Параграф iv. развитие взглядов на методологию юридической науки фомой аквинским
Тринадцатый век ознаменован также деятельностью крупнейшего средневекового ученого-богослова Фомы Аквинского (1225 -1274гг.). Фома Аквинский родился в Италии, близь Неаполя, в семье графа, что могло дать ему прекрасную светскую карьеру, но он выбрал путь теолога. Образование он получил в Неаполитанском и Парижском университетах.
Одной из главных целей Фомы Аквинского была защита католицизма и пропаганда подчинения светской власти духовной. Этому были посвящены его многочисленные труды, в частности "Сумма теологии" и "О правлении государей". В 1323 году он причислен к лику святых.
Его методология в исследовании права и государства основывается не на разуме и самостоятельных рассуждениях ученого, а на схоластике, на преобладании авторитета и католической вере. Основным методом являются формально-логические доказательства.
Беря за основу произведения Аристотеля, римских юристов, Августина и других философов, Фома придерживается идеи неравенства между людьми, базируясь на том, что люди не могут быть праведны одинаково.
Некоторые люди склонны к неправомерным поступкам, причиной этого являются пагубные страсти и отсутствие воли.
С точки зрения Фомы Аквинского можно выделить четыре вида законов:
- вечный закон, под которым Аристотель понимает законы мироздания, законы природы;
- естественный закон, закон который является отражением вечного закона в природе всего живого;
- позитивный закон, закон регулирующий взаимоотношение людей в обществе и государстве;
- Божественный закон, который содержится в Библии.
С его точки зрения критерием правильности законов является божественная справедливость, которая направлена на осуществление праведных интересов людей, и если законы правителя не будут соответствовать этому критерию их можно игнорировать и не выполнять. А определить правильный или неправильный принят закон может только церковь, и только она вправе объявить об этом.
Фома Аквинский, рассматривая человека как существо политическое, опираясь на естественное и финансовое неравенство людей, выступает за наличие рабства в обществе. Человек в своей жизни видит две цели внешнюю и внутреннюю. Внутренняя цель связана лишь с процветанием в государстве, тогда как внешняя цель это вечное божественное наслаждение, которое может наступить после смерти. А для достижения этого блаженства следует руководствоваться указаниями церкви. А так как внешняя цель вечная, то и правитель должен ей подчиниться и не посягать на добродетели церкви, а скорее бороться с ее противниками. Законы в государстве будут справедливы лишь в том случае, когда они не противоречат велениям церкви. А если законы противоречат папским предписаниям и интересам народа, о чем указывает церковь, общество вправе выступить против недостойного правителя, который не следует воле Бога.
Фома Аквинский писал, что по своей сути всякая власть – это божественное установление, поэтому она всегда благое дело. Но способы ее установления, ее устройство могут быть дурными и такое возможно, когда нарушаются заветы бога. Чтобы власть была доброй и справедливой правитель должен подчиняться папе римскому, представляющему на земле божью волю.
Фома Аквинский выделят шесть форм правления ( три – правильных: монархия, аристократия, полития, и три – неправильных: тирания, олигархия, демократия). Лучшей из правильных он называет – монархию, проводя аналогию с властью на небе. Но над светской властью должна доминировать духовная, папская, власть. Как душа влияет на тело, так и церковь должна влиять на светского правителя. Приоритет он отдает папской власти, отвергая любые отклонения от нее. Еретики должны преследоваться в государстве так же строго, как и фальшивомонетчики.
Если в XII-XIII веках церковная идеология была господствующей, то в XIV веке начинается кризис теологического мировоззрения, большое распространение получают ереси (враждебные официальному вероучению воззрения). Распространение получает идея верховенства светской власти над духовной. Такой точки зрения придерживался Марсилий Падуанский (1275 – 1343гг.). В своем трактате «Защитник мира» все бедствия и несчастья в мире имеют источником церковь и ее догматы. Падуанский утверждал, что, если церковь не будет вмешиваться в дела государства, а станет заниматься только духовной жизнью людей, этого можно будет избежать. Усиливающаяся власть монархов способствовала тому, что можно было пропагандировать государственную независимость от римско-католической церкви.