Система нормативных правовых актов
Системный подход позволяет раскрыть разнообразные типы, ви-ды и подвиды нормативных правовых актов.
1. В зависимости от правовой системы (семьи) различают норма-тивные правовые акты, присущие, например, российскому праву и индусской правовой семье.
2. В зависимости от отраслевой принадлежности содержащихся в них предписаний различают нормативные акты гражданского (ГК РФ), семейного (СК РФ), уголовного (УК РФ) и других отраслей права.
3. По субъектам издания возможно следующее деление:
а) нормативные акты государственных и негосударственных ор-ганов;
б) нормативные правовые акты представительных и исполни-
тельных органов;
в) нормативные правовые акты федеральных и иных субъектов правотворчества.
4. По функциям они разграничиваются на регулятивные и охра-
нительные,а также правонаделительные, правоизменяющие и право-прекращающие.
5. В зависимости от цельности и логической завершенности раз-личают кодифицированные нормативные акты (ГК РФ, СК РФ) и те-кущие нормативные правовые акты(например,Закон«О защите правпотребителей»).
6. По сроку действия они разграничиваются на постоянные и временные.
7. В зависимости от территории, на которую распространяется их действие, выделяются нормативные правовые акты федерального,
республиканского, областного, местного и локального значения.
8. Нормативные правовые акты могут быть адресованы всем ли-цам,проживающим на территории России,а также только ее граж-
данам, иностранцам, лицам без гражданства, отдельным категори-
ям лиц (например,беженцам,работникам здравоохранения).
9. По порядку принятия выделяются нормативные правовые акты
коллегиальные и основанные на единоначалии.
10. В зависимости от социально-правовой ситуации, на которую они рассчитаны, различают чрезвычайные и обычные нормативные правовые акты.
11. По юридической силе они подразделяются на законы и подза-конные акты.
А. Закон –этонормативный правовой акт,принятый в особомпорядке органом законодательной власти (референдумом), обла-дающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.
Признакизакона:
а) принимается только органом законодательной власти или ре-ферендумом;
б) обладает высшей юридической силой, т. е. все другие право-вые акты должны издаваться на основе и во исполнение закона, не противоречить и соответствовать ему;
в) порядок его подготовки и издания определяется конституция-ми (уставами), регламентами законодательных органов и законом о референдуме;
г) регулирует наиболее важные общественные отношения.
В России издаются следующие законы:
1. Конституция РФ – основополагающий учредительный закон (закон законов), закрепляющий конституционный строй, главные правовые свободы человека и гражданина, форму правления и госу-дарственного устройства, устанавливающий систему федеральных органов государственной власти и основы местного самоуправления.
2. Федеральные конституционные законы, которые принимаются по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ (например, ФКЗ о Правительстве РФ и Конституционном Суде РФ).
3. Федеральные конституционные законы о поправках в Консти-туцию РФ.
4. Обычные федеральные законы, которые издаются по различ-ным экономическим, политическим и иным вопросам текущей жизни общества (например, ФЗ «О коммерческой тайне») и чрезвычайные законы.
4. Законы субъектов Федерации, которые принимаются их пред-ставительными органами в пределах своей компетенции и действуют только на соответствующей территории (например, закон № 92-4-ЗКО Костромской области от 07.12.2006 г. «Об общественной палате Кост-ромской области»).
Законы могут классифицироваться также по правовым системам, семьям, отраслям, субъектам издания, функциям, логической цельно-сти и завершённости, адресатам, территории действия и др. критериям.
Б. Подзаконныенормативные правовые акты–этоизданные наоснове либо во исполнение законов акты, которые содержат нор-мативно-правовые предписания.По сравнению с законами они при-
нимаются в более упрощенном порядке, имеют меньшую юридиче-скую силу и не должны противоречить им.
В самом общем плане можно выделить следующие виды подза-конных нормативных правовых актов, издающихся в России:
1) Постановления палат (Государственной Думы РФ и Совета Федерации РФ) Федерального Собрания РФ.
2) Указы Президента РФ, издаваемые в пределах его компетен-ции, которая установлена в Конституции РФ.
3) Постановления Правительства РФ, которые принимаются в коллегиальном порядке в пределах его полномочий, определенных Конституцией РФ и законом о Правительстве РФ.
4) Приказы, инструкции и другие нормативные правовые акты федеральных министерств, служб и агентств, издаваемые в пределах компетенции данных исполнительных органов, которая устанавлива-ется Положением о конкретном министерстве, службе и агентстве.
5) Указы, постановления и решения органов государственной вла-сти и управления субъектов Федерации (губернатора, правительства).
6) Нормативные акты местных органов самоуправления.
7) Корпоративные и локальные нормативные правовые акты, ко-торые принимаются на уровне конкретных государственных и него-сударственных организаций (например, правила внутреннего трудо-вого распорядка предприятия).
Подзаконные нормативные правовые акты могут подразделяться по отраслям, функциям, срокам действия, адресатам, юридической силе и пр. основаниям.