Тема 7. Организация делопроизводства.
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний.
1. Раскройте понятие делопроизводства и назовите известные вам формы его организации.
2. Раскройте понятие «документооборот» и охарактеризуйте основные этапы его развития.
3. Раскройте основные правила организации документооборота в организации (учреждении).
4. Что представляет собой учет объема документооборота.
5. Охарактеризуйте общие правила регистрации документов.
6. Раскройте понятие формирования дела.
7. Назовите основные нормативные документы, которыми необходимо пользоваться при организации работы по формированию, оформлению и хранению дел.
8. Каков порядок формирования, хранения и оформления дел?
9. Раскройте правила оперативного хранения дел.
Раздел 7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации студентов по дисциплине
В процессе изучения учебной дисциплины контролируются и оцениваются преподавателем следующие учебные действия студентов:
- учебные действия по подготовке и осуществлению докладов, рефератов, выступлений на семинарских и практических занятиях;
- учебные действия по подготовке учебно-профессиональных задач;
- учебные действия по подготовке структурно-логических схем;
- учебные действия по подготовке тестов;
- учебные действия на зачете.
а) Фонд оценочных средств текущего контроля
№п/п | Наименование темы дисциплины | Учебные действия студентов, которые контролируются и оцениваются преподавателем на семинарах и практических занятиях |
Введение в документационное обеспечение юридической деятельности. Роль документов в различных областях деятельности общества. | Опрос, доклады. (ПК-13) | |
Понятие юридического документа и его виды. | Интерактивное занятие- дискуссия по вопросам практического занятия с использованием слайд-презентаций, опрос, практические (учебно-профессиональные) задания, доклады. (ПК-13) | |
Нормотворческая и правоприменительная деятельность. | Интерактивное занятие- групповое обсуждение, опрос, доклады (ПК-1, ПК-13) | |
Юридическая техника. Основные правила юридического письма. | Интерактивное занятие- мозговой штурм, опрос, практические (учебно-профессиональные) и задания, рефераты (ОК-4, ПК-1, ПК-13) | |
Ошибки в документах. Юридические коллизии. | Опрос, доклады и рефераты (ПК-13) | |
Судебные акты и техника их составления | Интерактивное занятие - круглый стол, опрос, практические (учебно-профессиональные) задания, доклады. (ОК-4, ПК-13) | |
Организация делопроизводства. Документооборот. | Опрос, доклады (ПК-13) |
Критерии оценки учебных действий студентов
(выступление с докладом, рефератом, по обсуждаемому вопросу) студентов на семинарах.
Оценка | Характеристики ответа студента |
Отлично | - студент глубоко и всесторонне усвоил проблему; - уверенно, логично, последовательно и грамотно ее излагает; - опираясь на знания основной и дополнительной литературы, тесно привязывает усвоенные научные положения с практической деятельностью; - умело обосновывает и аргументирует выдвигаемые им идеи; - делает выводы и обобщения; - свободно владеет системой юридических понятий. |
Хорошо | - студент твердо усвоил тему, грамотно и по существу излагает ее, опираясь на знания основной литературы; - не допускает существенных неточностей; - увязывает усвоенные знания с практической деятельностью; - аргументирует научные положения; - делает выводы и обобщения; - владеет системой юридических понятий. |
Удовлетворительно | тема раскрыта недостаточно четко и полно, то есть студент освоил проблему, по существу излагает ее, опираясь на знания только основной литературы; - допускает несущественные ошибки и неточности; - испытывает затруднения в практическом применении знаний юридических явлений; - слабо аргументирует научные положения; - затрудняется в формулировании выводов и обобщений; - частично владеет системой юридических понятий. |
Неудовлетворительно | - студент не усвоил значительной части проблемы; - допускает существенные ошибки и неточности при рассмотрении ее; - испытывает трудности в практическом применении знаний; - не может аргументировать научные положения; - не формулирует выводов и обобщений; - не владеет системой юридических понятий. |
Критерии оценки учебных действий студентов по решению учебно-профессиональных заданий на практических занятиях.
