Профессиограмма юриста. Профессиональная этика юриста

МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

УТВЕРЖДАЮ

Директор института

_____________ Смирнов Д.А.

«__» _______________ 201_ г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

по дисциплине «Профессиональные навыки юриста в сфере государственной и муниципальной службы»

Направление подготовки «юриспруденция»
Профиль «государственно-правовой» «гражданско-правовой» «правозащитная деятельность» «финансово-правовой»
Квалификация выпускника «бакалавр»
Форма обучения очная
Учебный план 2014 г.
Изучается в 7 семестре  
СОГЛАСОВАНО: РАЗРАБОТАНО:
Зав. выпускающей кафедрой правовой культуры и защиты прав человека _____________________ Е.А. Терещенко «___» ________________ 20__ г.   Рассмотрено УМК юридического института Протокол № __ от «___» _______________ 20__ г.   Председатель УМК юридического института ____________________________ А.Е. Толстова Зав. кафедрой правовой культуры и защиты прав человека _________________________________ Е.А. Терещенко «___» ________________ 20__ г.   Доцент кафедры правовой культуры и защиты прав человека И.В. Жужгов «___» ________________ 20__ г.    

Ставрополь, 2014 г.

МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение высшего профессионального образования

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

«Профессиональные навыки юриста в сфере государственной и муниципальной службы»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Направление подготовки Юриспруденция
Профиль «государственно-правовой» «гражданско-правовой» «правозащитная деятельность» «финансово-правовой»
Квалификация выпускника «бакалавр»
Объем занятий: Итого 108 ч. 3 з.е.
  В т.ч. аудиторных   72 ч.  
Из них:  
Лекций Лабораторных работ Практических занятий 18 ч. - 54 ч.
Самостоятельной работы 36 ч.
Зачет 7 семестр -

Ставрополь, 2014 г.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Целью освоения дисциплины, является формирование набора общекультурных и профессиональных компетенций по направлению подготовки (специальности) 40.03.01 Юриспруденция. Также к целям освоения дисциплины «Профессиональные навыки юриста в сфере государственной и муниципальной службы» относятся: практическая- умение применять полученные знания в практической деятельности при осуществлении профессиональной юридической деятельности; образовательная- усвоение теоретических положений дисциплины «Профессиональные навыки юриста в сфере государственной и муниципальной службы» о сущности, структуре и природе профессиональной юридической деятельности; воспитательная- формирование чувства гражданской ответственности, приверженности идеям и ценностям представительной демократии, уважения к фундаментальным принципам представительной демократии; политической, религиозной и этнической толерантности. В рамках изучения учебной дисциплины «Профессиональные навыки юриста в сфере государственной и муниципальной службы» перед студентами ставятся следующие задачи:

- получение обучаемыми представлений о различных сферах профессиональной юридической деятельности;

- знакомство студентов с нормами профессиональной этики, формирование умения их применять;

- развитие у студентов коммуникативных навыков: получение юридически значимой информации от лица, обратившегося за правовой помощью; предоставление юридического совета, правильного по содержанию и понятного по форме изложения и др.;

- отработка первичных навыков правоприменения;

- выработка позиции по делу на основе фабул гипотетических дел;

- формирование первичных навыков работы с юридическими документами, их составления;

- имитация работы в условиях состязательности,

- отработка навыков публичных выступлений;

- получение студентами представлений о юридической конфликтологии;

- отработка навыков разрешения правовых конфликтов.

Учебная дисциплина «Профессиональные навыки юриста в сфере государственной и муниципальной службы» включена в вариативную часть (государственно-правовой, гражданско-правовой, «правозащитная деятельность», финансово-правовой профиль) профессионального цикла дисциплины по выбору Б3.В.ДВ.6.4 по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (квалификация «бакалавр»). Ее освоение происходит в 7 семестре.

