Понятие и уголовно-правовые последствия помилования
Помилование как акт милосердия, прощения лица, совершившего преступление, выраженного в специальном распоряжении главы государства, с давних времён знакомо человеческому обществу. Этот правовой институт, возникнув ещё в государствах древнего мира, был воспринят и на последующих этапах развития общества[148]. Институт помилования основывается на идее, что «преступник доступен чувству раскаяния, жалости, угрызения совести, а государство не может игнорировать эти проявления человеческой природы, не может забывать, что возбуждение раскаяния составляет одно из желаемых последствий уголовной кары»[149].
Институт помилования неоднозначно воспринимался представителями теории права, были противники и сторонники помилования. Противники применения помилования руководствовались разными причинами. Первая категория – это принципиальные противники из числа защитников принципа возмездия, воздаяния равным за равное (например, Э Кант); вторая – это противники из утилитарных соображений, то есть те, которые признавали полезность института помилования, но возражали против него по причине слишком частых злоупотреблений при осуществлении помилования. Характерно, что причиной этих злоупотреблений признавалось наличие целого ряда промежуточных инстанций и лиц, через которые проходят прошения осужденных. Значение отмеченных возражений было настолько велико, что право помилования было исключено из Французского революционного кодекса 1791 г., и потребовалось более 10 лет, чтобы восстановить это право. Для Российской Империи, как и для сегодняшней России, эти опасения особо значимы в силу её огромной территории, когда осужденный находится за многие тысячи километров и в Москве вынуждены рассматривать не конкретного человека, а исключительно бумаги, составленные чиновниками. Следует отметить, что эти последние возражения против помилования вполне устранимы путем более четкой регламентации процесса осуществления помилования. При устранении возможностей для злоупотреблений помилование может быть признано «не только целесообразным, но и справедливым дополнением карательного права»[150].
В истории становления института помилования можно выделить три варианта применения этого акта милосердия. Первый – это indulgentia, т. е. неприменение предусмотренного законом уголовного наказания к лицу, признанному виновным в установленном законом порядке. Этот вариант помилования применялся по инициативе суда, который через министра юстиции ходатайствовал перед главой государства о помиловании подсудимого, вовлеченного в преступление несчастным для него стечением обстоятельств. Законодатель исходил из того, что суд мог с наибольшей верностью осветить особенности вины подсудимого и несоответствие законной меры наказания с совершённым преступлением. При этом суд имел право предложить и конкретную меру видимого им наказания. Такой подход, по нашему мнению, представляет собой прообраз комплекса решений, принимаемых впоследствии комиссиями по вопросам помилования.
Второй вид помилования, менее всего применявшийся на практике во многих государствах – это abolitio, т. е. отказ от уголовного преследования или прекращение начатого уголовного преследования. Имелись в виду ситуации, когда, благодаря особенностям данного деяния, даже само привлечение к ответственности, предание суду было бы страданием, превышающим меру действительной вины. Инициатором помилования являлись органы обвинения. В некоторых государствах этот вид помилования применялся только при обвинениях в маловажных преступлениях, а в некоторых - применялось только прекращение уголовного преследования как вид помилования. В данном случае инициатива могла исходить от тюремной администрации. К ходатайствам самих осуждённых требовалось относиться с осмотрительностью и принимать их только при наличии уважительных причин.
Третий вид помилования – это restitutio, т. е. прекращение или видоизменение отбываемого наказания. Этот вид помилования представлял собой и представляет в настоящее время только чрезвычайные случаи изменения отбываемого наказания, выходящие за пределы прав администрации тюрем или суда.
Право помилования, как правило, принадлежало главе государства, однако имели и имеют место и исключения, которые сохранились и до сих пор. Так, в Германии по делам, подсудным Reichsgericht (Верховный суд Германии), помилование осуществлял император, а в вольных городах (например, Гамбург, Бремен) это право принадлежало сенатам, за преступления небольшой тяжести оно было делегировано главам отдельных земель. В США право помилования кроме президента принадлежит и губернаторам штатов. В Российской Империи право помилования преступников принадлежало исключительно главе государства (императору)[151].
