Параграф 1. правовые системы франции, германии, англии.
Эпоха средневековья характеризуется отсутствием в большинстве европейских государств единых правовых систем. К таким государствам относятся Германия и Франция.
Франция.Главным источником права во Франции являлись обычаи (кутюмы). Французское обычное право отличалось большим разнообразием, поскольку в каждой местности действовали свои обычаи. При этом в южной части Франции сохранилось римское право, поэтому ее называли страной писаного права. Сохранение римского права не исключало действия на этой территории обычаев , которые были письменно закреплены. Римское право, действующее на юге Франции, королевские юристы признавали в качестве общего обычая.
На севере страны, где основное население составляли потомки франков, римское право было вытеснено обычаями германцев. В XI-XII веках, когда во французских университетах (первыми стали университеты в Монпелье и Тулузе) началось изучение римского права, оно стало распространяться и на севере Франции. Однако франкское обычное право сохраняло главенствующую роль и северную часть Франции называли страной обычного права. Римское право дополняло и восполняло местные обычаи и сглаживало пестроту феодального права Франции. Используя язык римского права, юристы средневековой Франции вырабатывали общие положения французского права. В отличие от Германии во Франции римское право не проникло глубоко, французские юристы сохранили большую часть национального права.
Распространение во французских университетах юридических факультетов привело к появлению плеяды юристов, получивших хорошую теоретическую подготовку, благодаря которой они не только успешно работали на практике, но занимались и научной деятельностью.
С XIII века во Франции появляются трактаты, написанные авторитетными юристами-практиками, в которых делался обзор кутюмов какой-либо провинции. Около 1260 года была составлена «Книга правосудия» из Орлеана, в которой наряду с местными обычаями содержались положения римского права о создании корпораций. Эта книга была написана юристами Жюстисом и Пле.
В 1273 году кутюмы Орлеана, Оверни и Анжу были собраны в книгу, названную «Учреждения Святого Людовика». Сюда же вошли некоторые ордонансы этого короля, а также положения из римского и канонического права. Около 1255 года появился «Большой сборник обычаев Нормандии».
Наибольший интерес представляют созданные в 1282 году «Кутюмы Бовези». Эта книга дает представление о юридической технике обычного права на севере Франции. В ней содержатся сведения о судебной практике средневековой Франции. Сборник был написан выдающимся французским юристом, бывшим судьей и должностным лицом, Бомануаром. Он считается первым теоретиком французского права. Бомануар был сторонником централизации государства и укрепления королевской власти.
Все вышеназванные работы были созданы по частной инициативе и обязательного характера не имели. В XIV и XV веках частные сборники обычаев появились почти во всех провинциях. В 1389году бальи Жак де Аблейг составил «Большой сборник обычаев Франции».
По мере усиления королевской власти делались попытки осуществить официальные редакции кутюмов. В 1453 году король Карл VII издал ордонанс, требующий записать обычаи каждой провинции. Эта обязанность была возложена на сами провинции. В результате во второй половине XV и в XII веке было создано большое количество официальных сборников кутюмов. Несмотря на то, что они были утверждены королем, общеобязательной силы не имели.
В 1510 году обычное право Парижа было зафиксировано в письменной форме. Влияние этого сборника постоянно возрастало, чему способствовала практика Парижского суда. Парижские кутюмы применялись для восполнения пробелов в праве провинций. Причем парижские кутюмы имели преимущество перед римским правом. Таким образом, постепенно происходила унификация французского права. Большое значение в этом вопросе сыграла деятельность, как профессоров права, так и юристов-практиков: адвокатов, судей, государственных чиновников. Среди них следует назвать Демулена и Гюи Кокиля.
Демулен составил комментарий к парижскому кутюму. Анализируя различные кутюмы, он находил в них общие правовые принципы и отмечал единую правовую мысль, пронизывающую разные по содержанию обычаи. Демулен пришел к выводу, что при отсутствии соответствующего ситуации обычая следует обращаться к сходным по содержанию общим и местным обычаям, а не к римскому праву.