Логически и содержательно-методически дисциплина «Профессиональные навыки юриста в сфере государственной и муниципальной службы» связана с дисциплинами Профессионального цикла ООП бакалавриата Теория государства и права, История отечественного государства и права, История государства и права зарубежных стран.

При освоении данной дисциплины необходимо приобретенное в результате изучения предшествующих дисциплин уверенное знание обучающимися сущности профессиональной деятельности юриста, особенностей работы юридических клиник, интервьюирования, консультирования, правил ведения допроса в суде, юридической техники. Студент также должен уже уметь: анализировать правовые документы, пользоваться сравнительно-правовым методом исследования, делать обобщающие выводы, использовать технические средства обучения.

Освоение дисциплины «Профессиональные навыки юриста в сфере государственной и муниципальной службы» необходимо как предшествующая ступень для изучения дисциплинпо направлению 40.03.01 «Юриспруденция» (бакалавр) профиль «государственно-правовой» «гражданско-правовой» «правозащитная деятельность» «финансово-правовой»:«Проблемы теории государства и права», «Криминология».

В результате освоения дисциплины «Профессиональные навыки юриста в сфере государственной и муниципальной службы» у студента должны быть сформированы следующие компетенции:

Индекс Формулировка
ОК-3 способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь на русском языке; владеет необходимыми навыками общения на иностранном языке; умеет выстраивать отношения в коллективе
ОК-4 владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации; имеет навыки работы с современными информационными технологиями
ПК-3 знает правила разработки проектов нормативных правовых актов, проведения правовой экспертизы нормативных правовых актов, в том числе антикоррупционной, обладает знаниями основ юридической техники и подготовки юридических документов

Студент должен:

Знать:

- теоретические и эмпирические методы исследования правовых ситуаций;

- приемы и способы решения правовых задач;

- способы и средства получения и обработки правовой информации, в том числе, посредством использования компьютеризированных баз правовых данных и глобальных компьютерных сетей;

- приемы определения, выявления и изучения оригинала текста официальной публикации нормативного источника, в сфере регулятивного воздействия которого находится данная регулятивная ситуация (случай).

- способы учета и использования особенностей грамматических (морфологических) форм и средств составления текста нормативного источника, его языковые, стилистические и структурные характеристики в процессе нормативно-правовой интерпретации положений текста, выявления и определения тех частей (фрагментов) текста, в которых выражено правовое содержание отдельных элементов нормы и нормы в целом;

- способы и формы использования законов и правил формальной логики в процессе юридико-логической интерпретации текста (частей текста) акта в качестве логически взаимосвязанных структурных элементов единой, внутренне согласованной и непротиворечивой регулятивной системы – толкуемой нормы права.

Уметь:

- определять юридически значимые обстоятельства;

- толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты

- вырабатывать позицию по делу;

- осуществлять юридико-логическую интерпретацию текста источника нормы и данной конкретной ситуации (случая) в их взаимной соотнесенности, сориентированности и единстве, направленную на выявление и определение в тексте источника соответствующих структурных элементов и общей конструкции искомой нормы в их актуальной регулятивно-правовой значимости для данной конкретной ситуации (случая);

- использовать приемы юридико-логического осмысления толкуемой нормы права как системы элементов, определения ее места и роли в праве как системе норм, выявления регулятивного смысле системных связей как между структурными элементами в самой норме, так и между данной нормой и другими нормами, регулирующими однородные отношения, к которым относится и регулятивный случай;

- применять приемы осмысления и учета регулятивно-правового значения специальных юридических понятий, терминов, категорий, определений, конструкций и иных юридико-технических средств, использованных в тексте толкуемого нормативного акта.

