Уголовное право (особенная часть)
УголовноЕ правО (ОСОБЕННАЯ часть)
Планы семинаров, практических занятий и самостоятельной работы
для обучающихся по программе высшего образования
Специальность 031001.65 Правоохранительная деятельность
Форма обучения очная
Омск 2015
УГОЛОВНОЕ ПРАВО (ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ)
Части, разделы, темы дисциплины и виды занятий
Специальность 031001.65 Правоохранительная деятельность,
форма обучения очная,
срок обучения 5 лет,
2011 год набора
№ темы | Части, разделы, темы дисциплины, виды самостоятельной работы | Л | С | ПЗ | Всего контакт. (ауд.) | СРС | Всего |
Особенная часть | |||||||
Раздел 3. Преступления против личности | |||||||
Понятие и значение Особенной части уголовного права. Теоретические основы квалификации преступлений | |||||||
Преступления против жизни и здоровья | |||||||
Преступления против свободы, чести и достоинства личности | |||||||
Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности | |||||||
Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина | |||||||
Преступления против семьи и несовершеннолетних | |||||||
Раздел 4. Преступления в сфере экономики | |||||||
Преступления против собственности | |||||||
Преступления в сфере экономической деятельности | |||||||
Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях | |||||||
Подготовка к экзамену | |||||||
Экзамен | |||||||
Раздел 5. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка | |||||||
Преступления против общественной безопасности | |||||||
Преступления против здоровья населения и общественной нравственности | |||||||
Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта | |||||||
№ темы | Части, разделы, темы дисциплины, виды самостоятельной работы | Л | С | ПЗ | Всего контакт. (ауд.) | СРС | Всего |
Экологические преступления | |||||||
Преступления в сфере компьютерной информации | |||||||
Раздел 6. Преступления против государственной власти | |||||||
Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства | |||||||
Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления | |||||||
Преступления против правосудия | |||||||
Преступления против порядка управления | |||||||
Преступления против военной службы | |||||||
Преступления против мира и безопасности человечества | |||||||
Реферат | |||||||
Подготовка к экзамену | |||||||
Экзамен | |||||||
Итого |
Рекомендации по видам занятий
Лекции.Лекции призваны помогать обучающимся в усвоении знаний по изучаемому курсу. В них освещаются ключевые и проблемные вопросы, предусмотренные учебной программой. Исходя из этого лекции выступают методической основой самостоятельной работы курсантов, что обязывает конспектировать основное содержание лекции.
Самостоятельная подготовка. Непременными условиями успешного усвоения материала являются глубокая проработка обучающимися рекомендованных к изучению нормативных актов, учебной и научной литературы, а также постоянное взаимодействие с преподавателями кафедры для своевременного разрешения возникающих вопросов, особенно в часы, отведенные для консультаций.
Семинары. Семинары имеют целью закрепление учебного материала. Они могут проводиться в форме заслушивания ответов курсантов на вопросы, обсуждения докладов и сообщений, дискуссий по определенным проблемам. Эффективность данного вида занятий зависит от хорошо организованной самоподготовки курсантов.
Практические занятия. В ходе проведения практического занятия курсанты решают задачи и выполняют практические задания. Цель указанной формы обучения заключается в том, чтобы сформировать определенные практические навыки и умения правоохранительной и правоприменительной деятельности. Это может быть достигнуто лишь на основе хорошей проработки рекомендованных программой нормативных актов, научной и учебной литературы.
Консультации. При изучении дисциплины обучающиеся могут воспользоваться консультацией преподавателя. Плановые консультации проводятся преподавателями в соответствии с кафедральным графиком.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 18. Понятие и значение Особенной части уголовного права.
Теоретические основы квалификация преступлений
Семинар 2 часа
Учебные вопросы
1. Понятие и задачи Особенной части уголовного права. Соотношение Общей и Особенной частей Уголовного кодекса Российской Федерации.
2. Понятие, виды и значение квалификации преступлений.
3. Процесс квалификации преступлений.
4. Понятие и виды конкуренции уголовно-правовых норм.
