Основания и методика проведения прокурорских проверок на предприятиях
Прокурорские проверки исполнения законов – это основное правовое средство выявления и пресечения правонарушений и установления обстоятельств, им способствующих. Они проводятся только при наличии сведений о нарушении закона.
Будучи разновидностью расследования, проверки служат установлению истины. В ходе их проведения устанавливается, соответствуют ли действительности полученные сведения о нарушении закона, т.е. имело ли место нарушение закона.
Виды проверок:
1 первичные:
- целевые (проверяется исполнение конкретного закона или группы законов, регулирующих однородные общественные отношения);
- комплексные (проверяется исполнение нескольких законов, регулирующих разнородные общественные отношения);
- сквозные (проверяется исполнение конкретного закона во всех или многих органах данной отрасли, министерства, службы);
- совместные (проводятся вместе с органами контроля и другими, в основном, вышестоящими органами проверки);
- одновременные (проводятся вместе с другими органами, например, с налоговой).
2 повторные (контрольные) - основной целью является определение качества, полноты проверки, ранее проведенной другим прокурорским работником
- повторная (в ходе ее проведения устанавливается, какое влияние оказали предпринятые прокурором меры на состояние исполнения законов).
3 проверки результативности актов прокурорского надзора (реагирования) или фактического устранения нарушений законов. Основная цель проведения таких проверок – определение эффективности акта или нескольких актов прокурорского надзора. Их целью является также установление достаточности принятых прокурором мер реагирования;
4 показательные.
Требования к проверкам: своевременность; полнота; предварительная подготовка.
Этапы проверки:
1. Подготовительный этап:
. ознакомление с материалами предыдущих проверок;
. изучение нормативных документов организации;
. подбор и изучение законов и других нормативных актов, применяемых органом, где предстоит проводить проверку;
. ознакомление с основными ведомственными актами, отражающими специфику деятельности данного органа;
• изучение руководящих указаний Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов федерации в части предмета проверки;
. изучение имеющихся в прокуратуре методических пособий и рекомендаций по предмету проверки;
• определение тактики и методики проведения предстоящей проверки, а именно: характера и последовательности проверочных и иных действий; определение структурных подразделений; определение перечня материалов и документов, с которыми надлежит ознакомиться в ходе проверки, а также перечня вопросов, подлежащих выяснению;
• определение и подбор специалистов, привлекаемых к проверке и формулирование вопросов, на которые им необходимо дать ответы;
• составление плана или программы проверки, отражающих ее составные этапы, задачи и содержание, источники получения информации о нарушениях законов и другие вопросы.
2. Проведение проверки:
Проверка начинается со встречи прокурора с руководителем органа, который ставится в известность о цели прибытия прокурора и задачах, которые ему необходимо разрешить в ходе проверки. По просьбе прокурора в его распоряжение выделяется сотрудник органа для оказания помощи прокурору в предоставлении необходимых материалов и документов, вызове сотрудников органа и т.п.
Если в адрес органа вносились ранее протесты или представления, то необходимо выяснить, реализованы ли они, действительно ли отменены незаконные акты и устранены другие нарушения законов.
Проверочные действия:
- ознакомление с актами проверок, расследований, ревизий, инвентаризаций, приказами и другими правовыми актами, статистическими отчетами и др.;
- осмотр документов и предметов;
- назначение ревизий и экспертиз;
- получение заключений специалистов;
- беседы с должностными лицами и сотрудниками (работниками);
- получение объяснений;
- направление запросов и отдельных поручений;
- снятие копий с документов;
- составление справок.
3. Применение мер прокурорского реагирования:
Проверка, как правило, заканчивается разбором ее результатов с руководителями органа, руководителями структурных подразделений, охваченных проверкой, сотрудниками юридической службы. В разборе принимают участие специалисты, привлеченные к проверке. При этом основное внимание уделяется анализу причин выявленных нарушений законов и рассмотрению путей их устранения и недопущения в будущем. В обязательном порядке называются должностные и иные лица, виновные в совершении этих нарушений и способствующие (попустительствующие) этому.
По результатам проверки прокурором-руководителем прокуратуры составляется справка. Если проверка проводилась другим прокурорским работником, то им составляется докладная записка. В этих документах отражается характер и объем выполненной в ходе проверки работы и фиксируются выявленные нарушения законов.
22 Акты прокурорского надзора и требования, предъявляемые к ним.
Правовой акт - это облеченное в определенную форму решение прокурора, принимаемое в процессе осуществления его надзорных полномочий (прокурорский акт- это реагирование прокурора на выявленные им нарушения законности). Эти акты регламентированы ФЗ «О прокуратуре», УПК, ГПК, приказами Ген Прокурора РФ. (пример: протест, представление, постановление, предостережение, указание, требование). Акты могут быть либо только письменные, либо только устные, и письменные и устные на усмотрение прокурора. Акты всегда индивидуальны, т.е. имеют конкретного адресата (пример: Генеральному директору ООО «Омскшина» и т.д.)
1. протест - это правовой акт в форме которого прокурор предъявляет юридически обоснованное требование по поводу единичных, отдельных случаев нарушения законности гос. органа/должностным лицом. Применение протеста возможно и на устное незаконное распоряжение лица. Протест может быть вынесен в любое время с момента обнаружения нарушений законности, но иногда его применение может быть нецелесообразным. Подписывает прокурор/заместитель.
3 срока исполнения протеста: >10 дней с момента получения протеста; >во время сессии, если орган коллегиальный; >исключительный/сокращенный - менее 10 дней;
2. представление - правовой акт, в котором прок-р ставит перед соответствующими гос, коммерческими, некоммерческими органами и их должностными лицами вопрос о проведении мероприятий необходимых для устранения нарушений закона, имеющих распространённый характер. Подписывает руководитель прокуратуры. Здесь можно поставить вопрос о дисциплинарной отв-ти лица;
3. постановление - может идти речь о возбуждении административного производства;
4. предостережение - применяется для предотвращения нарушения з-на; и в случаях уже совершённого нарушения;
5. информационные записки - письменный акт; адресуется местным органам власти; ставится вопрос о состоянии законности, правопорядка;
6. требования о проведении проверок и ревизий;
7. заявление прокурора в суд - письменный акт, его подписывает 1-ое лицо, принимается заявление в суд, когда прокурор не пишет протест должностному лицу, т.к. он его может отклонить.
Варианты реагирования должн. лиц на протест прокурора:
>полностью удовл-ет; >частично удовл-ется; >когда отклонен полностью протест, либо в суд с заявлением, либо к вышестоящему ргану упр-я; >когда игнорируется протест: возбуждается уголовное дело за злоупотребление должн. положением следственным отделом и это лицо привлекается к ответственности;
8. предъявление прокурором иска в порядке ст.45 ГПК - пишет заявление, если гр-н сам не может защитить свои права +в отношении неопред. круга лиц;
9. заявление прокурора - может быть и устным и письменным. Это случаи, когда к прокурору обращается должн. лицо с просьбой истолковать определённый акт. Здесь прокурор изучает законодательство и дает заключение.