Типы, виды и подвиды правотворческой практики
В отечественной литературе традиционно выделяются право-творческая деятельность государственных органов, санкционирова-ние государством актов негосударственных организаций, непосред-ственное правотворчество народа (референдум).
На наш взгляд, правотворческая практика гораздо богаче и раз-нообразнее.
1. В каждой правовой системе (российской, французской) и пра-вовой семье (романо-германской, мусульманской) существуют спе-циальные разновидности правотворческой практики, которые под-робно изучаются в рамках сравнительного правоведения.
2. В зависимости от субъектов можно выделять правотворческую практику государственных и негосударственных органов. В настоя-щее время в российской правовой системе правотворческая практика, например, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъ-ектов играет значительную роль в регулировании общественных от-ношений. В большинстве случаев здесь вряд ли уместно говорить о санкционированном правотворчестве. В англосаксонской, мусуль-манской и некоторых других правовых семьях большое распростра-нение имеет правотворческая практика судебных органов.
3. По объему (уровню) правотворческих полномочий субъектов можно вести речь о правотворческой практике, например, Государст-венной Думы РФ, Президента РФ, Правительства РФ, представитель-ных и исполнительных органов субъектов Федерации.
4. Очень близким, но имеющим самостоятельное значение пред-ставляется деление на законодательную и иную правотворческую практику. В соответствии со ст. 105 Конституции РФ федеральные законы принимаются только Государственной Думой РФ. Подзакон-ные нормативные акты федерального значения издают, например, Президент РФ (указы), Правительство РФ (постановления).
Представительные органы субъектов Федерации издают законы (республиканские, областные), а исполнительные органы – постанов-ления, указы и иные подзаконные нормативные акты.
5. По характеру изменений в сфере правового регулирования не-обходимо выделять правообразующую, правоизменяющую и право-прекращающую практику.
6. Важное теоретическое и практическое значение имеет разгра-ничение на кодифицирующую и обычную правотворческую практи-ку. Первая направлена на упорядочение, систематизацию, весьма ос-новательную и существенную переработку действующего законода-тельства и создание на его основе единого, цельного, нового кодифи-цированного акта (ГК РФ, УПК РФ и т. д.). Обычная правотворческая практика связана с решением текущих задач, стоящих перед общест-вом, необходимостью оперативно откликаться на «потребности дня», постоянно регулируя тем самым разнообразные сферы общественной
жизни (закон № 39/2005-03 Московской области от 11.02.2005 г. «О государственной гражданской службе Московской области»).
7. В зависимости от порядка принятия правотворческих решений можно выделять правотворческую практику коллегиальных органов (например, Правительства РФ) и практику, основанную на единона-чалии (например, издание указов губернатором).
Все авторы в качестве самостоятельного вида правотворческой практики выделяют референдум (общероссийский, региональный и местный), считая его «непосредственным правотворчеством народа». Положение о «непосредственном правотворчестве народа» несколько преувеличено и выражает скорее эмоциональную, чем реальную и научную, его оценку.
На наш взгляд, здесь речь идет о смешанном общественно-государственном типе правотворческой практики. Дело в том, что, во-первых, инициаторами проведения референдума выступают как государственные органы, так и представители общественности (чаще первые); во-вторых, вся правотворческая деятельность, по сути дела, сосредоточена в государственных органах; в-третьих, соответствую-щий проект выносится на голосование компетентным государствен-ным органом. Население же только участвует в голосовании по про-екту путем утвердительного или отрицательного ответа на постав-ленные вопросы, не имея возможности внести в этот проект какие-либо изменения. Как свидетельствует международный правовой
опыт, проведение референдумов – это, пожалуй, наименее эффектив-ный тип правотворчества.
Мы рассмотрели основные типы правотворческой практики.
В каждом из них можно выделить отдельные виды и подвиды. Прак-тика государственных органов, например, разграничивается на пра-вотворчество представительных и исполнительных органов (виды).
В рамках регламентирующего (административного) правотворчества следует различать «ведомственную» практику и правотворческую практику региональных органов исполнительной власти (подвиды).