Оценка | Характеристики ответа студента |
Отлично | студент самостоятельно и правильно решил учебно-профессиональную задачу, уверенно, логично, последовательно и аргументировано излагал свое решение, используя юридические понятия и знание основных теоретических положений документационного обеспечения юридической деятельности. |
Хорошо | студент самостоятельно и в основном правильно решил учебно-профессиональную задачу, уверенно, логично, последовательно и аргументировано излагал свое решение, используя юридические понятия и знание основных теоретических положений документационного обеспечения юридической деятельности. |
Удовлетворительно | студент в основном решил учебно-профессиональную задачу, допустил несущественные ошибки, слабо аргументировал свое решение, используя в основном юридические понятия и знание основных теоретических положений документационного обеспечения юридической деятельности. |
Неудовлетворительно | студент не решил учебно-профессиональную задачу. |
Критерии оценки учебных действий студентов по решению тестовых
Заданий
Оценка | Характеристики ответа студента |
Отлично | 90 – 100% правильных ответов |
Хорошо | 70 – 90% правильных ответов |
Удовлетворительно | 50 – 70% правильных ответов |
Неудовлетворительно | менее 50% правильных ответов |
б) Фонд оценочных средств промежуточной аттестации студентов
Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы:
-способность правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);
-способность участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
-способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4).
Критерии оценки уровня овладения студентами компетенциями на этапе сдачи зачета по учебной дисциплине.
Зачтено | Студент - прочно усвоил предусмотренный программный материал; - правильно, аргументировано ответил на все вопросы, с приведением примеров; - показал глубокие систематизированные знания, владеет приемами рассуждения и сопоставляет материал из разных источников: теорию связывает с практикой, другими темами данного курса, других изучаемых предметов - без ошибок выполнил практическое задание. Обязательным условием выставленной оценки является правильная речь в быстром или умеренном темпе. Дополнительным условием получения оценки «зачтено» могут стать хорошие успехи при выполнении самостоятельной и контрольной работы, систематическая активная работа на семинарских занятиях. |
Студент не справился с 50% вопросов и заданий билета, в ответах на другие вопросы допустил существенные ошибки. Не может ответить на дополнительные вопросы, предложенные преподавателем. Целостного представления о специфике документационной деятельности в юридической сфере у студента нет. Оценивается качество устной и письменной речи, как и при выставлении положительной оценки. |
Перечень вопросов студентам для подготовки к зачету по учебной дисциплине
1. Предмет, содержание и задачи документационного обеспечения юридической деятельности.
2. Понятие «документ», его историческое развитие.
3. Свойства и признаки документа.
4. Роль документа в различных областях деятельности общества.
5. Правовые и нормативные акты, закрепляющие правила оформления документов.
6. Понятие юридического документа. Виды юридических документов.
7. Нормативный акт: понятие виды.
8. Акт применения права: понятие, особенности, виды.
9. Требования, предъявляемые к актам применения права.
10. Договоры: понятие, виды.
11. Иные виды юридических документов.
12. Нормотворчество: понятие, виды и стадии.
13. Понятие, виды и стадии правоприменения.
14. Понятие и содержание юридической техники.
15. Категории юридической техники: правовые презумпции и аксиомы, преюдиция, юридическая фикция.
16. Виды текстов правового акта.
17. Общая характеристика структуры текста правового акта.
18. Реквизит как структурный элемент правового акта.
19. Структурные элементы содержательной части
текста правового акта.
20. Техника и логика изложения правового акта.
21. Лингвистическая структура текста правового акта. Официально-деловой стиль юридического документа.
22. Употребление терминов в правовом акте. Правовые дефиниции как прием юридической техники.
23. Ошибки в документах: понятие, виды.
24. Коллизии и способы их устранения.
25. Судебная деятельность как разновидность правоприменения.
26. Виды судебных актов.
27. Судебное решение и приговор как основные акты правосудия: общая характеристика.
28. Требования к содержанию основных судебных актов.
29. Правила обеспечения логики основных судебных актов.
30. Структура основных судебных актов.
31. Языковые правила составления судебных актов.
32. Понятие и формы организации делопроизводства.
33. Понятие «документооборот». Основные правила организации документооборота в организации (учреждении).
34. Формирование и оформление дел.
35. Организация оперативного хранения дел.
Раздел 8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
Нормативные правовые акты и документы:
1. Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. «О государственном гербе Российской Федерации». // СЗ РФ. - 2000. - №52 (часть I). - Ст.5021.
2. Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации». // СЗ РФ. - 2006. - №31. - Ст.3448.
3. Указ Президента РФ от 15 марта 2000 № 511 «О введении в действие классификатора правовых актов»// СЗ РФ. 20.03. 2000. № 12, Ст. 1260.
4. Постановление СФ ФС РФ от 30.01.2002 N 33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»//СЗ РФ. 18.02.2002. № 7. Ст. 635.
5. Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 N 2134-II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»//СЗ РФ. 16.02.1998. № 7. Ст. 801.
6. Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации»// СЗ РФ. 18.08.1997. № 33. Ст. 3895.
7. Постановление Госстандарта РФ от 03.03.2003 N 65-ст «О принятии и введении в действие государственного стандарта Российской Федерации» (вместе с "ГОСТ Р 6.30-2003. Государственный стандарт Российской Федерации. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»).- М., ИПК Издательство стандартов, 2003 (Требования к оформлению документов).
8. ГОСТ Р 51141-98. Делопроизводство и архивное дело, термины и определения, утверждено Постановлением Госстандарта РФ от 27 февраля 1998 г. №28. Официальное издание. - М., ИПК Издательство стандартов, 1998.
Основная литература:
1. Вишневский А.В. Составление процессуальных и судебных документов в гражданском и арбитражном процессах: учебное пособие/ Вишневский А.В.— М.: Российская академия правосудия, 2010.— 79 c.
2. Глухова О.В. Документационное обеспечение управления [Электронный ресурс]: курс лекций/ Глухова О.В.— Электрон. текстовые данные.— Волгоград: Волгоградский институт бизнеса, Вузовское образование, 2013.— 72 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19177.— ЭБС «IPRbooks».
3. Гусятникова Д.Е. Кадровая служба предприятия. Делопроизводство, документооборот и нормативная база [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Гусятникова Д.Е., Захаркина О.И., Шитова М.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Корпорация «Диполь», 2012.— 217 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10555.— ЭБС «IPRbooks».
4. Краснослободцева Н.К. Основы техники юридического письма [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Краснослободцева Н.К.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2012.— 73 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6288.— ЭБС «IPRbooks».
5. Настольная книга судьи. Методика написания судебных постановлений: учебно-практическое пособие/отв.ред. О.А. Егорова.-М: Проспект, 2013.-208 с.
Дополнительная литература:
1. Андреева В.И. Делопроизводство. Практическое пособие. - М., 2000.
2. Артамонова И.А. Электронная подпись и электронный документ в акте «Об электронных подписях в международных и внутригосударственных торговых отношениях» // Делопроизводство .— 2002 .— N3.-С.72-74 .
3. Байкова И.Ю. Документооборот и делопроизводство: как организовать работу с документами. М., 2010.
Бардаев Э.А., Кравченко В.Б. Документоведение. М., 2010.
4. Бондырева Т.Н. Секретарское дело: Практическое пособие. - М., 2000.
5. Виноградова Р.И. Образцы нотариальных документов. - М., 2000.
6. Глухова О.В. Документационное обеспечение управления: курс лекций/ Глухова О.В.— Волгоград: Волгоградский институт бизнеса, Вузовское образование, 2013.— 72 c.
7. Гранкина А.Б. Документационное обеспечение управления в органах Следственного комитета Российской Федерации [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция»/ Гранкина А.Б., Саркисян А.Ж.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 167 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/34452.— ЭБС «IPRbooks».
8. Диордиева О.Н. Организация работы судьи при осуществлении судопроизводства по гражданским делам в судах общей юрисдикции по первой инстанции: научно-практическое пособие для судей, впервые назначенных на должность федеральных судей районных судов, и мировых судей/ 2-е изд. Испр. И дополн.-М.: РАП, 2013.
9. Документы и делопроизводство: Справочное пособие/Сост. М.Т.Лихачев. - М., 2000.
10. Евдокимова Т.Г., Маховикова Г.А. Краткий словарь делового человека. - М., 2000.
11. Еемерен ван, Франс Х., Гроотендорст Р. Речевые акты в аргументативных дискуссиях. СПб, 1994.
12. Коржов В.Ю. Комментарий к ФЗ от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов»/ Коржов В.Ю.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2010.— 119 c.
13. Куницын А.Р. Образцы судебных документов (с комментариями законодательства и судебной практики): Практическое пособие /Отв. ред. О.Е. Кутафин. - М., 2002.
14. Лисанюк Е.Н. Аргументация в нормативных контекстах: подходы и проблемы // Коммуникация и образование. Сборник статей. — Под ред. С.И. Дудника. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2004. — С.216-233.
15. Мущинина М.М. О правовой лингвистике в Германии // Юрислингвистика-5: Юридические аспекты языка и лингвистические аспекты права: Межвуз. сб. науч. трудов /Под ред. Н.Д. Голева. – Барнаул, 2004.