Методические указания для обучающихся
по подготовке к семинару
В период подготовки к семинару обучающимся необходимо ознакомиться с рекомендуемыми источниками и усвоить:
- понятие, признаки, задачи и принципы построения Особенной части УК РФ, соотношение Общей и Особенной частей УК РФ;
- понятие, виды и значение правильной квалификации преступлений для интересов личности, общества и государства;
- понятие процесса квалификации, основные этапы квалификации, типичные ошибки, возникающие на различных этапах квалификации, и способы их преодоления;
- понятие и виды конкуренции уголовно-правовых норм.
Задания для самостоятельной работы
1. Назовите признаки Особенной части уголовного права.
2. Раскройте принципы построения Особенной части уголовного права.
3. Проанализируйте правила квалификации преступлений.
4. Охарактеризуйте виды квалификации преступлений, выделяемых в теории уголовного права.
5. Укажите значение постановлений Пленумов Верховных Судов СССР, РСФСР, Российской Федерации для квалификации преступлений.
6. Ознакомиться с каждым заданием, содержащимся в структурно-
логических схемах главы УК РФ и состава преступления.
7. Развернуто и аргументировано изложить задания в письменной форме.
8. Изучить источники, рекомендуемые к теме.
Практическое занятие 2 часа
Содержание заданий, подлежащих выполнению
Задание 1. Заполнить системно-логическую схему главы УК РФ.
Задание 2. Заполнить структурно-логическую схему состава преступления.
Методические указания для обучающихся
по подготовке к практическому занятию
В период подготовки к практическому занятию обучающимся необходимо:
- повторить теоретические положения по элементам и видам состава преступления, по структуре уголовно-правовой нормы, а также видам диспозиций и санкций уголовно-правовой нормы;
- ознакомиться с рекомендациями по заполнению структурно-логических схем;
- в письменном виде выполнить задания, предусмотренные структурно-логической схемой главы УК РФ и структурно-логической схемой состава преступления.
Задания для самостоятельной работы
1. Ознакомиться с каждым заданием, содержащимся в структурно-логических схемах главы УК РФ и состава преступления.
2. Развернуто и аргументировано изложить задания в письменной форме.
Рекомендуемые источники
Семинар 2 часа
Учебные вопросы
1. Понятие, общая характеристика и виды преступлений против жизни и здоровья.
2. Понятие убийства и его виды. Уголовно-правовой анализ основного состава убийства (ч.1 ст. 105 УК РФ).
3. Характеристика отягчающих обстоятельств убийства (ч. 2 ст. 105 УК РФ).
4. Убийство при смягчающих обстоятельствах (ст. ст. 106-108 УК РФ).
Методические указания для обучающихся
по подготовке к семинару
В процессе подготовки к семинару обучающимся необходимо ознакомиться с рекомендуемыми источниками, изучить разъяснения Пленума Верховного Суда и обратить внимание на специальную литературу, в которой рассматриваются различные аспекты уголовно-правовой характеристики и оценки преступлений против жизни и здоровья. Проанализировать основные вопросы изучаемой темы: уголовно-правовое понятие личности; моменты начала и окончания жизни; разграничение убийства со смежными составами преступлений; конкуренция составов убийства, совершенных при отягчающих и смягчающих обстоятельствах.
Задания для самостоятельной работы
1. Изучить лекционный материал, ознакомиться с рекомендуемыми источниками.
2. Письменно дать ответы на следующие вопросы:
2.1. Какие виды «простого» убийства предусматривает уголовный закон?
2.2. Какие признаки убийства, совершенного из хулиганских побуждений, предусмотрены уголовным законом?
2.3. По каким признакам убийство, совершенное общеопасным способом, отличается от убийства двух и более лиц?
Семинар 2 часа
Учебные вопросы
1. Уголовно-правовая характеристика умышленного причинения тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ).
2. Умышленное причинение средней тяжести, а также легкого вреда здоровью (ст. ст. 112, 115 УК РФ). Отличие от побоев и истязания (ст. ст. 116, 117 УК РФ).
3. Характеристика преступлений, ставящих в опасность причинения вреда жизни и здоровью.
