Тема 9. Особенности участия прокурора в рассмотрении судом уголовных дел о преступлениях террористического характера
Планируемые результаты изучения темы, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы – ОК-1÷ОК-3, ПК-2÷ПК-8, ППК-1, ППК-2, ППК-3, ППК-6
Криминалистическая характеристика преступлений террористического характера. Обстоятельства, подлежащие исследованию и доказыванию. Судебные ситуации первоначального этапа разбирательства. Тактические особенности участия государственного обвинителя в отдельных судебных действиях.
Особенности поддержания государственного обвинения по делам о захвате заложников. Особенности поддержания государственного обвинения по делам о ложных сообщениях об актах терроризма.
6. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
6.1 Методические рекомендации по организации самостоятельной работы магистрантов
Важным видом работы при изучении учебной дисциплины «Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судами» является самостоятельная (внеаудиторная) работа обучающегося, которая осуществляется в следующих формах:
1. ознакомление с содержанием настоящих методических рекомендаций;
2. подготовка к практическим (семинарским) занятиям;
3. изучение учебной и другой научно-методической литературы;
4. изучение нормативных правовых актов и материалов судебной практики,
5. подготовку реферата,
6. подготовку ответов на вопросы для зачета, экзамена.
Следует учитывать, что все темы курса нуждаются в дополнительном, самостоятельном изучении и в особенности те, по которым не предусмотрено проведение практических (семинарских) занятий. Контроль за самостоятельной работой магистрантов осуществляется в ходе выступлений магистрантов с сообщениями, докладами, рефератами и руководства подготовкой письменных работ.
Самостоятельная работа должна носить творческий и планомерный характер. Недопустимым является освоение материала только во время подготовки к экзамену. Опыт показывает, что знания у таких магистрантов недолговечны, уровень их низок.
В процессе организации самостоятельной работы большое значение имеют консультации преподавателя. Они могут быть как индивидуальные, так и в составе учебной группы.
Также необходимо учитывать, что для магистрантов, обучающихся по заочной форме обучения, самостоятельная работа является основной. Она включает изучение материала установочных занятий и рекомендованной литературы, выполнение заданий преподавателя.
Самостоятельную работу целесообразно начинать с изучения программы, которая содержит основные требования к знаниям, умениям, навыкам магистрантов, ознакомления с разделами и темами в порядке, предусмотренном программой. Получив представление об основном содержании раздела, темы, необходимо изучить материал по учебнику, придерживаясь рекомендаций преподавателя, данных в ходе установочных занятий.
Однако магистрант должен знать не только материал учебника, но и но и нормы права, содержащиеся в Конституции Российской Федерации, федеральное законодательство правовые акты субъектов Федерации,, Приказы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, регламентирующие участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судами, разъяснения Верховного Суда РФ по вопросам судебной практики, разъяснения Пленума Верховного Суда РФ по вопросам применения законодательства, материалы судебной практики по уголовным делам, а также монографическую литературу соответствующей тематики, статьи в юридической, периодической печати.
Программа учебной дисциплины ориентирует студентов на всестороннее и системное изучение основных норм, регламентирующих участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судами, и научных положений в указанной сфере.
При анализе нормативных правовых актов следует особое внимание обращать на их редакции, которые должны включать последние изменения и дополнения. Чтобы исключить ознакомление с устаревшими или отмененными нормативными правовыми актами, следует учитывать источники, предусмотренные в данной программе, акты, рекомендуемые для изучения преподавателем на лекции или семинаре, а также использовать данные информационно-справочных систем, например, СПС «КонсультантПлюс», интернет-ресурсы, размещенные на официальных сайтах Президента РФ, Государственной Думы и Совета Федерации РФ, Правительства РФ, Генеральной прокуратуры и др.
Эффективность учебного процесса во многом зависит от умелой организации самостоятельной работы обучающихся. Учитывая специфику дисциплины, предлагается осуществлять самостоятельную работу в двух формах - при подготовке к практическому (семинарскому) занятию и при изучении тем, не вынесенных для обсуждения на практическое (семинарское) занятие.
Особого внимания заслуживает самостоятельная работа студентов по изучению тем, не вынесенных для обсуждения на практическое занятие. Именно таким темам будет уделено особое внимание в рамках данных материалов. Следует также подчеркнуть, что вопросы, выносимые на изучение в рамках этих тем, включены в билеты экзамена. По каждой теме представлены основные вопросы для изучения.
Основным условием усвоения знаний по данному курсу является систематическая и целенаправленная самостоятельная работа с рекомендованной литературой. Важнейшим условием успешного изучения курса является овладение его основными нормативными правовыми актами, учебными и научными изданиями.
На лекциях студенты должны работать с особым вниманием, стремясь вести возможно более подробный конспект, в котором необходимо отразить все важнейшие положения лекции. Если студент какой-то фрагмент не успевает зафиксировать, необходимо оставить место для дальнейшей его доработки во время самостоятельной работы, если какое-то положение лекции им не понятно, следует обязательно задать преподавателю вопрос. Конспект надо вести так, чтобы им удобно было пользоваться при ответах на практических занятиях.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям: внимательное изучение плана практического (семинарского) занятия, списка рекомендованных источников и литературы, методических рекомендаций преподавателя; изучение программы курса «Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судами» – с целью уяснения требований к объему и содержанию знаний по изучаемой теме; изучение и доработка конспекта лекций, прочитанных преподавателем по темам, выносимым на семинарское занятие; изучение дополнительной литературы.