Кокиль написал комментарий к кутюму графства Невер и «Институции французского права». В своих трактатах он использовал сравнительно-правовой метод для сближения обычаев.
Среди выдающихся юристов средневековой Франции, разрабатывавших доктрины французского права, следует также назвать Луазеля и Потье. Выраженные в трудах названных ученых идеи о преимуществе национального права перед римским правом, о возможности умеренного использования римского права получили признание и поддержку у юристов-практиков.
Во Франции довольно рано возникло организованное и влиятельное сословие юристов-практиков, которые поддерживали королевскую власть, являлись сторонниками национального права и были заинтересованы в создании единой королевской юстиции.
В XVI веке во Франции сложилась школа гуманистов, проповедовавшая новый метод изучения римского права, отличный от метода постглоссаторов. Представители этой школы проводили историческое исследование в области римского права, изучая его в связи с общей историей Рима. Гуманисты стремились восстановить римское право в первоначальном виде без тех наслоений, которые совершили глоссаторы. Они осуществляли систематическое исследование и обработку юридического материала. Школа гуманистов была создана в городе Бурж Андреем Альчиати и Гильомом Буде. Наиболее известными юристами этой школы являлись Куяций, основавший историческое изучение, и Донелль, с которого началось систематическое исследование права. Большое значение в изучении истории римского права сыграли комментарии к Кодексу Феодосия, составленные гуманистом века Якобом Готофредусом.
Германия. В Германии партикуляризм в праве проявился ярче, чем во Франции. В XI-XV веках существовало множество правовых укладов, различавшихся и по определенной территории и по определенному кругу лиц. Если во Франции в данный период происходило постепенное усиление королевской власти и формирование единого централизованного государства, то в Германии напротив утвердилась политическая раздробленность, которая помешала становлению общегерманского права, общегерманской судебной системы и общегерманского юридического сословия. Партикуляризм в праве стал одной из причин широкого распространения римского права.
В средневековой Германии также осуществлялись частные записи местного права в какой-то степени переработанного авторами. Такие сборники назывались «Правовые книги». Самым известным сборником является «Саксонское зерцало», которое составил шеффен Эйке фон Репгов около 1230 года. Во второй половине 13 века было издано «Зерцало немецких людей». Эти сборники оказали влияние на законотворчество и судебную практику.
По мере утверждения в отдельных княжествах абсолютной власти правителя и зарождения капиталистических отношений возникла потребность в общем для всего населения праве. Таким общим правом в Германии стало рецепированное римское право. Оно активно изучалось в германских университетах. Преподавали его профессора, учившиеся у глоссаторов и комментаторов. Помимо римского права будущие юристы изучали право каноническое. Германское обычное право в университетах не преподавалось. В XV-XVII веках в Германии появилась многочисленная литература (учебники, справочники, словари), которая способствовала ознакомлению с римским правом.
С XIII века в германских судах сложилась практика обращения к ученым юристам за консультацией по сложным вопросам, а с XV века за такими консультациями стали обращаться и к университетам.
В XV веке римское право прочно утвердилось в Германии. Чтобы использовать его на практике было необходимо изучать тексты Дигест (Пандект) и толковать в соответствии с потребностями времени. В результате это привело к созданию «пандектного права». В течение XVI и XVII веков на основе взаимодействия римского права и права местного появились «пандекты». Среди ученых, создавших в отдельных землях пандектное право, следует назвать Карпцова, Мевиуса, Лаутербаха.
Англия.В отличие от Франции и Германии в Англии довольно рано появилось унифицированное право, названное «общим правом». Начиная с нормандского завоевания, в Англии шел процесс усиления королевской власти, централизации государства. В результате в XII-XIII веках королевская юстиция представляла собой общую юрисдикцию с широкими полномочиями. Из королевской курии сформировались три постоянных суда с профессиональными судьями (суд казначейства, суд общих тяжб и суд королевской скамьи). В королевских судах применялись более прогрессивные методы ведения дел, что стало одной из причин их упрочения и упадка судов лендлордов. В результате деятельности королевских судов и появилось общее для всей страны право. По своей сути «общее право» представляло собой практику королевских судов, закрепленную в судебных протоколах, называемых «свитками тяжб». Решения заносились в свитки без какой-либо системы, что делало затруднительным ознакомление с ними. Поэтому с середины XIII века стали издаваться «Ежегодники», в которых описывались наиболее интересные и важные дела.