Методические указания для обучающихся
по подготовке к семинару
В процессе подготовки к семинару обучающимся необходимо ознакомиться с рекомендуемыми источниками, изучить разъяснения Пленума Верховного Суда и обратить внимание на специальную литературу, в которой рассматриваются различные аспекты уголовно-правовой характеристики и оценки преступлений против жизни и здоровья. Проанализировать основные вопросы изучаемой темы: понятие вреда здоровью; виды и содержание тяжкого вреда здоровью; признаки средней тяжести и легкого вреда здоровью; конкуренция уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за причинение вреда здоровью; объективные и субъективные признаки угрозы убийством и причинением тяжкого вреда здоровью; объективные и субъективные элементы составов преступления заражения венерической болезнью и ВИЧ-инфекцией; особенности признаков объективной стороны состава оставления в опасности и его разграничение со смежными составами преступления.
Задания для самостоятельной работы
1. Изучить лекционный материал, ознакомиться с рекомендуемыми источниками.
2. Письменно дать ответы на следующие вопросы:
2.1. Что следует понимать под насилием, опасным в момент причинения как разновидностью тяжкого вреда здоровью?
2.2. Какие признаки характерны для состава умышленного причинения тяжкого вреда здоровью?
2.3. Что следует понимать под потерей профессиональной трудоспособности как разновидностью тяжкого вреда здоровью?
2.4. Какие признаки характерны для состава умышленного причинения средней тяжести вреда здоровью? Какие квалифицированные виды этого преступления предусматривает уголовный закон?
2.5. По каким признакам проводится разграничение видов вреда здоровью?
Практическое занятие 2 часа
Содержание заданий, подлежащих выполнению
Задание 1. Проанализировать и разрешить практические ситуации, изложенные в задачах 1-8[1].
Методические указания для обучающихся
по подготовке к практическому занятию
В период подготовки к практическому занятию обучающимся необходимо:
1. Изучить лекционный материал, ознакомиться с рекомендуемыми
источниками.
2. На основе решения задач ответить на вопросы:
– Какие признаки объективной стороны образуют состав убийства?
– Что следует понимать под «простым» убийством?
– Какие квалифицирующие признаки убийства предусматривает уголовный закон?
– Какие признаки характерны для убийства, совершенного из корыстных побуждений или по найму, а равно сопряженного с разбоем, вымогательством или бандитизмом?
– Какие признаки характерны для убийства лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга?
– Что следует понимать под убийством, совершенным с особой жестокостью?
Задания для самостоятельной работы
1. Ознакомиться с рекомендуемыми источниками.
2. Письменно выполнить следующие задания:
– записать решения задач, правильно оформив квалификацию;
– указать Постановления Пленума Верховного Суда РФ и нормативные акты, которые были использованы при квалификации.
Практическое занятие 2 часа
Содержание заданий, подлежащих выполнению
Задание 1. Проанализировать и разрешить практические ситуации, изложенные в задачах 9-15.
Методические указания для обучающихся
по подготовке к практическому занятию
В период подготовки к практическому занятию обучающимся необходимо:
1. Изучить лекционный материал, ознакомиться с рекомендуемыми
источниками.
2. На основе решения задач ответить на вопросы:
– Какие признаки образуют понятие «новорожденный ребенок» применительно к составу преступления, предусмотренному ст. 106 УК РФ?
– Что следует понимать под состоянием аффекта в уголовном праве? Какие признаки аффектированного состояния имеют уголовно-правовое значение?
– Какие основания аффекта выделяет уголовный закон?
– Что следует понимать под превышением пределов необходимой обороны?
– Какие действия образуют превышение мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление?
– В чем заключается отличие между неосторожным причинением смерти (ст. 109 УК РФ) и умышленным причинением тяжкого вреда здоровью, повлекшим по неосторожности смерть (ч. 4 ст. 111 УК РФ)?
Задания для самостоятельной работы
1. Ознакомиться с рекомендуемыми источниками.
2. Письменно выполнить следующие задания:
– записать решения задач, правильно оформив квалификацию;
– указать Постановления Пленума Верховного Суда РФ и нормативные акты, которые были использованы при квалификации.
Практическое занятие 2 часа
Содержание заданий, подлежащих выполнению
Задание 1. Проанализировать и разрешить практические ситуации, изложенные в задачах 16-25.
Методические указания для обучающихся
по подготовке к практическому занятию
В период подготовки к практическому занятию обучающимся необходимо:
1. Изучить лекционный материал, ознакомиться с рекомендуемыми
источниками.