Владеть:

- правилами юридической техники;

- навыками анализа дела, как профессиональными навыками юриста;

- навыками интервьюирования и консультирования в правовой сфере;

- способами ведения переговоров;

- навыками составления юридических документов, в том числе процессуальных;

- навыками оценки системности построения, цельности, сбалансированности, внутренней связи и взаимозависимости всех частей, логической последовательности изложения информации в различных правовых актах;

- приемами выявления конкретно-исторической обусловленности толкуемой нормы, уяснения роли социальных, политических и иных факторов, оказавших влияние на ее содержание, осуществления сравнительно-правового анализа воли законодателя времени принятия данной нормы и времени ее реализации в данной конкретной регулятивной ситуации;

- навыками, позволяющими учитывать в процессе уяснения смысла нормы конкретные условия, особенности времени и места, при которых реализуется данная норма права;

- навыками буквального, расширительного и ограничительного толкования.

Основная литература:

1. Жалинский А.Э. Введение в спеиальность «Юриспруденция»: профессиональная деятельность юриста. – М., 2012. // http://nashol.com/2012122868838/vvedenie-v-specialnost-urisprudenciya-jalinskii-a-e-2012.html

2. Адвокат: навыки профессионального мастерства / Под ред. Л.А. Воскобитовой, И.Н. Лукьяновой, Л.П. Михайловой. – М., 2011. // http://www.twirpx.com/file/67258/

3. Доброхотова Е.Н. Навыки юриста. – М., 2010. // http://www.twirpx.com/file/453395/

Дополнительная литература:

  1. Алексеев А.И. , Ястребов В.Б. Профессия – прокурор ( Введение в юридическую специальность). – М., 1998.
  2. Айзенберг А.М. Введение в юридическую специальность. – М., 1982.
  3. Анализ коррупциогенности законодательства: Памятка эксперту по первичному анализу коррупциогенности законодательного акта / Под ред. В.Н.Южакова. – М., 2004.
  4. Бернам У., Решетникова И.В., Прошляков А.Д. Судебная адвокатура. – СПб., 1996.
  5. Буков В.А. От российского суда присяжных к пролетарскому правосудию: у истоков тоталитаризма. – М.,1997.
  6. Введение в специальность / Под ред. А.П.Коренева. – М., 1992.
  7. Гармаев Ю.П. Незаконная деятельность адвокатов в уголовном судопроизводстве. – М., 2005.
  8. Губаева Т.В. Язык и право. Искусство владения словом в профессиональной юридической деятельности. – М., 2003.
  9. Доклад комиссии по реформированию доступа к праву и к правосудию. – М., 2004.

Методическая литература:

1. Малахов В.П., Долгушина С.В. Теория государства и права. Введение в юриспруденцию. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». – М.,2012. // http://www.twirpx.com/file/804112/

2. Введение в специальность «Юриспруденция» / Под ред. В.Я. Кикотя, Н.В. Румянцева. – М., 2009.

Интернет-ресурсы:

1. Библиотека Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина: [портал]. URL: http://irbis.msal.ru:

2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам: [портал]. URL: http://window.edu.ru/

3. Образовательные ресурсы Интернета – Юриспруденция: [портал]. URL: http://www.alleng.ru/

4. Парламентская библиотека Российской Федерации: [портал]. URL: http://parlib.duma.gov.ru/

5. КонсультантПлюс: [справочная правовая система]. URL: http://base.consultant.ru/

6. Гарант [информационно-правовая система] URL: http://garant.ru/

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Практическое занятие № 1.

Практическое занятие № 2.

Практическое занятие № 3.

Практическое занятие № 4.

Консультирование

Цель: ознакомиться с консультированием, как процессом, с помощью которого юристы содействуют клиентам в принятии решений.

В результате изучения темы студент должен

знать:значение консультирования как процесса, с помощью которого юристы содействуют клиентам в принятии решений, цели консультирования.

уметь:определять этапы консультирования;

владеть: навыками, необходимыми юристу в практической деятельности по консультированию.

Организационная форма занятия:выполнение индивидуальных творческих заданий.

Теоретическая часть:

1. Отвечая на первый вопрос необходимо раскрыть дефиницию консультирования, перечислить цели консультирования, соотнести их с целями интервьюирования.