16. Настольная книга секретаря-референта. Контракты, деловая корреспонденция, документация на английском и русском языках /Сост. Самуэльян Н.А. - М., 2000.
17. Настольная книга хозяйственного руководителя, предпринимателя, коммерсанта, бизнесмена. - М., 2000.
18. Непогода А.В. Делопроизводство организации. Подготовка, оформление и ведение документации. 75 образцов основных документов [Электронный ресурс]/ Непогода А.В., Семченко П.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2009.— 313 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/1534.— ЭБС «IPRbooks».
19. Новые информационные технологии в финансово-кредитной сфере /Научный руководитель О.В.Голосов. - М., 2004.
20. Основные гражданско-правовые документы: образцы /Составитель и автор комментариев Э.М.Мурадьян. - М., 2004.
21. Павлюк Л.В. и др. Справочник по делопроизводству, архивному делу и основам работы на компьютере. - М., 1999.
22. Перечень типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций, предприятий с указанием сроков хранения. - М., 2004.
23. Рыжаков А.П. Процессуальные документы следователя и дознавателя. Образцы: учебное пособие/ Рыжаков А.П.— М.: Экзамен, 2009.— 572 c.
24. Сандевуар П. Введение в право. – М., 1994.
25. Сологуб О.П. Практикум по документационному обеспечению управления/ Рекомендовано учебно-методическим объединением вузов РФ по образованию в области историко - архивоведения. М., 2010.
26. Стандарты по издательскому делу /Сост.: А.А. Джиго, С.Ю.Калинин. - М., 2004.
27. Стенюков М.В. Документы. Делопроизводство. Практическое пособие по документационному обеспечению деятельности предприятия. - М., 2001.
28. Управленческие документы постоянного срока хранения, образующиеся в деятельности негосударственных коммерческих организаций (хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов). Справочное пособие. - М., 2000.
Раздел 9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
1. Справочная правовая система «Консультант Плюс» – http://www.consultant.ru/
2. Справочная правовая система «ГАРАНТ» – http://www.garant.ru/iv/
3. Официальный интернет-портал правовой информации- http://pravo.gov.ru/
4. Васильева Г.А. Документационное обеспечение юридической деятельности. Лекция-презентация- http://www.myshared.ru/slide/703647/
5. Тест для самопроверки//http://testserver.pro/run/test/Dokumentatsionnoe-obespechenie-yuridicheskoy-deyatel%27nosti./
Раздел 10. Методические указания по освоению дисциплины
Методические рекомендации для преподавателя
Обучение студентов по курсу «Документационное обеспечение юридической деятельности» предполагает чтение лекций, проведение семинарских занятий, а также самостоятельную работу студента. На семинарских занятиях разбираются теоретические вопросы учебной дисциплины, а также решаются практические задания (например, использование ситуационных задач по составлению юридических документов, проверке правильности их оформления).
Поскольку речь идет о подготовке будущих юристов, постольку при изучении каждой темы желательно акцентировать внимание на правовых вопросах, требованиях ГОСТа. Необходимо сформировать у студентов не только навыки составления и оформления отдельных видов правовых и управленческих документов, оформления документов в группы и дела, но и навыки по правовому, стилистическому, функциональному анализу документов, организации и ведению делопроизводства и документооборота, проведению экспертизы ценности документов.
Методические указания для студентов
Овладение знаниями по курсу «Документационное обеспечение юридической деятельности» предполагает посещение лекций и семинарских занятий, проводимых под руководством преподавателя, а также активную самостоятельную работу.
Кроме того, к некоторым темам курса предусмотрено выполнение практических заданий по оформлению документации, а также выполнение иных практических заданий. Цель курса - не только овладеть знаниями в области документационных процессов в сфере нормотворчества и правоприменения, но и приобрести навыки основных способов создания юридических документов, в том числе нормативно-правовых и правоприменительных (судебных) актов, самостоятельного анализа правовых документов, соответствующих действующему законодательству.
Овладение знаниями по курсу «Нормотворчество и юридическая техника» предполагает посещение лекций и семинарских занятий, проводимых под руководством преподавателя.
В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на семинарское занятие и указания на самостоятельную работу.
Семинарские занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, рефератов, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.
Семинар предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения студентов. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам семинара, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе семинарских занятий может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий.
При подготовке к семинару студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Кроме указанных тем студенты вправе, по согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы.
Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает в конце семинара, выставляя в рабочий журнал текущие оценки. Студент имеет право ознакомиться с ними.