2. На основе решения задач ответить на вопросы:
– Какие признаки преступления образуют состав истязания (ст. 117 УК РФ)? Какие из них относятся к оценочным?
– Что следует понимать под принуждением к изъятию органов или тканей человека для трансплантации? Какие признаки образуют способ совершения данного преступления?
– Как законодатель характеризует субъективную сторону заражения другого лица венерической болезнью и ВИЧ-инфекцией (ст. ст. 121, 122 УК РФ)?
– Какие особенности субъекта преступления содержит состав незаконного производства аборта?
– По каким признакам состава преступления проводится отличие между неоказанием помощи больному и оставлением в опасности (ст. ст. 124, 125 УК РФ)?
Задания для самостоятельной работы
1. Ознакомиться с рекомендуемыми источниками.
2. Письменно выполнить следующие задания:
– записать решения задач, правильно оформив квалификацию;
– указать Постановления Пленума Верховного Суда РФ и нормативные акты, которые были использованы при квалификации.
Практическое занятие 2 часа
Содержание заданий, подлежащих выполнению
Задание 1. Проанализировать и разрешить практические ситуации, изложенные в задачах 26-34.
Методические указания для обучающихся
по подготовке к практическому занятию
В период подготовки к практическому занятию обучающимся необходимо:
1. Изучить лекционный материал, ознакомиться с рекомендуемыми
источниками.
2. На основе решения задач ответить на вопросы:
– Какие признаки образуют состав умышленного причинения средней тяжести вреда здоровью (ст. 112 УК РФ)? В чем отличие данного преступления от умышленного причинения тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ)?
– Какие признаки образуют состав умышленного причинения легкого вреда здоровью (ст. 115 УК РФ)? В чем отличие данного преступления от умышленного причинения средней тяжести вреда здоровью (ст. 112 УК РФ)?
– Какие признаки образуют состав побоев (ст. 116 УК РФ)? В чем отличие побоев от умышленного причинения легкого вреда здоровью (ст. 115 УК РФ)?
– Какие признаки характеризуют угрозу убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ст. 119 УК РФ)?
– По каким признакам следует отличать состав причинения смерти по неосторожности (ст. 109 УК РФ) от смежных составов преступлений?
Задания для самостоятельной работы
1. Ознакомиться с рекомендуемыми источниками.
2. Письменно выполнить следующие задания:
– записать решения задач, правильно оформив квалификацию;
– указать Постановления Пленума Верховного Суда РФ и нормативные акты, которые были использованы при квалификации.
Практическое занятие 2 часа
Содержание заданий, подлежащих выполнению
Задание 1. Проанализировать и разрешить практические ситуации, изложенные в сборнике видеозадач по теме «Преступления против жизни и здоровья».
Методические указания для обучающихся
по подготовке к практическому занятию
В период подготовки к практическому занятию обучающимся необходимо:
1. Изучить лекционный материал, ознакомиться с рекомендуемыми
источниками.
2. На основе решения задач ответить на вопросы:
– По каким признакам следует проводить отграничение убийства от умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего?
– В чем состоят особенности квалификации убийства, сопряженного с иными преступлениями?
– Какие признаки характерны для убийства лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга?
– По каким признакам убийство, совершенное общеопасным способом, отличается от убийства двух и более лиц?
– Что следует понимать под насилием, опасным в момент причинения как разновидностью тяжкого вреда здоровью?
Задания для самостоятельной работы
1. Ознакомиться с рекомендуемыми источниками.
2. Письменно выполнить следующие задания:
– записать решения задач, правильно оформив квалификацию;
– указать Постановления Пленума Верховного Суда РФ и нормативные акты, которые были использованы при квалификации.
Рекомендуемые источники
Практическое занятие 2 часа
Содержание заданий, подлежащих выполнению
Задание 1. Проанализировать и разрешить практические ситуации, изложенные в задачах 35-40.
Методические указания для обучающихся
по подготовке к практическому занятию
В период подготовки к практическому занятию обучающимся необходимо:
1. Изучить лекционный материал, ознакомиться с рекомендуемыми
источниками.
2. На основе решения задач ответить на вопросы:
– Какие признаки объективной стороны состава преступления предусмотрены ст. 126 УК РФ?