От студента не требуется изучения всей рекомендованной литературы. Количество и объем изучаемых работ зависит от характера конкретной задачи.
Особое внимание студенты должны уделять закреплению знаний, полученных в процессе лекций и практических занятий, посредством самостоятельного изучения публикаций в научной периодике и монографий по курсу, рекомендованных преподавателем.
Содержание самостоятельной работы студентов в значительной мере определяется заданиями, получаемыми от преподавателя. Видами самостоятельной работы являются: изучение учебной литературы; работа с нормативными правовыми актами; изучение дополнительной научной литературы; решение задач-ситуаций; подготовка сообщений, докладов, рефератов, мотивированных мнений.
6.2. Методические рекомендации по подготовке к практическим (семинарским) занятиям
Практическое занятие –одна из основных форм обучения при изучении курса криминалистики, его цель заключается в усвоении и закреплении главных теоретических положений и отработке практических навыков для решения вопросов, которые возникают в практике участия прокурора в рассмотрении уголовных дел судами.
Целью практических занятий является:
- углубление, систематизация, закрепление знаний;
- развитие общей культуры речи;
- формирование профессиональных и практических навыков, умение задавать вопрос и отвечать на него;
- аргументировано отстаивать свою точку зрения;
- применять полученные теоретические знания на практике (при решении задач).
На практических занятиях рассматриваются теоретические вопросы, решаются задачи. С учетом тематики курса практические занятия могут проходить также в форме деловых (ситуационных) игр, с участием практических работников, а также с целью ознакомления с практикой участия прокурора в судебных стадиях уголовного процесса – в зале судебных заседаний.
Студентам рекомендуется начинать выполнять домашнее задание с ответов на поставленные теоретические вопросы. Для этого следует обратиться к тем источникам, в которых содержится ответ на такие вопросы. Если вследствие этого возникло определенное представление о содержании и практической значимости поставленного вопроса, сжатый ответ на него должен быть изложен в письменной (тезисной) форме. Во время подготовки к занятиям студенты должны проработать соответствующие разделы учебников и рекомендованной литературы, усвоить необходимые знания и навыки.
Рассмотрение теоретических вопросов может проходить в форме дискуссии и должно иметь логический и обоснованный характер. Каждый студент должен быть готов изложить свое мнение по вопросу, который рассматривается, а также выступить как оппонент.
Процесс решения задач можно условно разделить на три этапа:
- предварительное изучение указанной литературы и нормативных правовых актов, материалов судебной практики и т.п.;
- решение задач в порядке домашнего задания (с короткой записью в тетради);
- разбор решения в аудитории.
При решении задач необходимо исходить из того, что следует проанализировать саму ситуацию, возможность ее осуществления. Предложить варианты решения, исходя из разных сложившихся ситуаций, и объяснить их с указанием статей УПК РФ и других законов. При обсуждении ситуационных задач необходимо, в первую очередь, решить проблему на основании действующего законодательства, материалов судебной практики, а также с учетом вариантов возможных ситуаций. Ответ относительно решения соответствующих задач-ситуаций должен даваться в письменной форме.
Также для самостоятельной работы студентам предлагается выполнить индивидуальные задания, которые осуществляются на занятии путем сообщения, доклада. Кроме того, результатом выполнения индивидуального практического задания может быть проект процессуального документа, который студент представляет на проверку преподавателю.
Планы практических (семинарских) занятий
Тема 1. Подготовка государственного обвинителя к участию в рассмотрении судом уголовного дела. Участие прокурора в предварительном слушании
Цель:уяснить задачи и сущность подготовки государственного обвинителя к участию в рассмотрении уголовного дела судом 1-й инстанции; особенности подготовки и участия прокурора в предварительном слушании.
4 часа
Практическое занятие
1. Понятие «поддержание государственного обвинения».
2. Правовые основания участия прокурора в рассмотрении судом уголовных дел.
3. Процессуальный статус прокурора при осуществлении уголовного преследования в судебной стадии уголовного процесса, его права и обязанности.
4. Организация подготовки прокурора к участию в рассмотрении уголовного дела судом 1-й инстанции.
5. Задачи и содержание подготовки государственного обвинителя к участию в судебном разбирательстве.
Задания для индивидуальной работы
Темы сообщений, докладов, рефератов
1. История института государственного обвинения.
2. Участие прокурора в разрешении судом вопросов о подсудности уголовного дела.
Практическое занятие
1. Основания для проведения предварительного слушания.
2. Задачи подготовки прокурора к участию в предварительном слушании.
3. Участие прокурора в предварительном слушании при рассмотрении ходатайства об исключении доказательств.
4. Участие прокурора в разрешении судом вопроса о мере пресечения в отношении обвиняемого.
5. Участие прокурора в предварительном слушании при рассмотрении вопроса о возвращении уголовного дела прокурору.
6. Участие прокурора в предварительном слушании при рассмотрении вопросов о приостановлении и прекращении уголовного дела.
Задания для индивидуальной работы
Темы сообщений, докладов, рефератов
1. Оценка прокурором законности и обоснованности решений, принимаемых по итогам предварительного слушания.
2. Тактические аспекты подготовки прокурора к предварительному слушанию.
3. Подготовьте мотивированное мнение по вопросу: «Необходимо ли предварительное слушание как форма назначения судебного заседания?»
4. Подготовьте мотивированное мнение по вопросу: «Доказательства должны признаваться недопустимыми только на стадии назначения судебного заседания, а не в ходе судебного разбирательства: за и против».