Правоприменительный акт: понятие и виды
Акты применения, как известно, являются важнейшей формой пра-воприменительной практики, т. е. представляют собой способы внешне-го выражения и закрепления ее содержания. Многие отечественные ав-торы под правоприменительными актами понимают разнообразные ак-ты-документы (actum), содержащие индивидуально-конкретные предпи-сания и закрепляющие решения по юридическому делу.
Все разнообразие правоприменительных актов имеет некоторые общие признаки.
1. Они представляют собой разновидность правовых актов. По-
этому им присущи многие признаки, характерные для любых юриди-ческих актов (нормативно-правовых, интерпретационных).
2. Они относятся также к разновидности актов реализации пра-
ва,занимая свое место среди договоров,сделок,заявлений и другихиндивидуальных юридических актов.
В отличие от нормативных актов, правоприменительные акты, во-первых, связаны с разрешением конкретных обстоятельств юри-дического дела, казусов. Во-вторых, они адресуются персонально-определенным участникам общественных отношений (Сидорову, ТОО «БИС»). В-третьих, юридическое содержание актов применения составляют не только персонально-определенные, но и индивидуаль-но-конкретные веления и распоряжения.
3. Указанные акты официально закрепляют и оформляют (фик-
сируют) правоприменительное решение по конкретному юридиче-скому делу.
4. Они обязательны для всех, кому адресованы. Обязательность
и соподчиненность правоприменительных актов позволяет говорить об их юридической силе. Так, приказы министра, например, обладают более высокой юридической силой, чем указания его заместителей и начальников управлений.
5. Властность, обязательность, юридическая сила актов примене-
ния обеспечивается разнообразными материальными и духовными,
поощрительными и принудительными, организационными и иными мерами,в том числе и мерами государственного воздействия.
6. Это акты не любого участника, а только строго установленных
субъектов правоприменительной практики,которые издают их лишьпо вопросам, входящим в их непосредственную компетенцию (infra juridictionem – в пределах юрисдикции). К ним относятся как государ-ственные органы (например, судебные, представительные и исполни-тельные), так и негосударственные организации (органы самоуправле-ния).
7. Акт применения является особым юридическим фактом (со-
ставом),который специально нацелен на возникновение,изменениеили прекращение правоотношений, вызывает индивидуально-опреде-ленные юридические последствия.
Анализ указанных и иных признаков правоприменительного актапозволяет сформулировать следующее его краткое определение.
Это официальный акт-документ, закрепляющий решение компе-тентного субъекта правоприменительной практики по конкретному юридическому делу и содержащий персонально-адресованные и инди-видуально-определенные обязательные юридические предписания.
Классификацию правоприменительных актов можно проводить по различным основаниям и критериям.
1) В зависимости от субъектов правоприменительной практики выделяются акты: а) государственных (органов внутренних дел) и не-государственных органов (органов самоуправления); б) представи-тельных и исполнительных органов государственной власти; в) судов (конституционных, общей юрисдикции, арбитражных); г) контроль-но-надзорных органов (прокуратуры).
2) По функциям они разграничиваются на регулятивные и охрани-тельные (превентивные, правовосстановительные, компенсационные).
3) По способам юридического воздействия правоприменитель-ные акты могут быть обязывающими, запрещающими, управомочи-вающими, рекомендующими, поощряющими.
4) В зависимости от порядка издания различают правопримени-тельные акты, принятые коллегиально (коллективные) и на основе единоначалия (единоличные).
5) По основным сферам общественной жизни, на регулирование которых направлены правоприменительные акты, можно выделить хо-зяйственные и социальные акты, акты в сфере образования, культуры и др.
6) По срокам действия они бывают постоянными и временными, ак-тами однократного действия (постановление о наложении администра-тивного штрафа) и длящегося действия (решение о назначении пенсии).
7) В зависимости от территории, на которую распространяется их действие, выделяются правоприменительные акты федерального, республиканского, областного, местного и локального значения.
8) По кругу лиц правоприменительные акты могут быть адресова-ны гражданам, их коллективам и организациям, иностранцам и апатри-дам.
9) По категоричности требований они разграничиваются на им-перативные, содержащие категорические предписания, которые не могут быть изменены адресатами по своему усмотрению, а также
диспозитивные акты, в которых содержатся индивидуальные предпи-сания на случай, если субъекты сами не установили для себя условия
и требования определенного поведения.
10) Самостоятельное значение имеет классификация правоприме-нительных актов в зависимости от их юридической силы. Так, указы Президента РФ, например, обладают более высокой юридической си-лой, чем указы губернаторов. Данное деление правоприменительных актов позволяет в необходимых случаях устанавливать их соподчинен-ность, иерархичность, определенную зависимость друг от друга.
11) По наименованию правоприменительные акты бывают самые разнообразные: постановления, указы, приказы, приговоры, решения, определения, протоколы.
Каждый из видов правоприменительных актов специфичен по своей природе, элементам содержания и формы, занимает свое осо-бое место в правоприменительной практике и индивидуально-правовом регулировании общественных отношений.
Глава 17. ИНТЕРПРЕТАЦИОННАЯ
ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
17.1. Понятие интерпретационной юридической практики
Интерпретационная практика –этодеятельность по установ-
лению и разъяснению содержания и формы правового предписания, взятая в единстве с накопленным опытом юридического толкования.
Для нее характерны следующие признаки.
1. Интерпретационная практика представляет разновидность юридической практики.Поэтому ей присущи многие черты,харак-терные для последней (см. гл. 14).
2. Она занимает одно из ведущих мест в правовой системе обще-
ства.Правотворческая практика,как известно,направлена на изме-нение сферы (пределов) правового регулирования путем создания новых, изменения действующих или отмены ненужных нормативно-правовых предписаний. В ходе правореализующей практики проис-ходит претворение юридических предписаний в реальную жизнь, удовлетворение конкретных потребностей и интересов субъектов. Практика систематизации связана с упорядочением правовых актов, приведением их в единую, достаточно стройную систему. Без гра-мотного юридического толкования ни правотворчество, ни реализа-ция, ни систематизация правовых предписаний просто невозможны.
3. Интерпретационная практика образует существенную часть правовой культуры индивидов,социальных групп и слоев населения,общества в целом. Поражаешься порой, насколько искусными в тол-ковании были древнеримские юристы, что свидетельствует о высо-ком уровне их правосознания, общей и правовой культуре, развитии юридической науки и практики. Многие сформулированные ими по-ложения и в настоящее время могут служить в качестве исходных на-чал интерпретационной практики.
4. Она связана с уяснением и разъяснением правовых явлений,
устранением противоречий, неточностей и иных погрешностей впредписаниях, с установлением четкости и ясности в правовом ре-гулировании общественных отношений, с приращением новых юри-
дических и общесоциальных знаний.
5. Интерпретационная практика представляет собой диалектическое единство деятельности по установлению содержания и формы право-
вых явлений (динамическая ее сторона)и правового опыта (статическийкомпонент). Правильное понимание права, считают многие авторы (А. Ф. Черданцев, Т. Я. Хабриева и др.), имеет в своей основе опыт про-шлого толкования интерпретатора и опыт толкования других субъектов.