– Каким образом необходимо проводить отграничение незаконного лишения свободы от похищения человека и захвата заложника?
– В чем состоят особенности субъекта преступления, предусмотренного ст. 128 УК РФ?
Задания для самостоятельной работы
1. Ознакомиться с рекомендуемыми источниками.
2. Письменно выполнить следующие задания:
– записать решения задач, правильно оформив квалификацию;
– указать Постановления Пленума Верховного Суда РФ и нормативные акты, которые были использованы при квалификации.
Практическое занятие 2 часа
Содержание заданий, подлежащих выполнению
Задание 1. Проанализировать и разрешить практические ситуации, изложенные в задачах 41-45.
Методические указания для обучающихся
по подготовке к практическому занятию
В период подготовки к практическому занятию обучающимся необходимо:
1. Изучить лекционный материал, ознакомиться с рекомендуемыми
источниками.
2. На основе решения задач ответить на вопросы:
– Что следует понимать под торговлей людьми и эксплуатацией человека?
– Какие признаки объективной стороны состава преступления предусмотрены ст. 1271 УК РФ?
– В чем состоят особенности квалификации преступления, предусмотренного ст. 1272УК РФ?
Задания для самостоятельной работы
1. Ознакомиться с рекомендуемыми источниками.
2. Письменно выполнить следующие задания:
– записать решения задач, правильно оформив квалификацию;
– указать Постановления Пленума Верховного Суда РФ и нормативные акты, которые были использованы при квалификации.
Рекомендуемые источники
Практическое занятие 2 часа
Содержание заданий, подлежащих выполнению
Задание 1. Проанализировать и разрешить практические ситуации, изложенные в задачах 46-57.
Методические указания для обучающихся
по подготовке к практическому занятию
В период подготовки к практическому занятию обучающимся необходимо:
1. Изучить лекционный материал, ознакомиться с рекомендуемыми
источниками.
2. На основе решения задач ответить на вопросы:
– Какие признаки преступления образуют состав изнасилования (ст. 131 УК РФ)? Какие из них относятся к оценочным?
– Что следует понимать под половым сношением? Какие признаки образуют способ совершения изнасилования?
– Как законодатель характеризует субъективную сторону насильственных действий сексуального характера (ст. 132 УК РФ)?
– Какие особенности субъекта преступления содержит состав изнасилования?
– По каким признакам состава преступления проводится отличие между изнасилованием (ст. 131 УК РФ) и половым сношением, иными действиями сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (ст. 134 УК РФ)?
– В чем состоят особенности квалификации группового изнасилования?
Задания для самостоятельной работы
1. Ознакомиться с рекомендуемыми источниками.
2. Письменно выполнить следующие задания:
– записать решения задач, правильно оформив квалификацию;
– указать Постановления Пленума Верховного Суда РФ и нормативные акты, которые были использованы при квалификации.
Рекомендуемые источники
Семинар 2 часа
Учебные вопросы
1. Понятие и виды преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина.
2. Преступления против личных прав и свобод человека и гражданина (ст. ст. 137, 138, 1381, 139, 140, 148 УК РФ).
3. Преступления против социальных прав и свобод человека и гражданина (ст. ст. 136, 143, 144, 145, 1451, 146, 147 УК РФ).
4. Преступления против политических прав и свобод граждан (ст. ст. 141, 1411, 142, 1421, 149 УК РФ).
Методические указания для обучающихся
по подготовке к семинару
При подготовке к семинару обучающимся необходимо усвоить:
- понятие и виды преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина, особенности конструирования составов преступлений данной главы;
- понятие личных прав и свобод человека и гражданина, а также особенности конструирования составов преступлений, посягающих на личные права и свободы человека и гражданина;
- понятие социальных прав и свобод человека и гражданина, а также особенности конструирования составов преступлений, посягающих на социальные права и свободы человека и гражданина;
- понятие политических прав и свобод граждан, а также особенности конструирования составов преступлений, посягающих на социальные права и свободы человека и гражданина.
Задания для самостоятельной работы
1. Ознакомиться с рекомендуемыми источниками.
2. Выделить основные понятия, законспектировать ответы на вопросы:
– назовите особенности преступлений, предусмотренных главой 19 УК РФ;
– укажите критерии деления на группы преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина;
– охарактеризуйте объективную сторону посягательств на авторские и смежные права и изобретательских и патентных прав;
– выделите формы воспрепятствования проведению собрания, митинга, демонстрации.
