Институт преступления в зарубежном уголовном праве
Действующий УК Франции 1992 г. не дает понятия преступного деяния. Тем не менее, некоторые его признаки вытекают из содержания норм Общей и Особенной частей. В частности, в ст. 111-1 указывается на материальный критерий преступного деяния – его тяжесть, а в ст. 121-3 в качестве другого признака называется виновность.
Французская уголовно-правовая доктрина выделяет четыре признака преступного деяния: материальный, законодательный (легальный), психологический и признак «неоправданности».
Материальный признак предполагает внешнюю характеристику преступного деяния и включает в себя три элемента: поведение в форме действия или бездействия, результат в виде социологического и уголовно-правового последствий и причинность, которая указывает на наличие связи между первыми двумя элементами.
Законодательный (легальный) признак воплощает принцип законности «nullum crimen, nulla poena sine lege» и означает запрещенность социально опасных форм поведения в законе.
Психологический признак отражает внутреннюю характеристику преступного деяния с позиции вины, т.е. психического отношения вменяемого лица к содеянному и наступившему результату.
Признак «неоправданности» указывает на отсутствие причин для оправдания совершенного деяния, т.е. обстоятельств, исключающих уголовную ответственность.
Во французском праве существуют различные классификации преступных деяний. Традиционной для УК является их разделение на три группы: преступления, проступки и нарушения. Если первоначально основанием такой классификации являлся вид наказания, назначаемого за их совершение, то в настоящее время критерием выступает тяжесть вреда, причиненного обществу. Так, преступления и проступки посягают на социальные ценности, а нарушения – на дисциплину общественной жизни. Значение рассматриваемой классификации состоит в том, что она предопределяет форму вины, сроки давности исполнения наказания, возможность наступления уголовной ответственности за покушение и соучастие, предоставления отсрочки исполнения наказания, режима полусвободы, исполнения наказания по частям, помещения вне исправительного учреждения и др. Указанная категоризация преступных деяний также учитывается законодателем при конструировании отдельных видов преступных деяний в статьях Особенной части УК. Кроме того, категория преступного деяния влияет на решение вопросов подведомственности и подсудности.
Другая классификация, имеющая легальное происхождение, предполагает разделение преступных деяний на общеуголовные, политические и военные. Наибольшую сложность представляет вопрос об отнесении преступных деяний к политическим. При его разрешении следует руководствоваться двумя критериями: объективным и субъективным. С учетом первого политическим признается деяние, посягающее на порядок организации и функционирования государства и его институтов. Ориентируясь на второй критерий, необходимо установить наличие политических мотивов совершения преступного деяния. Значение приведенной классификации выражается в том, что она предопределяет правовой режим, установленный законодателем для той или иной разновидности преступного деяния (например, особенности и порядок исполнения наказания).
В уголовном законодательстве ФРГ под преступным деянием (Straftat) понимается противоправное, виновное, соответствующее признакам состава деяние, находящееся под угрозой наказания.
Деяние – это человеческое поведение в активной (действие) и пассивной (бездействие) формах. При этом действие должно быть осознанным и находиться в причинной связи с наступившими последствиями, а бездействие влечет уголовную ответственность, если законом предусматривалась обязанность активно действовать и имелась осознаваемая возможность действовать таким образом.
Противоправность рассматривается в широком смысле как противоречие деяния как уголовному закону, так и правопорядку в целом. Другими словами, противоправность предполагает, что деяние содержит состав преступного деяния или нарушения общественного порядка. Применительно к деянию, содержащему состав преступного деяния, противоправность исключается лишь в случае отсутствия у лица осознания того, что оно действует противоправно, если оно не могло избежать этой ошибки (§ 17 УК ФРГ 1871 г.). В случае заблуждения лица относительно фактических обстоятельств дела уголовная ответственность исключается лишь за совершение умышленного деяния, но сохраняется за неосторожное (§ 16, абз. 1).
Виновность означает, что преступное деяние должно быть поставлено в упрек именно совершившему его лицу.
Под соответствием деяния признакам состава понимается наличие в конкретном деянии признаков состава, закрепленных в соответствующей норме Особенной части УК.
Наказуемость выражается в том, что за конкретное преступное деяние законом предусмотрено наказание.
