Понятие правосистематизирующей практики
Правосистематизирующая практика – это деятельность, на-
правленная на разработку и упорядочение нормативных, интерпре-тационных, правоприменительных и иных юридических актов, взя-тая в единстве с накопленным правовым опытом.
К ее основным признакам необходимо отнести следующие.
1. Она представляет собой разновидность юридической практи-
ки.Поэтому ей присущи многие черты,характерные для любой юри-дической практики (см. гл. 14).
2. Юридическая систематизация является важнейшим компонентом правовой системы общества.Данный вид практики относится к систе-мообразующим и интегрирующим факторам, позволяющим упорядочи-вать правовые акты, а вместе с ними и другие юридические явления и процессы в единую, органически цельную правовую систему, ликвиди-ровать в ней противоречия и пробелы, иные погрешности и недостатки.
3. Правовая систематизация образует существенную часть культу-ры общества.Величайшими памятниками культуры,отражающимиуровень экономического и политического развития, правосознания и правовой культуры, раскрывающими место и роль правотворчества и систематизации законодательства в обществе, являются, например, Свод Законов Юстиниана, Свод законов «Тайхо рицуре», кодексы Наполеона.
При этом следует иметь в виду, что, с одной стороны, качество и эффективность юридической систематизации во многом свидетель-ствуют о культуре и профессиональном опыте ее субъектов, а с дру-гой – систематизация существенно влияет на культуру правотворче-ской, правоприменительной, судебной и т. п. практик, уровень право-сознания и правовой культуры граждан и должностных лиц.
4. Правосистематизирующая практика представляет собой важ-
нейшее средство укрепления государственного и политического ре-
жима.Например,создание Свода законов Российской империи1832г.было направлено на стабилизацию обстановки в стране, укрепление абсолютизма, феодально-крепостнического строя, утверждения незыб-лемости привилегий господствующих классов и социальных слоев.
5. Правовая систематизация является объективной предпосылкой укрепления законности и правопорядка в обществе.Только в условияхкомпактного, единого, цельного, непротиворечивого и беспробельного законодательства возможны строгое и неукоснительное соблюдение
законов и основанных на них подзаконных актов, эффективная защита прав, свобод, законных интересов и обязанностей граждан.
6. Как и любая разновидность юридической практики, системати-
зация представляет собой единство определенного рода деятельности
и накопленного в ней правового опыта.Без определенного личногоопыта (соответствующих знаний, умений, навыков, мастерства) начи-нать работу по систематизации тех или иных правовых актов просто бессмысленно. Личный опыт в последующем находит проявление в конкретной деятельности и выражается обычно в наиболее удачных инкорпорированных, консолидированных и кодифицированных актах (надындивидуальном опыте). Например, Свод законов Юстиниана и правила его подготовки М. М. Сперанский считал обязательными об-разцами при составлении Свода законов Российской империи.
7. Необходимо отметить, что главные разновидности системати-зации (кодификация) имеют правотворческую природу. Поэтому для них характерно большинство признаков правотворческой практики
(см. п. 15.1.).
18.7.2. Основания правосистематизирующей практики
Это фактические и юридические обстоятельства, требующие упорядочения правовых актов по определенной схеме (хронологиче-ской, предметной и т. п.).
Следует выделять нормативно-правовые и фактические основа-
ния юридической систематизации. Фактические основания, в свою очередь, необходимо разграничивать на две группы. Первую состав-ляют обстоятельства, которые «подталкивают» процесс систематиза-ции, служат поводом или причиной подготовки кодификационных и иных актов. Так, формирование качественно новых экономической, социально-политической, духовной и правовой систем объективно требует существенного реформирования действующего законода-тельства, ликвидации устаревших правовых актов и создания круп-ных нормативно-правовых блоков (конституций, сводов, кодексов) для проведения преобразований во всех сферах общественной жизни.
Правовая систематизация необходима также в случае накопления большого объема правовых актов, их устаревания, противоречивости и пробельности, что создает значительные трудности в работе право-творческих, правоприменительных и иных органов.
Ко второй группе относятся те основания, которые выступают в качестве критериев систематизации правовых актов (хронологиче-ский, предметный и иные критерии).
При официальной систематизации одних только фактических ос-нований для упорядочения правовых актов недостаточно. Компетент-ные на то органы и должностные лица обязаны в данном случае издать закон или иной нормативный правовой акт, которые служат легаль-ной, официальной основой для организации и проведения этой рабо-ты. Так, 14 февраля 1998 г. Президент РФ издал указ № 170 «О мерах по повышению эффективности работы, связанной с формированием Свода законов Российской Федерации, которым обязал Министерство юстиции РФ и Главное государственно-правовое управление Прези-дента РФ совместно с федеральными органами исполнительной власти приступить к систематизации действующих федеральных законов, нормативных актов Президента РФ и Правительства РФ, законода-тельных и иных нормативных актов высших органов государственной власти и управления РСФСР, а также Союза ССР, продолжающих действовать на территории России, в целях включения их в Свод зако-нов РФ и формирования его нормативного корпуса.
Указом Президента РФ от 16.12.1993 г. в целях унификации формирования эталонных банков данных правовой информации ут-вержден общеправовой классификатор отраслей законодательства, который к концу 1990-х гг. значительно устарел. На основе изучения опыта систематизации законодательства СССР, России и зарубежных стран был создан новый классификатор правовых актов, одобренный указом президента РФ 15 марта 2000 г. Актуализированный (уточ-ненный и т. п.) его вариант ежегодно должен публиковаться в первых номерах Собрания законодательства РФ. Разделы классификатора служат официальными критериями систематизации правовых актов.