История и методология юридической науки. (Исторический аспект). Учебное пособие.
История и методология юридической науки. (Исторический аспект). Учебное пособие.
Учебное пособие содержит учебный материал, посвященный историческим аспектам развития методологии юридической науки. В книге дан комплексный анализ проблем истории юридической науки, раскрывается сущность и главные этапы и формы развития методологии юридической науки.
Ключевые слова:история, юридическая наука, методология, право, закон, правопонимание, учения, власть, народ, мнение, сущность, этапы, направления.
РАЗДЕЛ I. РАЗВИТИЕ ИСТОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ.
ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ ИСТОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ В ДРЕВНЕМ ВОСТОКЕ
Параграф 1. РАЗВИТИЕ ИСТОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ
Государство Древнего Египта, возникнув одним из первых, просуществовало достаточно долго. Представления о государстве и праве в нем носили в основном сакральный характер. Все источники того периода времени, дошедшие до нас, пронизаны мифологическими представлениями о развитие всего сущего на Земле, что отражалось и во взглядах на государство и право. Воплощением неба, вечности и бессмертия на земле в представлениях египтян был фараон - живой бог, охранявший свой народ, как на земле, так и в загробной жизни. Все его предписания были обязательны к выполнению, так как они основывались на соответствии с Маат - сверхъестественной, божественной справедливостью. Помимо этого, огромное влияние имел и страх наказания, как при жизни, так и в загробном мире. ( Душа бессмертна, а следовательно и загробный суд неизбежен). В «Книге мертвых» приводится клятва, которую должен произносить человек, перед судом Осириса:
«…Я не делал вероломно зла никакому человеку, я не делал мерзостей в жилище истины, я не прилеплялся ко злу, я не творил зла….
Я не сделал ничего, что оскорбительно богам. Я не позволял господину обижать его раба. Я не заставлял голодать. Я не причинял никому слез. Я никого не убивал. Я никогда не приказывал убивать изменнически. Я не лгал ни одному человеку. Я не грабил запасы в храмах... Я не прелюбодействовал. Я не спускал воду во время половодья. Я не отводил течения канала…».
Все это свидетельствует о том, что поведение человека строго оценивается не только светскими властями, но в первую очередь судом бегов, который проявлялся и в суде в загробном мире.
Параграф 1. РАЗВИТИЕ ИСТОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ СОФИСТАМИ И СОКРАТОМ
Правовое положение жителя полиса в V - IV вв. до н.э. можно охарактеризовать следующими словами, гражданин может делать и говорить все, что он хочет, если это не противоречит закону. Называя себя софистами ( учителями мудрости), как старшие (Протагор, Горгий, Гиппий) так и младшие (Фрасимах, Калликл) лучшей формой правления предпочитали называть демократию, считая, что в основе права не может лежать божественный промысел, а лишь человеческий разум. Многие исследователи софистов даже называют их одними их первых светских юристов, которые начинают исследовать соотношение основ естественного и позитивного права.
В основе представлений Сократа о юридической науке лежит его взгляды на человека, как создание обладающее разумом, мыслящее. С его точки зрения, знание это добродетель, а справедливый закон — это не божественная воля, а исполненный каждым своего долга. Первостепенной обязанностью граждан является добровольное повиновение законам. Без законов невозможен правопорядок. Таким образом, основное требование к гражданам – строгое повиновение законам, пусть даже плохим.
ГЛАВА III. РАЗВИТИЕ ИСТОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ В ДРЕВНЕМ РИМЕ
ГЛАВА IV. РАЗВИТИЕ ИСТОРИИ МЕТОДОЛОГИИ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ В ЭПОХУ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.
ГЛАВА V. РАЗВИТИЕ ИСТОРИИ МЕТОДОЛОГИИ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ В ЭПОХУ КЛАССИЧЕСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.
Параграф 1. ВЗГЛЯДЫ ГОЛЛАНДСКИХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ (ГУГО ГРОЦИЙ, БАРУХ-БЕНЕДИКТ СПИНОЗА) НА МЕТОДОЛОГИЮ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ.
Выдающейся фигурой Нового времени выступает голландского юриста и политический деятель Гуго Гроций (1583—1645). Он родился в нидерландском городе Делфте. В 8 лет Гуго Гроций уже пишет стихи на латинском языке, в 11 — студент, в 13 — издает свой первый научный труд. Основным его произведением была работа « О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права» (1625). События в Нидерландах того периода времени были похожи на межфеодальную войну с Испанией, победа над которой принесла плоды лишь патрициату в союзе с теми дворянами, которые поддерживали его. Они провозгласили лишь личные права (право собственности, свобода предпринимательства и торговли), политические же права провозглашены не были.