В Кодексе ФРГ предусмотрена двухступенчатая классификация преступных деяний на преступления и проступки. Критерием их разграничения является вид и размер назначаемого наказания. Преступлениями являются противоправные деяния, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от одного года и более строгое наказание. Проступками признаются противоправные деяния, за которые предусмотрены лишение свободы на срок менее одного года или штраф.
В уголовном праве Англии понятие преступления законодательно не закреплено. При этом в науке дается достаточно развернутое его определение, согласно которому «преступлением или уголовным правонарушением является вред, запрещенный правом независимо от того, является ли он также деликтом, нарушением договора или нарушением доверия, главным последствием которого будет то, что преступник, если найден и подлежит уголовной ответственности, преследуется в уголовном порядке от имени государства и, если будет признан виновным, наказывается»[218].
Обязательными элементами любого преступления по английскому уголовному праву являются виновное действие (actus reus) и виновная воля (mens rea). Actus reus означает, что не признается преступлением обнаружение преступного намерения, не реализованное в деянии в форме действия или бездействия (за исключением покушения, подстрекательства и вступления в сговор с целью совершения преступления, ответственность за которые наступает по общему праву). Mens rea предполагает определенное душевное состояние преступника, которое является морально упречным и может быть поставлено ему в вину. Однако констатация mens rea не имеет значения для преступлений строгой ответственности[219] по общему (паблик ньюс[220]) и статутному праву (нарушение правил торговли спиртными напитками, фальсификация продуктов питания).
Классификация преступлений по английскому уголовному праву проводится по различным основаниям: по источникам возникновения уголовной ответственности; по значимости объекта посягательства; по степени опасности преступления.
В зависимости от источника возникновения уголовной ответственности все деяния подразделяются на преступления по общему праву и статутные. В настоящее время ответственность за большинство посягательств предусмотрена статутами, хотя отдельные деяния (например, простое и тяжкое убийство) до сих пор относятся к преступлениям общего права.
В зависимости от значимости объекта выделяют преступления против личности, собственности, общественного порядка, правосудия, публичной морали и т.д.
Степень опасности преступления позволяет классифицировать преступные деяния с учетом материально-правового и процессуального аспектов.
Материально-правовой аспект до принятия Закона об уголовном праве 1967 г. предполагал разделение преступлений на опасные – измену и фелонии, наказываемые смертной казнью и конфискацией имущества, и менее опасные – мисдиминоры. Впоследствии категоризация преступлений на фелонии и мисдиминоры была упразднена, и теперь выделяют измену и иные преступные деяния.
По процессуальному признаку различают преступления, преследуемые по обвинительному акту, суммарные и смешанные. К первым относятся преступления, подлежащие рассмотрению судом присяжных. Вторую группу образуют преступления, рассматриваемые единолично судьей. В третью группу включены преступления, процедура рассмотрения которых по выбору обвиняемого может осуществляться любым из указанных способов.
С принятием Закона 1967 г. процессуальные основания были расширены, что позволило дополнительно классифицировать преступления на арестные (предусматривающие наказание в виде лишения свободы на срок свыше 5 лет и влекущие применение ареста без приказа судьи) и неарестные (все остальные).
В уголовном праве США превалирует формальный подход к определению понятия преступления. Так, в соответствии со ст. 1.05 Примерного УК США 1962 г. «никакое поведение не составляет посягательства, если оно не является преступлением или нарушением по настоящему кодексу или иному статуту данного штата». Аналогичные дефиниции предусмотрены в УК большинства штатов. В частности, согласно ст. 21.3105 УК штата Канзас уголовное правонарушение – это «действие или бездействие, предусмотренное законом, при осуждении за которое может быть назначено наказание в виде смертной казни, тюремного заключения, штрафа или штрафа и тюремного заключения одновременно». В ст. 15 УК штата Калифорния указано, что «преступлением или публичным уголовным правонарушением является деяние, которое совершено или не совершено в нарушение какой-либо нормы права, запрещающей или предписывающей его совершение, а также по осуждении за которое назначается одно из следующих наказаний: 1) смертная казнь; 2) тюремное заключение; 3) штраф; 4) отстранение от должности; 5) лишение права занимать в данном штате должность, пользующуюся почетом, доверием или приносящую прибыль».
Анализ приведенных определений позволяет заключить, что преступление в американском праве характеризуется двумя признаками – противоправностью и наказуемостью. Аналогично английскому праву необходимыми атрибутами любого преступления также выступают actus reus (преступное деяние) и mens rеа («виновное состояние ума»). При этом если трактовка actus reus в США идентична английской, то в основу концепции mens rea положен не принцип моральной упречности, а виновность, т.е. для наступления уголовной ответственности необходимо наличие у лица соответствующего психического отношения к своему поведению или его результатам.