2. Отвечая на второй вопрос, необходимо перечислить навыки и умения, необходимые для успешного консультирования и раскрыть их значение.

3. Давая ответ на третий вопрос, необходимо раскрыть следующие стадии консультирования:

- подготовка к консультации;

- встреча с доверителем и разъяснение порядка проведения консультации;

- разъяснение доверителю возможных вариантов решения и анализ возможных последствий каждого из них.

- помощь доверителю в выборе оптимального решения.

- определение стратегии и тактики реализации принятого решения.

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Раскройте понятие и цели консультирования.

2. Назовите наиболее важные навыки, необходимые юристу в практической деятельности по консультированию.

3. Раскройте стадии консультирования.

Задания и вопросы для формирования и контроля владения компетенциями:

1. Раскройте требования, предъявляемые к разъяснениям юриста.

2. Охарактеризуйте составление схем, как один из возможных приемов, помогающих юристу анализировать правовые последствия.

3. Раскройте подходы к выстраиванию взаимоотношений между юристом и доверителем.

Рекомендуемая литература:

Основная литература:

1. Жалинский А.Э. Введение в спеиальность «Юриспруденция»: профессиональная деятельность юриста. – М., 2012. // http://nashol.com/2012122868838/vvedenie-v-specialnost-urisprudenciya-jalinskii-a-e-2012.html

2. Адвокат: навыки профессионального мастерства / Под ред. Л.А. Воскобитовой, И.Н. Лукьяновой, Л.П. Михайловой. – М., 2011. // http://www.twirpx.com/file/67258/

3. Доброхотова Е.Н. Навыки юриста. – М., 2010. // http://www.twirpx.com/file/453395/

Дополнительная литература:

1. Алексеев А.И. , Ястребов В.Б. Профессия – прокурор ( Введение в юридическую специальность). – М., 1998.

2. Айзенберг А.М. Введение в юридическую специальность. – М., 1982.

3. Анализ коррупциогенности законодательства: Памятка эксперту по первичному анализу коррупциогенности законодательного акта / Под ред. В.Н.Южакова. – М., 2004.

4. Бернам У., Решетникова И.В., Прошляков А.Д. Судебная адвокатура. – СПб., 1996.

5. Буков В.А. От российского суда присяжных к пролетарскому правосудию: у истоков тоталитаризма. – М.,1997.

6. Введение в специальность / Под ред. А.П.Коренева. – М., 1992.

7. Гармаев Ю.П. Незаконная деятельность адвокатов в уголовном судопроизводстве. – М., 2005.

8. Губаева Т.В. Язык и право. Искусство владения словом в профессиональной юридической деятельности. – М., 2003.

9. Доклад комиссии по реформированию доступа к праву и к правосудию. – М., 2004.

Интернет-ресурсы:

1. Библиотека Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина: [портал]. URL: http://irbis.msal.ru:

2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам: [портал]. URL: http://window.edu.ru/

3. Образовательные ресурсы Интернета – Юриспруденция: [портал]. URL: http://www.alleng.ru/

4. Парламентская библиотека Российской Федерации: [портал]. URL: http://parlib.duma.gov.ru/

5. КонсультантПлюс: [справочная правовая система]. URL: http://base.consultant.ru/

6. Гарант [информационно-правовая система] URL: http://garant.ru/

7. Университетская библиотека: [портал]. URL: http://www.biblioclub.ru

Практическое занятие № 5.

Практическое занятие № 6.

Практическое занятие № 7.

МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

УТВЕРЖДАЮ

Директор института

_____________ Смирнов Д.А.

«__» _______________ 201_ г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

по дисциплине «Профессиональные навыки юриста в сфере государственной и муниципальной службы»

Направление подготовки «юриспруденция»
Профиль «государственно-правовой» «гражданско-правовой» «правозащитная деятельность» «финансово-правовой»
Квалификация выпускника «бакалавр»
Форма обучения очная
Учебный план 2014 г.
Изучается в 7 семестре  
СОГЛАСОВАНО: РАЗРАБОТАНО:
Зав. выпускающей кафедрой правовой культуры и защиты прав человека _____________________ Е.А. Терещенко «___» ________________ 20__ г.   Рассмотрено УМК юридического института Протокол № __ от «___» _______________ 20__ г.   Председатель УМК юридического института ____________________________ А.Е. Толстова Зав. кафедрой правовой культуры и защиты прав человека _________________________________ Е.А. Терещенко «___» ________________ 20__ г.   Доцент кафедры правовой культуры и защиты прав человека И.В. Жужгов «___» ________________ 20__ г.    

Ставрополь, 2014 г.

МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение высшего профессионального образования

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

«Профессиональные навыки юриста в сфере государственной и муниципальной службы»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Направление подготовки Юриспруденция
Профиль «государственно-правовой» «гражданско-правовой» «правозащитная деятельность» «финансово-правовой»
Квалификация выпускника «бакалавр»
Объем занятий: Итого 108 ч. 3 з.е.
  В т.ч. аудиторных   72 ч.  
Из них:  
Лекций Лабораторных работ Практических занятий 18 ч. - 54 ч.
Самостоятельной работы 36 ч.
Зачет 7 семестр -

Ставрополь, 2014 г.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Целью освоения дисциплины, является формирование набора общекультурных и профессиональных компетенций по направлению подготовки (специальности) 40.03.01 Юриспруденция. Также к целям освоения дисциплины «Профессиональные навыки юриста в сфере государственной и муниципальной службы» относятся: практическая- умение применять полученные знания в практической деятельности при осуществлении профессиональной юридической деятельности; образовательная- усвоение теоретических положений дисциплины «Профессиональные навыки юриста в сфере государственной и муниципальной службы» о сущности, структуре и природе профессиональной юридической деятельности; воспитательная- формирование чувства гражданской ответственности, приверженности идеям и ценностям представительной демократии, уважения к фундаментальным принципам представительной демократии; политической, религиозной и этнической толерантности. В рамках изучения учебной дисциплины «Профессиональные навыки юриста в сфере государственной и муниципальной службы» перед студентами ставятся следующие задачи:

- получение обучаемыми представлений о различных сферах профессиональной юридической деятельности;

- знакомство студентов с нормами профессиональной этики, формирование умения их применять;

- развитие у студентов коммуникативных навыков: получение юридически значимой информации от лица, обратившегося за правовой помощью; предоставление юридического совета, правильного по содержанию и понятного по форме изложения и др.;

- отработка первичных навыков правоприменения;

- выработка позиции по делу на основе фабул гипотетических дел;

- формирование первичных навыков работы с юридическими документами, их составления;

- имитация работы в условиях состязательности,

- отработка навыков публичных выступлений;

- получение студентами представлений о юридической конфликтологии;

- отработка навыков разрешения правовых конфликтов.

Учебная дисциплина «Профессиональные навыки юриста в сфере государственной и муниципальной службы» включена в вариативную часть (государственно-правовой, гражданско-правовой, «правозащитная деятельность», финансово-правовой профиль) профессионального цикла дисциплины по выбору Б3.В.ДВ.6.4 по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (квалификация «бакалавр»). Ее освоение происходит в 7 семестре.

Логически и содержательно-методически дисциплина «Профессиональные навыки юриста в сфере государственной и муниципальной службы» связана с дисциплинами Профессионального цикла ООП бакалавриата Теория государства и права, История отечественного государства и права, История государства и права зарубежных стран.

При освоении данной дисциплины необходимо приобретенное в результате изучения предшествующих дисциплин уверенное знание обучающимися сущности профессиональной деятельности юриста, особенностей работы юридических клиник, интервьюирования, консультирования, правил ведения допроса в суде, юридической техники. Студент также должен уже уметь: анализировать правовые документы, пользоваться сравнительно-правовым методом исследования, делать обобщающие выводы, использовать технические средства обучения.

