Как главное собрание римского народа центуриатные комиции отвечали за все важные и злободневные вопросы. Решения центуриатных комиций ратифицировал сенат (patrum auctoritas), согласно Lex Publilia Philonis.
в) Трибутные комиции. — Трибутные комиции являлись собраниями римского народа, структура и деятельность которых базировались на делении Рима на управленческо-территориальные единицы или трибы. Существовало 4 городских и 31 сельская трибы. Запись в отдельную трибу зависела от того, имел или не имел субъект землю. Безземельные граждане записывались в городские трибы, а богатые слои — в сельские.
Процедура созыва были такой же, как и при созыве центуриатных комиций.
Голосование происходило по трибам. В ведении трибутных комиций были те вопросы, которые не относились к компетенции центуриатных комиций.
г) Concilia plebis tributа. — Concilia plebis tributа было собранием плебеев. В этих собраниях правом голоса обладали только плебеи. Голосование происходило по трибам, аналогично голосованию в трибутных комициях. Плебейские собрания созывались для избрания плебейских трибунов и эдилов и для нормативной деятельности. Решения concilia plebeis именовались plebiscitа и были обязательны только для плебеев, а согласно lex Hortensia — для всего римского народа.
Сенат в ранней республике
Сенат в ранней республике был государственным органом, состоящим из 300 виднейших патрициев. После успешной борьбы с патрициями плебеи также получили право входить в сенат. Таким образом, сенат стал органом виднейших патрициано-плебейских магистратов, внесенных в список сенаторов. По закону Овиния (между 318 и 312 годом до н. э.) включение в список сенаторов производили цензоры. Списки сенаторов составлялись из отслуживших магистратов, которые по моральному поведению, имущественному положению, отношению к своему и государственному имуществу признавались виднейшими римлянами. Члены сената, включенные в список сенаторов, группировались в определенном порядке: сенаторы консульского, преторского, цензорского, эдильского ранга, а все остальные были senatores pedarii (26). Старшим по рангу сенатором был princeps senatus.
Заседания сената происходили в храме. После внесения предложения сенаторы голосовали таким образом, что имевшие одно мнение занимали одну сторону, а имевшие противоположное мнение — другую сторону храма. Решения, которые выносил сенат, были senatus consulta и senatus auctoritas. Senatus auctoritas были решения, которыми сенат утверждал принятые законы и другие акты собраний или не соглашался с ними. Сенат в период республики, особенно во время Пунических войн, был доминирующим органом, важнейшим фактором римского порядка. Во внутренней политике сенат был совещательным органом магистратов, придавал направление их работе во всех сферах общественной жизни, как то в религии, морали, общественном строительстве и т. д. В случае крайней опасности для римского государства senatus consultum ultimum объявлял чрезвычайное положение для восстановления государственного порядка. Во внешних отношениях сенат проводил единую внешнюю политику, ибо магистраты должны были действовать согласно решениям сената.
Глава вторая. МАГИСТРАТЫ В РАННЕЙ РЕСПУБЛИКЕ
Кроме двух консулов были учреждены и другие государственные органы, членам которых доверялась забота об отдельных секторах государственной работы. Постоянные секторы государственной работы, совершаемой этими лицами, назывались магистратурами (27), а лица, избранные и наделенные властью для производства этих работ, назывались магистратами или гонорес.