Формы правотворческой практики
Формы правотворческой практики–этоспособы организа-
ции и внешнего выражения ее содержания. «Forma legalis formaessentialis» («Юридическая форма есть существенная форма»), – го-ворили древние. Целесообразно выделять внутреннюю и внешнюю формы правотворчества. В качестве внешней формы выступают разнообразные акты-документы ( нормативные акты и договоры, докладные записки, предложения и рекомендации, инициативные проекты и пр.), внешне выражающие и закрепляющие правотворче-ские действия (решения).
К внутренней форме, то есть к способу организации и внутрен-ней связи элементов содержания, относится процедурно-процес-суальная форма практики. Она включает в себя определенные про-цессуальные стадии, производства и режимы.
Правотворческие стадии –это урегулированные процессуаль-ными нормами, относительно обособленные во времени и простран-стве, совершаемые в определенной последовательности юридически значимые правотворческие действия. Каждая стадия представляет самостоятельный этап (фазу) правотворчества.
1. К первой стадии относится принятие решения компетентным органом о необходимости подготовки проекта нормативного право-вого акта, его издания и включения в план работы.
2. Следующей является стадия разработки нормативного акта. Она включает подготовку первоначального текста проекта, его пред-варительное обсуждение и уточнение, проведение экспертной оцен-ки, внесение проекта в повестку дня заседания.
3. Окончательное обсуждение проекта нормативного акта в компетентном правотворческом органе составляет самостоятельную
стадию правотворческой практики. Здесь уже происходит заслуши-вание докладов и содокладов по проекту, а также предложений, за-мечаний и поправок.
4. Важной стадией правотворчества является принятие решения по проекту. Проект может быть отклонен, принят за основу в первом чтении и т. п. или утвержден. Принятие решения, как правило, осу-ществляется с помощью разнообразных способов голосования.
5. Заключительной стадией является официальное обнародование (оглашение, опубликование, доведение до адресатов в форме рассыл-ки) правотворческого решения. С обнародованием нормативных актов связаны вопросы введения их в действие и вступления в юридическую силу (non obligat lex nisi promulgata – закон не обязывает, если он не обнародован). В соответствии с п. 3 ст. 15 Конституции РФ законы подлежат опубликованию. Неопубликованные законы не применяют-ся. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свобо-ды и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В настоящее время на федеральном уровне порядок обнародова-
ния принятых нормативных актов регулируется ФЗ от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Феде-рального Собрания», указом Президента РФ № 763 от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации , Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» с последующими изменениями актов.
Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат опубликованию в течение семи дней после дня их подписа-ния Президентом РФ. Акты палат Федерального Собрания публику-ются не позднее десяти дней после дня их принятия. Акты Президен-та РФ и акты Правительства РФ подлежат официальному опублико-ванию в «Российской газете» и «Собрании законодательства Россий-ской Федерации» в течение десяти дней после дня их подписания.
Официальными являются также тексты законов, актов Президента РФ и актов Правительства РФ, распространяемые в машиночитаемом виде Научно-техническим центром правовой информации «Система».
Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в «Бюллетене нормативных
актов федеральных органов исполнительной власти» в течение деся-ти дней после дня их регистрации.
Все вышеуказанные акты могут быть опубликованы в иных пе-чатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения по теле-видению и радио, разосланы государственным органам, органам ме-стного самоуправления, должностным лицам, организациям, переда-ны по каналам связи.
Порядок обнародования нормативных и иных актов субъектов Федерации регулируется специальными законами (см.: закон Яро-славской области «О правовых актах Ярославской области» от 27 февраля 2001 г. с последующими его изменениями).
Кроме отдельных стадий, во внутренней форме правотворческой практики важно обособить процессуальные производства. Можно, например, выделить процессуальные производства по: а) принятию и пересмотру (внесению поправок) Конституции (конституционное производство); б) подготовке, обсуждению, изданию и опубликова-нию федеральных законов (законодательное федеральное производ-ство); в) изданию указов Президента РФ; г) подготовке и принятию правительственных нормативно -правовых решений ; д) изданию нор-мативных актов центральными министерствами и др . ведомствами (ведомственное производство); е) принятию уставов и законов субъ-ектами Федерации; ж) изданию нормативных актов исполнительны-ми и распорядительными органами государственной власти (губерна-торами, правительствами) субъектов Федерации; з) принятию норма-тивных актов органами местного самоуправления; и) изданию ло-кальных нормативных актов хозяйствующими субъектами.
Система процессуальных нормативно-правовых предписаний, соответствующих гарантий, ресурсов (финансовых, информацион-ных, людских и др.), а также организационных и юридических меро-приятий, направленных на их реализацию, составляет определенный процессуальный режим.Так,в соответствии со ст. 163Конституции(Основного Закона) Эстонской Республики Конституция может быть изменена ( конституционное производство) законом, принятым: 1) в результате референдума (один процессуальный режим); 2) двумя подряд составами Государственного собрания (другой процессуаль-ный режим); 3) Государственным собранием в качестве срочного во-проса (третий процессуальный режим). Законопроект об изменении Конституции рассматривается Государственным собранием в трех
чтениях, причем между первым и вторым чтением должен быть пе-рерыв не менее одного месяца. Порядок изменения Конституции ре-шается в конечном счете в ходе третьего чтения.
Законотворческая практика на федеральном уровне в России ре-гулируется ст. 84, 104–108 и др. Конституции РФ, а также Регламен-тами палат Федерального Собрания РФ.