Параграф iii. каноническое право.
Каноническое право – это совокупность правил, регулирующих отношения внутри самой церковной организации, а также между церковью и светскими лицами. Каноническое право как система стало формироваться с конца XI века. Оно представляет собой компиляцию из предписания Библии, решений церковных соборов, извлечения из папских булл, отрывки из трудов церковных служителей, некоторые нормы римского и обычного права. Каноническое право изначально носило письменный характер, что в условиях поголовной неграмотности обеспечило ему авторитет.
Каноническое право изучалось в средневековых университетах. Самым известным был Парижский университет, устав и автономия которого в 1213 году были признаны папой Иннокентием III. Вторым по значимости был университет в Болонье. С XII века надзор за юридическим образованием осуществляла церковная власть. С XIII века заниматься преподавательской деятельностью стало возможным только с разрешения церкви.
Первым сборником канонического права стал составленный около 1140 года монахом Грацианом «Декрет Грациана». Грациан был наиболее известным преподавателем Болонского университета и его рассматривают как создателя церковно-правовой науки. В своем сборнике Грациан систематизировал папские постановления, добавив правовые положения, юридические случаи и правовые проблемы. Позднее «Декрет Грациана» был дополнен трудами известных правоведов церкви на папском престоле, таких как Александр III, Иннокентий III, Григорий IX. «Декрет» оказал большое влияние на развитие канонического права. На него писались многочисленные глоссы, комментарии, ему посвящались трактаты и монографии. На основе «Декрета» выносились судебные решения и осуществлялась законодательная деятельность. Наоснове названной работы возникла школа декретистов, по методам работы аналогичная школе глоссаторов. Такими же, как у глоссаторов были и методы обучения каноническому праву вуниверситетах. Изучающих каноническое право называли канонистами. Канонисты наряду с легистами составляли средневековую юридическую элиту.
В 1582 году был издан Свод канонического права, являвшийся сборником папских постановлений.
В рамках канонического права была выработана юридическая техника, способствующая развитию наследственного права, с помощью которого церковная организация приобретала огромные богатства, усиливающие ее власть. На основе канонического права регулировалисьбрачно-семейные отношения. Каноническое право много сделало для развития институтасобственности. Каноники изобрели такие юридические конструкции, как «доверительная собственность», «фонд». Множество новых понятий и норм каноники включили в договорноеправо. Большое влияние каноническое право оказало на развитие уголовного права, в основупреступного деяния было положено понятие греха. Каноническое право регламентировалосудебный процесс. Папа Иннокентий III ввел инквизицию в качестве принципа процессуальной техники.
Политическая жизнь классическогосредневековья отмечена борьбой междусветской и духовной властями. К концу 9 века церковь была полностью включена в феодальную систему. Епископства и приходы предоставлялись тем, кто мог больше за них заплатить. Церковь фактически оказалась в вассальной зависимости от светской власти. С X века началось движение за церковное обновление, за освобождение. Это движение называют григорианской реформой, по имени папы Григория VII, сформировавшего учение, которым руководствовалось папство последующих веков. Григорий VII опирался на идеи Святого Августина, который своей работе «О граде божием» излагал христианскую концепцию истории человечества. Целью Григория было создание «Страны Бога», создание такой христианской вселенской империи, в которой папа и император действуют вместе при главенстве папы. Программа понтификата Григория VII была изложена в документе под названием «Диктат папы», составленном в 1075 году. В этом документе провозглашалось, что папа обладает вселенской юрисдикцией, имеет право созыва собора, посвящения епископов и изложения их. Согласно «Диктату папы» бог возложил на папу сохранение божественного порядка на земле. Поэтому папа вправе выносить суждения обо всем, но никто не может совершать суд над ним, его суждение неизменяемо и непогрешимо. Папа, обладая всей полнотой власти может наказывать и миловать, может низлагать светских правителей или вновь давать им власть. По замыслу Григория VII короли должны находиться в зависимости от Святого престола.
Основой программы Григория УП стала созданная еще во второй половине V века папой Геласием П доктрина обоюдоострого меча. Геласий противопоставлял компетенции церкви и государства. Император – сын церкви, а не ее властитель. Эта доктрина получила развитие в IX-X веках и на ее основе сформировалось стремление церкви к мировому господству.
В средние века любили символы и потому две власти – светскую и духовную называли «мечами». Духовный меч был в руке папы, светский – в руке светского правителя. Постепенно утвердилась идея, что в христианском мире все должно служить спасению, а делом спасения ведает папа, поэтому главное дело светского меча – служение церкви. В конечном итоге сформировалось учение о том, что оба меча должны быть в руке папы. Такая теория означала исчезновение представления о государстве, разработанного римлянами. Согласно этому представлению государство необходимо для того, чтобы избежать анархии и беспорядков. Это называется естественным правом государства. В средние века утверждалась идея о религиозной миссии государства, исходя из которой папы могли судить королей, смещать их, отлучать от церкви.
Осуществлению замыслов Григория VII мешала светская инвеститура. Инвеститура – это церемония пожалования духовному лицу недвижимого имущества, влекшая за собой определенные обязательства и зависимость. Германские императоры пользовались таким правом со времен Оттона 1.
На Латеранском соборе 1075 года Григорий VII запретил светскую инвеституру. Это стало причиной резкого выступления императора Генриха IV против папы. Германские императоры в своей борьбе ссылались на старые рукописи по римскому праву, считали себя представителями божьей воли на земле. Борьба за инвеституру продолжалась несколько десятилетий и закончилась Вормским конкордатом, заключенным новым императором Генрихом V и папой Каллистом II в 1122 году. Церковь получила собственность, отнятую у нее во время борьбы и свободу избрания епископов и аббатов. Канонически избранные епископы и аббаты утверждались в ленном пользовании церковными землями императором. После завершения этой борьбы папство стало первой властью в Европе. И в это время сформировалась идея о том, что папа держит в своей руке оба меча – духовный и светский. Для Германии эта победа стала одной из причин утверждения политического партикуляризма, что в свою очередь сделало невозможным объединение Италии. Это было чрезвычайно важно для папского престола, поскольку единая Италия подорвала бы основы власти папства, самостоятельности церковного государства, созданного в средней Италии в VIII веке.
Начало XIII века ознаменовано деятельностью папы Иннокентия III (1198-1216 гг.), которого церковь признает самым выдающимся папой средневековья. Он проповедовал идею всемирной теократии. Основой его политики было верховенство папства над светской властью. В своем трактате Иннокентий III сравнивал папу и императора, первого он отождествлял с солнцем, второго – с луной. В 1202 году он провозгласил главенство папы римского над императором Священной римской империи. В ленной зависимости от папы находились правители Англии, Португалии, Дании, Польши, Чехии, Венгрии. Иннокентий III создал четко работающий бюрократический аппарат, показав пример организации современных ему чиновничьих государств. Церковные органы управления и суда превосходили в своей организации светские, что обеспечило распространение и авторитет канонического права, которое в средние века оказывало на общественную жизнь Европы большее влияние, чем римское право.