Освоение дисциплины «Профессиональные навыки юриста в сфере государственной и муниципальной службы» необходимо как предшествующая ступень для изучения дисциплинпо направлению 40.03.01 «Юриспруденция» (бакалавр) профиль «государственно-правовой» «гражданско-правовой» «правозащитная деятельность» «финансово-правовой»:«Проблемы теории государства и права», «Криминология».

В результате освоения дисциплины «Профессиональные навыки юриста в сфере государственной и муниципальной службы» у студента должны быть сформированы следующие компетенции:

Индекс Формулировка
ОК-3 способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь на русском языке; владеет необходимыми навыками общения на иностранном языке; умеет выстраивать отношения в коллективе
ОК-4 владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации; имеет навыки работы с современными информационными технологиями
ПК-3 знает правила разработки проектов нормативных правовых актов, проведения правовой экспертизы нормативных правовых актов, в том числе антикоррупционной, обладает знаниями основ юридической техники и подготовки юридических документов

Студент должен:

Знать:

- теоретические и эмпирические методы исследования правовых ситуаций;

- приемы и способы решения правовых задач;

- способы и средства получения и обработки правовой информации, в том числе, посредством использования компьютеризированных баз правовых данных и глобальных компьютерных сетей;

- приемы определения, выявления и изучения оригинала текста официальной публикации нормативного источника, в сфере регулятивного воздействия которого находится данная регулятивная ситуация (случай).

- способы учета и использования особенностей грамматических (морфологических) форм и средств составления текста нормативного источника, его языковые, стилистические и структурные характеристики в процессе нормативно-правовой интерпретации положений текста, выявления и определения тех частей (фрагментов) текста, в которых выражено правовое содержание отдельных элементов нормы и нормы в целом;

- способы и формы использования законов и правил формальной логики в процессе юридико-логической интерпретации текста (частей текста) акта в качестве логически взаимосвязанных структурных элементов единой, внутренне согласованной и непротиворечивой регулятивной системы – толкуемой нормы права.

Уметь:

- определять юридически значимые обстоятельства;

- толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты

- вырабатывать позицию по делу;

- осуществлять юридико-логическую интерпретацию текста источника нормы и данной конкретной ситуации (случая) в их взаимной соотнесенности, сориентированности и единстве, направленную на выявление и определение в тексте источника соответствующих структурных элементов и общей конструкции искомой нормы в их актуальной регулятивно-правовой значимости для данной конкретной ситуации (случая);

- использовать приемы юридико-логического осмысления толкуемой нормы права как системы элементов, определения ее места и роли в праве как системе норм, выявления регулятивного смысле системных связей как между структурными элементами в самой норме, так и между данной нормой и другими нормами, регулирующими однородные отношения, к которым относится и регулятивный случай;

- применять приемы осмысления и учета регулятивно-правового значения специальных юридических понятий, терминов, категорий, определений, конструкций и иных юридико-технических средств, использованных в тексте толкуемого нормативного акта.

Владеть:

- правилами юридической техники;

- навыками анализа дела, как профессиональными навыками юриста;

- навыками интервьюирования и консультирования в правовой сфере;

- способами ведения переговоров;

- навыками составления юридических документов, в том числе процессуальных;

- навыками оценки системности построения, цельности, сбалансированности, внутренней связи и взаимозависимости всех частей, логической последовательности изложения информации в различных правовых актах;

- приемами выявления конкретно-исторической обусловленности толкуемой нормы, уяснения роли социальных, политических и иных факторов, оказавших влияние на ее содержание, осуществления сравнительно-правового анализа воли законодателя времени принятия данной нормы и времени ее реализации в данной конкретной регулятивной ситуации;

- навыками, позволяющими учитывать в процессе уяснения смысла нормы конкретные условия, особенности времени и места, при которых реализуется данная норма права;

- навыками буквального, расширительного и ограничительного толкования.