Большое значение для ознакомления с судебной практикой имели научные трактаты. В конце XII века был написан трактат юстициария Генриха II Глэнвилля «О традиционном праве и законах Англии». В этой работе были изложены комментарии к королевским приказам о начале судопроизводства. Поскольку в таких приказах содержалось указание на то, как следует разрешить дело, Глэнвилль рассматривал их как действующее право. Сам трактат был признан первым в английской литературе источником права.
В середине XIII века появился трактат судьи суда королевской скамьи Брэктона, называвшийся «О законах и обычаях Англии». В эту работу были включены более двух тысяч судебных решений из практики королевского суда. Брэктон хотел описать все современное ему английское право. В процессе работы Брэктон создал несколько юридических конструкций. В одной из них отразился процесс формирования сословно-представительной монархии. Именно в это время в Англии шла ожесточенная борьба за создание парламента. Трактат Брэктона также являлся источником права.
С XIV века в Англии наряду с «общим правом» начала действовать новая правовая система – «право справедливости». Это право сложилось на основе обращения к королю с просьбой решить дело исходя из принципов морали и совести, когда суды «общего права» отказывали в защите по формальным причинам. «Суд справедливости» (суд канцлера) сформировался тогда когда в обществе стало утверждаться естественно-правовое мышление и в основу « права справедливости» легли принципы естественного права и в некоторой степени римского права.
В Англии рано сформировалось сословие юристов, организованное по цеховому принципу. Это сословие оказало большое влияние на развитие права. К началу XIV века из юристов-практиков сформировались многочисленные гильдии. Именно в рамках юридических школ-гильдий осуществлялось юридическое образование и потому это образование имело более практический характер по сравнению с теоретическим образованием, полученным в университетах континентальной Европы. Обучение английских юристов проходило в судебных заседаниях, на которых присутствовали ученики. На семинарских занятиях реконструировались судебные процессы. Лекции читали юристы-практики. Большую роль играло постоянное общение со старшими коллегами, поскольку молодые юристы не только работали со старшими товарищами, но и проживали рядом в зданиях гильдии, и проводили вместе досуг. Английская юридическая элита состояла из юристов-практиков.
Юридическое сословие, заинтересованное в сохранении «общего права», противостояло активной рецепции римского права, так что Англию она почти не затронула.
Все великие английские юристы были практиками и, как правило, занимали высокие судейские посты. В XV веке появились труды таких известных ученых как Литтльтона (трактат о видах земельных прав), Фортескью – «Похвала английским законам». Во второй половине XVI века появились составленные частными лицами сборники судебных решений.
В начале XVII века председатель суда общих тяжб, а затем суда королевской скамьи Эдвард Коук составил «Институции законов Англии». В первой части этой книги давался комментарий на трактат Литтльтона о земельном праве. Эта книга внесла большой вклад в развитие земельного права Англии. Коук известен также как вдохновитель борьбы с абсолютизмом. Судейскую должность он потерял в борьбе за приоритет « общего права» над « правом справедливости», за что попал в немилость короля. После освобождения от должности Коук возглавил оппозицию короне в парламенте.
В XVIII веке юрист Уильям Блэкстон издал четырехтомный «Комментарий к английским законам». Блэкстон, будучи известным адвокатом, стал профессором в Оксфорде. Его лекции и легли в основу названного выше труда, в котором все право Англии изложено в систематизированом виде. Теоретический уровень материала, изложенного в Комментарии был невысок, но заслуга Блэкстона состояла в том, что он впервые привел в порядок необработанное и запутанное английское право, в результате чего оно стало доступным для изучения и могло быть использовано в процессе преподавания.
В практике английских судов утвердилось правило делать ссылки на труды известных правоведов и таким образом работы ученых явились частью общего права Англии.