Типичные причины и условия происхождения государства и права
Несмотря на многообразие форм возникновения государства и права, существуют общие закономерности перехода от родового к государственно-организованному обществу, от первобытных обыча-ев к праву. Поэтому необходимо выделить следующие общие причи-ны-условия происхождения государства и права.
1. Процесс постепенного перехода от присвоения готовых расти-тельных и животных форм к производящей экономике повлек за со-
бой крупное общественное разделение труда: а) скотоводство и зем-
леделие выделились в относительно самостоятельные производства, которыми стали заниматься отдельные роды и племена, группы лиц; б) от земледелия и скотоводства отделилось ремесло; в) необходи-мость в обмене продуктами, а затем и возникновение торговли между земледельцами, скотоводами и ремесленниками обусловили появле-ние торговых людей (купцов), которые производительным трудом непосредственно не занимались.
2. Крупное общественное разделение труда, открытие металлов и металлообработки способствовали совершенствованию средств про-изводства, повышению производительности труда, появлению избы-точных продуктов (скота,запасов зерна и т.д.),которые оседали«вруках» отдельных сородичей (в первую очередь вождей, старейшин,
жрецов и военачальников), приводили к социальному расслоению об-щества, появлению класса богатых и класса бедных.
3. Создаются органы, призванные управлять хозяйственными делами:земледелием,скотоводством,ремеслом,торговлей,строи-тельством каналов, дорог, мостов, выполнением других обществен-ных работ, – обеспечивающие учет трудовых ресурсов, сырья, про-дуктов и сбор налогов.
Возникающие между различными классами и слоями населения противоречия с объективной необходимостью требуют выделения особых групп людей и их организаций, которые разрешают споры и конфликты, охраняют интересы имущих классов от притязаний не-имущих, а также обеспечивают неприкосновенность своих внутрен-
них границ и захват чужих территорий и богатств.Одним словом за-рождается аппарат, т. е. учреждения управления, охраны и принуж-дения, которые представляют собой материальное воплощение поня-тия «государство».
С помощью этого аппарата имущие, экономически господ-ствующие слои населения (социальные группы, классы и блоки клас-сов) становятся и политически господствующими в обществе.
Указанные выше причины привели и к возникновению права, т. е. общеобязательных предписаний и правил поведения, которые обес-печиваются мерами государственного и иного (экономического, по-литического, общественного и пр.) воздействия.
Образование права шло в основном двумя путями. Во-первых, первобытные табу и обычаи государственный аппарат приспосабли-вает к экономическим,социальным и неизвестным ранее политиче-скими условиями общественной жизни, охраняет их и карает за неис-полнение или нарушение. Первобытные обычаи в данном случае ста-новятся правовыми , т. е. общеобязательными и обеспеченными за-щитой государства.
Во-вторых, государственные органы (цари, фараоны, суды) сами
создают общеобязательные предписания и правила (нормы), которыепо-новому регулируют процесс производства, распределения резуль-татов труда, торговлю, осуществление функций государства, учиты-вают имущественное, социальное и политическое неравенство людей.
В отличие от правил поведения в первобытном обществе, юри-дические предписания и нормы уже на ранних стадиях зарождения имеют, как правило, письменную форму закрепления, выражают во-
лю, прежде всего , экономически и политически господствующих в обществе классов и социальных слоев населения, обеспечиваются в случае их неисполнения или нарушения специальными органами и мерами государственного воздействия.
Общие причины и закономерности возникновения государства и права в отдельных регионах и обществах проявляются по-разному. Науке известны особенности происхождения государства и права в определенных областях Азии, Африки, Европы и Америки. На про-цесс возникновения государства и права в этих регионах огромное влияние оказывали конкретно- исторические внутренние и внешние, экономические и религиозные, географические и климатические, во-енные и иные факторы.
В Афинах, например, происхождение государства и права непо-средственно связано с крупным общественным разделением труда, появлением частной собственности, классов и классовой борьбы внутри афинского общества.
В Риме, кроме указанных причин, на возникновение государства
и права существенное воздействие оказала борьба плебеев, живших вне римских родов и обладавших значительной экономической и со-циальной силой, против патрициев (римской родовой знати).
При возникновении государств у древних германцев таким ката-лизатором послужило завоевание данными племенами обширных чужих территорий, для управления и господством над которыми их родоплеменная организация не была приспособлена.
Для возникновения государств на Востоке (Китай, Индия, Еги-пет, Вавилон и др.), где сложился так называемый «азиатский способ производства» (коллективная собственность на землю, значительная роль в экономической и социальной жизни сельской общины), госу-дарственный аппарат формировался прежде всего для выполнения масштабных общественных работ и производственных функций (строительство ирригационных сооружений, дорог, мостов, укрепле-ний) и на первых порах выступал в качестве средства управления и эксплуатации родоплеменных и сельских общин, порабощения дру-гих народов, концентрируя значительные властные полномочия в ру-ках отдельных лиц (монархов, царей, фараонов).
Следует также иметь в виду, что отдельные государства возни-кают как рабовладельческие (например, в Афинах, Древнем Риме), другие (германские, славянские и пр.) – как феодальные государства.
Однако и те и другие уже существенно отличаются от родоплемен-ной организации социальной власти.
Эти отличия заключаются в следующем.
1. Государство представляет собой политико-территориальную организацию власти населения;эта власть осуществляется в преде-лах определенных границ. Родоплеменная организация власти, как мы уже отмечали, представляет личный союз кровных или предпола-гаемых родственников. Роды и племена могли перемещаться по оп-ределенной территории, но их организация власти сохранялась.
2. Первобытное общество характеризуется общественным са-
моуправлением. Власть исходит ото всего рода (племени)в целом.
Институтами власти,которые выражают волю большинства иливсех членов общества, являются народное собрание, вожди, ста-рейшины, жрецы, военачальники. Власть в государстве осуществля-ется специальными органами (царями, правительствами, судами),
которые выражают волю и защищают интересы прежде всего имущих слоев населения.
3. Поскольку государственный аппарат ничего не производит, то на его содержание требуются налоги и другие сборы с населения.
4. Все сферы жизни в первобытном обществе регулировались главным образом обычаями и табу. В государственно-организован-ном обществе, наряду с данной разновидностью социальных норм,
основная роль принадлежит уже праву (закону).
Право, во-первых, регулирует хозяйственную, торговую и иную деятельность в интересах имущих классов и слоев населения; во-вторых,
выражает волю не всех или большинства членов общества,а незначи-
тельной части населения,прежде всего волю политически и экономиче-ски господствующих классов, государственные интересы; в-третьих,
оно, как правило, имеет письменную форму выражения и закрепления; в-четвертых, обеспечено государством, в том числе и мерами государ-ственного принуждения. Здесь уже одни слои населения (классы и их блоки) могут навязывать свою волю другой части населения.