В основу методологии юридической науки Гуго Гроций положил рационалистический подход и новое юридическое мировоззрение в противовес средневековой схоластики. С его точки зрения, к юриспруденции надо подходить как к точной науки. Используя сведения, полученные при изучении всемирной истории, он считает, что выводы следует делать не на основе частных фактов, а на основе большого количества обобщений и длительного анализа фактов.
Государство возникает по согласию людей, на основе общественного договора. В догосударственном состоянии (естественном состоянии) люди строили свои отношения на основе естественного права, которое заложено в природе самого человека. В естественном состоянии все люди равны. Склонные к общению по своей природе, люди начинают враждовать, постоянно споря о праве на имущество. И чтобы выйти из такого состояния, необходимо было создать государство, стоящее над обществом и способное урегулировать вражду между людьми. (В этом союзе отсутствует воля бога.) Целью государства является мирное сосуществование индивидуумов и защита их собственности. Но так как люди до образования были равны, то и после его создания равенство остается, а, следовательно, ни о каком сословном неравенстве не может быть и речи. Гуго Гроций утверждает, что «государство является совершенным союзом свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы». Одной из лучших форм государства он видит ограниченную монархию.
Гуго Гроцийнаиболее последовательным образом вводит в правовую науку рационалистический метод исследования. Разделяя естественное и воле устанавливаемое право, он подчеркивал, что первое наиболее полным образом отвечает нуждам социального общежития, имея своим источником разум человека. «Мать естественного права есть сама природа человека ... матерью же внутригосударственного права является обязательство, принятое по взаимному соглашению, а так как последнее получает свою силу от естественного права, то природа может слыть как бы прародительницей внутригосударственного права». Право есть то, что не противоречит справедливости, т. е. не противно природе существ, обладающих разумом. Гроций разделяет право равенства и право господства, связывая эти формы с уравнительной и распределительной справедливостью Аристотеля. «Естественное право столь незыблемо, что не может быть изменено даже самим Богом». Волеустанавливаемое право может быть как человеческим, так и божественным, которое отлично от права естественного. Используя свой аксиоматический (математический) метод, Гроций приходит к выводу: «договоры должны соблюдаться», т. е. придает нормативному аспекту права главенствующую роль.
Гроций вслед за Платоном повторял, что предметом права является справедливость, которая составляет сущность права. Ссылаясь на Аристотеля, Гроций говорил, что наиболее правильным будет разделять право на «естественное и волеустановленное ("законное")». Право естественное есть предписание здравого разума, которым какое-либо действие может быть признано либо морально необходимым, либо морально позорным, т. е. либо воспрещено, либо предписано самим Богом, создателем природы. Естественное право столь необходимо для жизни, что не может быть изменено самим Богом. Оно вечно и незыблемо. Человеческое же право устанавливается волей людей, к этому праву относится внутригосударственное право, право господина и «право народов». Естественное право обладает преимуществом как перед божественным правом (в силу своей первичности), так и перед человеческим (в силу своей неизменности ). Вместе с тем Гроций отмечал важную роль принуждения и силы в реализации права; однако право, даже лишенное поддержки, силы, все же действует, поскольку справедливость обеспечивает совести спокойствие. Сила выступает здесь как форма, справедливость - как содержание права.
Барух (Бенедикт) Спиноза (1632—1677) продолжает развивать подход Гуго Гроция к исследованию общества, государства и права с позиций рационализма. Основными его трудами были: "Богословско-политический трактат"(1670), "Этика, доказанная геометрическим способом" (1677) , который при жизни не опубликован, "Политический трактат" (1677) , который так и остался незавершенным.
Библия с точки зрения Спинозы является обычным историческим источником, имеющим массу неточностей и противоречий. Соотношение духовной и светской власти он рассматривает с позиций пантеизма. Сферой судебной системы государства являются поступки людей, а не их мысли.
Источником образования государства он видит общественный договор, в основе которого лежат интересы людей, их свободы, права и необходимость помогать друг другу из-за разделения труда. В основе естественного права природы является мощь каждого индивидуума.
Целью государства является безопасность людей. В государстве происходит слияние мощи всех людей и каждый должен беспрекословно подчиняться государственной власти, ибо только в этом случае будет обеспечена их безопасность.
История и методология юридической науки. (Исторический аспект). Учебное пособие.
Учебное пособие содержит учебный материал, посвященный историческим аспектам развития методологии юридической науки. В книге дан комплексный анализ проблем истории юридической науки, раскрывается сущность и главные этапы и формы развития методологии юридической науки.
Ключевые слова:история, юридическая наука, методология, право, закон, правопонимание, учения, власть, народ, мнение, сущность, этапы, направления.