Параграф v. взгляды иммануила канта и георга вильгельма гегеля на методологию юридической науки.

Иммануил Кант (1724—1804)свою концепцию методологии юридической науки сформулировал в значи­тельной мере под влиянием взглядов Руссо и Монтескье. Свободная, воля, идея правового равенства и «категорический императив» как высший нравственный закон составили методологическую базу для его аксиоматического (ценностного) подхода к праву. Кантподготовил также основные постулаты для создания концепции «правового госу­дарства», нравственная свобода требует внешних условий для своей реализации. Эти условия и создают равное для всех право, обеспечива­ющее всеобщую свободу. Право как внешнее принуждение порождает государство, которое призвано охранять свободу и равенство людей, Достижение правового гражданского общества — одна из важнейших задач, которую ставит перед человеком его природа. «Обществен­ный договор», по Канту, есть всего лишь «идея разума», налагающая на законодателя обязанность издавать законы так, чтобы они «могли исходить от объединенной воли целого народа». Право - «это сово­купность условий, при которых произвол одного (лица) совместим с произволом другого, с точки зрения всеобщего закона свободы».

Из частного права в естественном состоянии вытекает постулат пу­бличного права, побуждающий человека перейти в правовое состояние (распределительной справедливости). Под публичным правом здесь понимается совокупность законов, нуждающихся в обнародовании для того, чтобы создать необходимое правовое состояние. Действую­щая здесь общая воля нуждается в конституции, чтобы пользоваться тем, что основано на праве. Такая совокупность называется государ­ством, под благом которого подразумевается высшая степень согла­сованности государственного устройства с правовыми принципами, именно к этому побуждает людей «категорический императив».

Кант понимал под правом совокупность условий, при которых «произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зре­ния свободы», т. е. независимости от принуждения. Естественное право для Канта - результат развития общества, это - неотъемлемые права, которыми обладает каждая личность. Свобода от принуждения принимает у него форму свободы от воли правителя, что переводит естественное право в сферу частного права.

Первоначальная несогласованность произволов требует согласования в форме «общественного договора». Пра­во становится внешним принуждением, «скрепой», соединяющей и за­щищающей индивида от произвола. Так рождается всеобщий правовой закон: «поступай внешне так, чтобы свободное проявление твоего про­извола было совместно со свободой каждого, сообразно с всеобщим законом». Право становится проявлением двустороннего произвола и уже произвол выступает как содержание права.

Юридическое равенство людей, по Канту, есть следствие их есте­ственного развития. Когда обязанность и принужде­ние основаны на справедливости, т. е. носят моральный оттенок, это право в широком смысле слова; когда же они основываются на законе (в политическом смысле), то это - право в узком смысле. Вообще же позитивное право Кант называет публичным, поскольку оно зависит от государственной власти, однако все его основные положения все же вытекают из основ права естественного.

Гегель (1770-1831)утверждал: «Что действительно, то разу­мно», - разум здесь противопоставлялся «народному духу», рациона­лизм - иррационализму и романтике. «Мировой разум», заменивший собой «народный дух», в процессе своего диалектического развития формирует само право.

Свобода и воля составляют субстанцию права, система права есть реализованная свобода, мир духа, порождаемый им самим. Право в своем развитии проходит три стадии: абстрактное право, мораль и нравственность. Абстрактное право есть голая возможность, созна­ние правоспособности. В некоторой степени это атрибут естественно-правовой концепции, мораль и нравственность, наполненнные кон­кретным содержанием, являются продуктом исторического развития.

Воля и свобода выражаются вовне в форме собственности и до­говора, составляющих внешнее проявление всеобщего права. Право позитивно потому, что оно обладает авторитетом и признанностью, обладает содержанием, выражает особое направление «характера на­рода» (явный отзвук влияния исторической школы). Необходимость применения общего понятия к особенному, данному извне, также придает системе законодательственного права признак позитивности. По мнению Гегеля, естественное право относится к позитивному пра­ву подобно тому, как «институции относятся к пандектам».

Гегель в своей «Философии права» подразделяет понятие права на идею права (свободу), особое право (степень и форму свободы) и по­зитивное право (закон). Абстрактное право есть первое объективное выражение свободного духа, выраженное по отношению к внешним вещам, другой воле и к своему отрицательному действию («преступле­нию»). Это право базируется на частноправовом основании: граждане как сводные субъекты вступают в правоотношения, одновременно на­ходясь друг с другом в отношениях обязательственности (через систе­му разделения труда, правовых учреждений и пр.).

В сферу нравственности право входит в форме закона и позитивно­го права. Естественное право и позитивное право - два разных уровня идеи права. Естественное право - это синоним философии права, пра­вовые (позитивные) законы - это законы, идущие от людей, «внутрен­ний голос может либо вступить с ними в коллизию, либо согласиться с ними». Мерило же естественных законов находится вне нас, и наше познание о них ничего не меняет в них. Почвой права является вообще духовное и его исходной точкой - воля, которая свободна, так как сво­бода составляет ее субстанцию, «право есть свобода как идея».

Проходя через стадии абстрактного, морального и нравственного, мировой разум достигает своей высшей точки в государстве, которое есть «действительность нравственной идеи». Государство олицетворя­ет то единство, ту тотальность и солидарность, которые обеспечивают­ся правом, общее в этой системе стоит значительно выше индивиду­ального и частного права индивида - они всегда производны от воли государственного целого. Это была реакция на безграничный индиви­дуализм правовой философии.

Наши рекомендации