Основная литература:

1. Жалинский А.Э. Введение в спеиальность «Юриспруденция»: профессиональная деятельность юриста. – М., 2012. // http://nashol.com/2012122868838/vvedenie-v-specialnost-urisprudenciya-jalinskii-a-e-2012.html

2. Адвокат: навыки профессионального мастерства / Под ред. Л.А. Воскобитовой, И.Н. Лукьяновой, Л.П. Михайловой. – М., 2011. // http://www.twirpx.com/file/67258/

3. Доброхотова Е.Н. Навыки юриста. – М., 2010. // http://www.twirpx.com/file/453395/

Дополнительная литература:

  1. Алексеев А.И. , Ястребов В.Б. Профессия – прокурор ( Введение в юридическую специальность). – М., 1998.
  2. Айзенберг А.М. Введение в юридическую специальность. – М., 1982.
  3. Анализ коррупциогенности законодательства: Памятка эксперту по первичному анализу коррупциогенности законодательного акта / Под ред. В.Н.Южакова. – М., 2004.
  4. Бернам У., Решетникова И.В., Прошляков А.Д. Судебная адвокатура. – СПб., 1996.
  5. Буков В.А. От российского суда присяжных к пролетарскому правосудию: у истоков тоталитаризма. – М.,1997.
  6. Введение в специальность / Под ред. А.П.Коренева. – М., 1992.
  7. Гармаев Ю.П. Незаконная деятельность адвокатов в уголовном судопроизводстве. – М., 2005.
  8. Губаева Т.В. Язык и право. Искусство владения словом в профессиональной юридической деятельности. – М., 2003.
  9. Доклад комиссии по реформированию доступа к праву и к правосудию. – М., 2004.

Методическая литература:

1. Малахов В.П., Долгушина С.В. Теория государства и права. Введение в юриспруденцию. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». – М.,2012. // http://www.twirpx.com/file/804112/

2. Введение в специальность «Юриспруденция» / Под ред. В.Я. Кикотя, Н.В. Румянцева. – М., 2009.

Интернет-ресурсы:

1. Библиотека Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина: [портал]. URL: http://irbis.msal.ru:

2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам: [портал]. URL: http://window.edu.ru/

3. Образовательные ресурсы Интернета – Юриспруденция: [портал]. URL: http://www.alleng.ru/

4. Парламентская библиотека Российской Федерации: [портал]. URL: http://parlib.duma.gov.ru/

5. КонсультантПлюс: [справочная правовая система]. URL: http://base.consultant.ru/

6. Гарант [информационно-правовая система] URL: http://garant.ru/

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Практическое занятие № 1.

Профессиограмма юриста. Профессиональная этика юриста

Цель: Раскрыть навыки и умения юриста, особенности профессиональной этики.

В результате изучения темы студент должен

В результате изучения темы студент должен:

знать:предпосылки становления профессии юриста. Научно-методическое обеспечение профессиональной деятельности юриста;

уметь:выделять проблемы, связанные с принятием на себя поручения по оказанию юридической помощи (пределы свободы юриста в решении вопроса о том, принимать ли на себя поручение клиента, конфликт интересов, оказание бесплатной юридической помощи, работа адвоката по назначению и др. Этические проблемы, связанные с взаимоотношениями юрист - клиент (адвокатская тайна и ее пределы, пределы полномочий юриста по делу, использование денег клиента, обеспечение компетентного представительства и т.д.). Этические проблемы, связанные с юридической практикой (реклама деятельности юриста, определение величины и методы получения гонорара, взаимоотношения юрист — юридическая фирма, и пр. Этические проблемы, возникающие во взаимоотношениях юриста с другими юристами и участниками судопроизводства. Этические проблемы, характерные для деятельности студентов, принимающих участие в оказании бесплатной юридической помощи гражданам, не имеющим возможности оплатить помощь профессионального юриста;

владеть: навыками и умениями юриста.