Практическое занятие 2 часа
Содержание заданий, подлежащих выполнению
Задание 1. Проанализировать и разрешить практические ситуации, изложенные в задачах 58-63.
Методические указания для обучающихся
по подготовке к практическому занятию
В период подготовки к практическому занятию обучающимся необходимо:
1. Изучить лекционный материал, ознакомиться с рекомендуемыми
источниками.
2. Письменно выполнить следующие задания:
– выявить проблемные моменты квалификации и обосновать теоретические и практические подходы к их решению повторить теоретические положения по изучаемой теме;
– уяснить содержание нарушения неприкосновенности жилища, нарушения тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, нарушений неприкосновенности частной жизни.
Задания для самостоятельной работы
1. Ознакомиться с рекомендуемыми источниками.
2. Письменно выполнить следующие задания:
– записать решения задач, правильно оформив квалификацию;
– указать Постановления Пленума Верховного Суда РФ и нормативные акты, которые были использованы при квалификации.
Рекомендуемые источники
Практическое занятие 2 часа
Содержание заданий, подлежащих выполнению
Задание 1. Проанализировать и разрешить практические ситуации, изложенные в задачах 64-73.
Задание 2. Рубежный контроль по сборникам тестов.
Методические указания для обучающихся
по подготовке к практическому занятию
В период подготовки к практическому занятию обучающимся необходимо:
1. Изучить лекционный материал, ознакомиться с рекомендуемыми
источниками.
2. На основе решения задач ответить на вопросы:
– Какие виды преступлений против семьи и несовершеннолетних выделяются в теории уголовного права?
– Какие действия могут рассматриваться как вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 150 УК РФ)?
– Что понимается под незаконным усыновлением (ст. 154 УК РФ)?
– Какие признаки преступления образуют состав неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 156 УК РФ)? Какие из них относятся к оценочным?
– Что следует понимать под злостным уклонением от уплаты средств на содержание детей и нетрудоспособных родителей? Какие признаки данного состава являются оценочными?
– Как законодатель характеризует субъективную сторону подмены ребенка (ст.153 УК РФ)?
– Какие особенности субъекта преступления содержат составы, предусмотренные ст. ст. 150, 151 УК РФ?
3. При подготовке к рубежному контролю необходимо повторить основной понятийный аппарат преступлений против личности. К нему относятся следующие аспекты: определение моментов начала и окончания жизни, критерии определения степени тяжести вреда здоровью, содержание понятий вовлечение в совершение преступления, антиобщественных действий и похищение человека, а также вопросы квалификации преступлений, посягающих на интересы личности.
Задания для самостоятельной работы
1. Ознакомиться с рекомендуемыми источниками.
2. Письменно выполнить следующие задания:
– записать решения задач, правильно оформив квалификацию;
– указать Постановления Пленума Верховного Суда РФ и нормативные акты, которые были использованы при квалификации.
Рекомендуемые источники
Семинар 2 часа
Учебные вопросы
1. Общая характеристика преступлений против собственности.
2. Понятие, признаки и формы хищения.
3. Корыстные преступления против собственности, не содержащие признаков хищения.
4. Некорыстные преступления против собственности.
Методические указания для обучающихся
по подготовке к семинару
В период подготовки к семинару обучающимся необходимо ознакомиться с рекомендуемыми источниками и усвоить:
- понятие и виды преступлений против собственности, особенности конструирования составов преступлений данной главы;
- понятие и основные признаки хищения чужого имущества, а также основания деления хищений на формы;
- понятие и признаки предмета хищения чужого имущества, особенности предметов хищений, предусмотренных в других главах УК РФ;
- понятие и виды иных корыстных посягательств на чужое имущество, а также критерии отграничения от хищения.
Задания для самостоятельной работы
1. Ознакомиться с рекомендуемыми источниками.
2. Законспектировать ответы на вопросы, выделить основные понятия.
Практическое занятие 2 часа
Содержание заданий, подлежащих выполнению
Задание 1. Проанализировать и разрешить практические ситуации, изложенные в задачах 74-79.