В уголовном праве США преступление классифицируется по различным основаниям.
В зависимости от назначаемого наказания на законодательном уровне преступления подразделяются на наиболее опасные посягательства – фелонии и менее опасные – мисдиминоры. Как правило, фелония влечет наказание в виде тюремного заключения на срок свыше одного года, а мисдиминор – до одного года. Однако в УК ряда штатов допускаются отступления от этого правила.
В Своде законов США 1948 г. приведена более развернутая классификация преступных деяний по критерию наказуемости. В соответствии со ст. 3559 разд. 18 СЗ преступные посягательства делятся на фелонии, мисдиминоры и нарушения. В свою очередь, фелонии с учетом максимально возможного срока наказания разделяются на пять классов: A (смертная казнь или пожизненное лишение свободы), B (25 лет лишения свободы или более), С (10-25 лет), D (5-10 лет) и E (один год – пять лет лишения свободы). По аналогии мисдиминорам также присуща градация на три класса: A (шесть месяцев – один год лишения свободы), B (30 дней – шесть месяцев) и С (5 – 30 дней лишения свободы). К нарушениям относятся деяния, караемые лишением свободы до пяти дней или другими более мягкими наказаниями.
По источнику возникновения уголовной ответственности различают преступления общего права и статутные преступления.
В зависимости от необходимости наступления последствий как условия возложения уголовной ответственности выделяют «преступления результата» и «преступления поведения».
С учетом критерия вины в американском уголовном законодательстве имеются преступления виновной ответственности и так называемой строгой ответственности.
Наряду с легальными классификациями в доктрине существует категоризация преступлений по так называемому моральному признаку – на преступления mala in se и mala prohibita. Под первыми понимаются посягательства, нарушающие нормы естественного права и аморальные по своей сути, под вторыми – деяния, которые не затрагивают нравственные нормы и признаются преступными позитивным правом.
В УК КНР 1979 г., представляющего социалистическую уголовно-правовую семью, содержится определение преступления, относящиеся к материально-формальным, поскольку сочетает в себе признаки общественной опасности и уголовной противоправности. Эта законодательная дефиниция носит ярко выраженный классовый характер. В соответствии со ст. 13 УК преступлениями признаются «все деяния, наносящие вред суверенитету, территориальной целостности и безопасности государства, ведущие к расколу страны, свержению власти демократической диктатуры народа и социалистической системы, подрывающие общественный и экономический порядок, посягающие на государственную или коллективную собственность трудящихся масс, частную собственность граждан, права личности, демократические и другие права граждан, а также наносящие вред обществу деяния, за которые в законе предусмотрено уголовное наказание». Следует отметить, что УК КНР содержит запрет на применение уголовного закона по аналогии, что вытекает из содержания ст. 3, согласно которой в случае отсутствия в законе четкого определения деяния как преступного, оно не может квалифицироваться как преступление и не подлежит наказанию.
В мусульманском уголовном праве вопросы преступности и наказуемости тесно взаимосвязаны. В большинстве исламских государств под преступлением понимается деяние, за которым обязательно следует наказание.
В качестве критериев классификации преступлений на виды выступают степень определенности наказания за совершенное деяние и характер нарушенных им прав и интересов. С учетом этого все преступления подразделяются на три группы: худуд, кисас и тазир.
Преступления-худуд отличаются наибольшей общественной опасностью, посягая на интересы всего мусульманского общества, и наказываются фиксированной в шариате санкцией. Уголовно-правовые нормы отражают основные ценности ислама: религия, жизнь, разум, продолжение рода, собственность. Соответственно преступления, посягающие на эти ценности, признаются наиболее тяжкими: вероотступничество, бунт, употребление спиртных напитков, прелюбодеяние, ложное обвинение в преступлении, кража и разбой.
Преступления-кисас также караются строго определенным в нормах шариата наказанием, но посягают на права отдельных лиц. Эту категорию образуют убийство и причинение телесных повреждений.
Преступления-тазир включают остальные посягательства, наказываемые по усмотрению законодателя и затрагивающие как общественные, так и частные интересы (взяточничество, нарушение общественного порядка и др.).