Параграф v. взгляды иммануила канта и георга вильгельма гегеля на методологию юридической науки.
Иммануил Кант (1724—1804)свою концепцию методологии юридической науки сформулировал в значительной мере под влиянием взглядов Руссо и Монтескье. Свободная, воля, идея правового равенства и «категорический императив» как высший нравственный закон составили методологическую базу для его аксиоматического (ценностного) подхода к праву. Кантподготовил также основные постулаты для создания концепции «правового государства», нравственная свобода требует внешних условий для своей реализации. Эти условия и создают равное для всех право, обеспечивающее всеобщую свободу. Право как внешнее принуждение порождает государство, которое призвано охранять свободу и равенство людей, Достижение правового гражданского общества — одна из важнейших задач, которую ставит перед человеком его природа. «Общественный договор», по Канту, есть всего лишь «идея разума», налагающая на законодателя обязанность издавать законы так, чтобы они «могли исходить от объединенной воли целого народа». Право - «это совокупность условий, при которых произвол одного (лица) совместим с произволом другого, с точки зрения всеобщего закона свободы».
Из частного права в естественном состоянии вытекает постулат публичного права, побуждающий человека перейти в правовое состояние (распределительной справедливости). Под публичным правом здесь понимается совокупность законов, нуждающихся в обнародовании для того, чтобы создать необходимое правовое состояние. Действующая здесь общая воля нуждается в конституции, чтобы пользоваться тем, что основано на праве. Такая совокупность называется государством, под благом которого подразумевается высшая степень согласованности государственного устройства с правовыми принципами, именно к этому побуждает людей «категорический императив».
Кант понимал под правом совокупность условий, при которых «произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения свободы», т. е. независимости от принуждения. Естественное право для Канта - результат развития общества, это - неотъемлемые права, которыми обладает каждая личность. Свобода от принуждения принимает у него форму свободы от воли правителя, что переводит естественное право в сферу частного права.
Первоначальная несогласованность произволов требует согласования в форме «общественного договора». Право становится внешним принуждением, «скрепой», соединяющей и защищающей индивида от произвола. Так рождается всеобщий правовой закон: «поступай внешне так, чтобы свободное проявление твоего произвола было совместно со свободой каждого, сообразно с всеобщим законом». Право становится проявлением двустороннего произвола и уже произвол выступает как содержание права.
Юридическое равенство людей, по Канту, есть следствие их естественного развития. Когда обязанность и принуждение основаны на справедливости, т. е. носят моральный оттенок, это право в широком смысле слова; когда же они основываются на законе (в политическом смысле), то это - право в узком смысле. Вообще же позитивное право Кант называет публичным, поскольку оно зависит от государственной власти, однако все его основные положения все же вытекают из основ права естественного.
Гегель (1770-1831)утверждал: «Что действительно, то разумно», - разум здесь противопоставлялся «народному духу», рационализм - иррационализму и романтике. «Мировой разум», заменивший собой «народный дух», в процессе своего диалектического развития формирует само право.
Свобода и воля составляют субстанцию права, система права есть реализованная свобода, мир духа, порождаемый им самим. Право в своем развитии проходит три стадии: абстрактное право, мораль и нравственность. Абстрактное право есть голая возможность, сознание правоспособности. В некоторой степени это атрибут естественно-правовой концепции, мораль и нравственность, наполненнные конкретным содержанием, являются продуктом исторического развития.
Воля и свобода выражаются вовне в форме собственности и договора, составляющих внешнее проявление всеобщего права. Право позитивно потому, что оно обладает авторитетом и признанностью, обладает содержанием, выражает особое направление «характера народа» (явный отзвук влияния исторической школы). Необходимость применения общего понятия к особенному, данному извне, также придает системе законодательственного права признак позитивности. По мнению Гегеля, естественное право относится к позитивному праву подобно тому, как «институции относятся к пандектам».
Гегель в своей «Философии права» подразделяет понятие права на идею права (свободу), особое право (степень и форму свободы) и позитивное право (закон). Абстрактное право есть первое объективное выражение свободного духа, выраженное по отношению к внешним вещам, другой воле и к своему отрицательному действию («преступлению»). Это право базируется на частноправовом основании: граждане как сводные субъекты вступают в правоотношения, одновременно находясь друг с другом в отношениях обязательственности (через систему разделения труда, правовых учреждений и пр.).
В сферу нравственности право входит в форме закона и позитивного права. Естественное право и позитивное право - два разных уровня идеи права. Естественное право - это синоним философии права, правовые (позитивные) законы - это законы, идущие от людей, «внутренний голос может либо вступить с ними в коллизию, либо согласиться с ними». Мерило же естественных законов находится вне нас, и наше познание о них ничего не меняет в них. Почвой права является вообще духовное и его исходной точкой - воля, которая свободна, так как свобода составляет ее субстанцию, «право есть свобода как идея».
Проходя через стадии абстрактного, морального и нравственного, мировой разум достигает своей высшей точки в государстве, которое есть «действительность нравственной идеи». Государство олицетворяет то единство, ту тотальность и солидарность, которые обеспечиваются правом, общее в этой системе стоит значительно выше индивидуального и частного права индивида - они всегда производны от воли государственного целого. Это была реакция на безграничный индивидуализм правовой философии.