Методические указания для обучающихся
по подготовке к практическому занятию
В период подготовки к практическому занятию обучающимся необходимо:
1. Изучить лекционный материал, ознакомиться с рекомендуемыми
источниками.
2. На основе решения задач рассмотреть следующие вопросы:
– Какие действия рассматриваются как тайное хищение имущества?
– Какие существуют объективные и субъективные признаки тайного хищения имущества?
– Что входит в содержание понятий «группа лиц по предварительному сговору», «организованная группа», «с незаконным проникновением в помещение или иное хранилище», «незаконным проникновением в жилище», «из одежды, сумки или другой ручной клади, находившейся при потерпевшем», «с причинением значительного ущерба гражданину», «крупный и особо крупный размер»?
– Какие специальные нормы, устанавливающие ответственность за хищение, предусмотрены в УК РФ?
Задания для самостоятельной работы
1. Ознакомиться с рекомендуемыми источниками.
2. Письменно выполнить следующие задания:
– записать решения задач, правильно оформив квалификацию;
– указать Постановления Пленума Верховного Суда РФ и нормативные акты, которые были использованы при квалификации.
Практическое занятие 2 часа
Содержание заданий, подлежащих выполнению
Задание 1. Проанализировать и разрешить практические ситуации, изложенные в задачах 80-85.
Методические указания для обучающихся
по подготовке к практическому занятию
В период подготовки к практическому занятию обучающимся необходимо:
1. Изучить лекционный материал, ознакомиться с рекомендуемыми
источниками.
2. На основе решения задач рассмотреть следующие вопросы:
– Какие действия рассматриваются как открытое хищение чужого имущества?
– Какие формы насилия возможны при изъятии чужого имущества?
– Какие объективные и субъективные признаки характеризуют состав разбоя, критерии отграничения от грабежа?
– Что входит в содержание понятий «применение насилия, не опасного для жизни и здоровья, либо с угрозой применения такого насилия», «применение насилия опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия», «применение оружия или предметов, используемых в качестве оружия», «причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего»?
– Какие выделяют критерии разграничения насильственного грабежа и разбоя?
Задания для самостоятельной работы
1. Ознакомиться с рекомендуемыми источниками.
2. Письменно выполнить следующие задания:
– записать решения задач, правильно оформив квалификацию;
– указать Постановления Пленума Верховного Суда РФ и нормативные акты, которые были использованы при квалификации.
Практическое занятие 2 часа
Содержание заданий, подлежащих выполнению
Задание 1. Проанализировать и разрешить практические ситуации, изложенные в задачах 86-90.
Методические указания для обучающихся
по подготовке к практическому занятию
В период подготовки к практическому занятию обучающимся необходимо:
1. Изучить лекционный материал, ознакомиться с рекомендуемыми
источниками.
2. На основе решения задач рассмотреть следующие вопросы:
– Какие действия рассматриваются как вымогательство?
– Какие угрозы, указанные в диспозиции ст. 163 УК РФ, подкрепляют требование передачи чужого имущества или права на чужое имущество или действий имущественного характера?
– Что входит в содержание понятий «применение насилия», «в целях получения имущества в особо крупном размере», «причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего»?
– Каковы критерии разграничения вымогательства и разбоя?
Задания для самостоятельной работы
1. Ознакомиться с рекомендуемыми источниками.
2. Письменно выполнить следующие задания:
– записать решения задач, правильно оформив квалификацию;
– указать Постановления Пленума Верховного Суда РФ и нормативные акты, которые были использованы при квалификации.
Практическое занятие 2 часа
Содержание заданий, подлежащих выполнению
Задание 1. Проанализировать и разрешить практические ситуации, изложенные в задачах 91-96.
Методические указания для обучающихся
по подготовке к практическому занятию
В период подготовки к практическому занятию обучающимся необходимо:
1. Изучить лекционный материал, ознакомиться с рекомендуемыми
источниками.
2. На основе решения задач рассмотреть следующие вопросы:
– Какие действия рассматриваются как мошенничество?
– Какие существуют способы и конструктивные признаки совершения мошенничества?
– Что входит в содержание понятий «использование своего служебного положения», «крупный и особо крупный размер», «с причинение значительного ущерба гражданину», «группой лиц по предвари