Организационная форма занятия:традиционный семинар.

Теоретическая часть:

1. Отвечая на первый вопрос, назовите предпосылки становления профессии юриста. Дайте характеристику научно-методического обеспечения профессиональной деятельности юриста. Назовите основные навыки и умения юриста.

2. Раскрывая второй вопрос, раскройте понятие юридической этики, ее сущность

3. Давая ответ на третий вопрос:

- охарактеризуйте этические проблемы, связанные с принятием на себя поручения по оказанию юридической помощи;

- дайте сущностную характеристику этических проблем, связанных с взаимоотношениями юрист-клиент;

- перечислите этические проблемы, связанные с юридической практикой, раскройте их;

- осветите этические проблемы, возникающие во взаимоотношениях юриста с другими юристами и участниками судопроизводства;

- охарактеризуйте этические проблемы, характерные для деятельности студентов, принимающих участие в оказании бесплатной юридической помощи гражданам, не имеющим возможности оплатить помощь профессионального юриста.

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Охарактеризуйте профессию юриста.

2. Раскройте особенности юридической этики.

3. Опишите отдельные этические проблемы, возникающие в процессе деятельности юриста.

Задания и вопросы для формирования и контроля владения компетенциями:

Написание рефератов на темы:

1. Профессия юрист – особенности становления и развития;

2. Предпосылки становления профессии юриста;

3. Навыки и умения юриста;

4. Юридическая этика: общая характеристика;

5. Этические проблемы, связанные с принятием на себя поручения по оказанию юридической помощи;

6. Этические проблемы, связанные с взаимоотношениями юрист-клиент;

7. Этические проблемы, связанные с юридической практикой;

Рекомендуемая литература:

Основная литература:

1. Жалинский А.Э. Введение в спеиальность «Юриспруденция»: профессиональная деятельность юриста. – М., 2012. // http://nashol.com/2012122868838/vvedenie-v-specialnost-urisprudenciya-jalinskii-a-e-2012.html

2. Адвокат: навыки профессионального мастерства / Под ред. Л.А. Воскобитовой, И.Н. Лукьяновой, Л.П. Михайловой. – М., 2011. // http://www.twirpx.com/file/67258/

3. Доброхотова Е.Н. Навыки юриста. – М., 2010. // http://www.twirpx.com/file/453395/

Дополнительная литература:

  1. Алексеев А.И. , Ястребов В.Б. Профессия – прокурор ( Введение в юридическую специальность). – М., 1998.
  2. Айзенберг А.М. Введение в юридическую специальность. – М., 1982.
  3. Анализ коррупциогенности законодательства: Памятка эксперту по первичному анализу коррупциогенности законодательного акта / Под ред. В.Н.Южакова. – М., 2004.
  4. Бернам У., Решетникова И.В., Прошляков А.Д. Судебная адвокатура. – СПб., 1996.
  5. Буков В.А. От российского суда присяжных к пролетарскому правосудию: у истоков тоталитаризма. – М.,1997.
  6. Введение в специальность / Под ред. А.П.Коренева. – М., 1992.
  7. Гармаев Ю.П. Незаконная деятельность адвокатов в уголовном судопроизводстве. – М., 2005.
  8. Губаева Т.В. Язык и право. Искусство владения словом в профессиональной юридической деятельности. – М., 2003.
  9. Доклад комиссии по реформированию доступа к праву и к правосудию. – М., 2004.

Интернет-ресурсы:

1. Библиотека Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина: [портал]. URL: http://irbis.msal.ru:

2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам: [портал]. URL: http://window.edu.ru/

3. Образовательные ресурсы Интернета – Юриспруденция: [портал]. URL: http://www.alleng.ru/

4. Парламентск

Наши рекомендации