Новая политическая власть, установившаяся в России с 1917 года, внесла изменения в правовое регулирование и практику применения помилования. На первом этапе (с 1917-го по 1920 г.) право помилования предоставлялось судебным органам. В соответствии со ст.32 Декрета ВЦИК «О суде» от 7 марта 1918 г. всем лицам, осуждённым по приговору суда, предоставлялось право просить о помиловании местный народный суд по месту жительства просителя. Помилование мог применить и суд, рассматривавший конкретное дело. Параллельно с судом правом помилования обладал ВЦИК Советов, а с 1920 г. оно стало его исключительной прерогативой. Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. не содержал специальной нормы, посвященной определению сущности помилования, лишь в ст. 24, а также в ст. 56 УК помилование называлось наряду с другими основаниями освобождения осуждённого от дальнейшего отбывании наказания или смягчения его. Помилование в этот период было отнесено к компетенции Президиума Верховного Совета СССР (п. 11 ст. 121 Конституции СССР) и Президиумов Верховных Советов Союзных республик. Применение помилования было чрезвычайно ограничено, с прошением о помиловании обращались лица, осужденные к высшей мере наказания (расстрелу). Это обращение рассматривала специальная комиссия, в которую входили руководители силовых структур. В 1990 году порядок принятия решения о помиловании был изменен: при Президенте СССР, а затем при Президенте Российской Федерации стала функционировать Комиссия по вопросам помилования (Указ Президента РФ от 12 января 1992 года №17).
В соответствии с п. «в» ст. 89 Конституции РФ только Президент Российской Федерации наделен правом принимать решения о помиловании преступников, осужденных судами, входящими в судебную систему Российской Федерации. Это положение конкретизировано в ч. 1 ст. 85 Уголовного кодекса РФ, где указано, что помилование осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определенного лица. Часть 2 ст. 85 УК определяет, какие правовые последствия возникают в результате акта помилования, а именно: а) освобождение от дальнейшего отбывания наказания; б) сокращение наказания или замена его более мягким; в) снятие судимости с лица, отбывшего наказание. Следовательно, помилование - это акт верховной власти, полностью или частично освобождающий осужденного от наказания либо заменяющий назначенное ему судом наказание более мягким. Актом помилования может также сниматься судимость с лиц, ранее отбывших наказание. Акты помилования носят всегда индивидуальный характер, т. е. они принимаются в отношении конкретного лица или нескольких определенных лиц, осуждённых за совершение преступления. В отличие от акта амнистии помилование принимается по ходатайству самих осуждённых. Закон не устанавливает зависимость применения акта о помиловании от тяжести совершённого преступления. Наоборот, чаще всего ходатайства о помиловании подаются в случае осуждения к лишению свободы. Акт о помиловании не связывают и с отбытием определённого срока наказания.
28 декабря 2001 года Президент Российской Федерации подписал Указ № 1500 (в ред. от 25.06.2012 г.) «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации»[152]. Это решение преследовало цели совершенствования механизма реализации главой государства своих конституционных полномочий по осуществлению помилования. Кроме того, оно обеспечивало участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации и общественности в рассмотрении вопросов, связанных с помилованием. Комиссия при Президенте РФ была упразднена, а во всех субъектах РФ созданы самостоятельные комиссии[153].
В состав комиссии должно входить не менее 11 человек – граждан России, имеющих высшее образование, пользующихся уважением у граждан и имеющих безупречную репутацию. Не менее двух третей состава комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации формируется из представителей общественности. Члены комиссии осуществляют свою деятельность на общественных началах. Решение комиссии считается правомочным, если на ее заседании присутствуют не менее половины членов комиссии. Решения принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. При равенстве голосов членов комиссии голос председателя комиссии является решающим.
Помилование в Российской Федерации применяется к лицам: а) осужденным судами Российской Федерации и отбывающим наказание на территории России; б) осужденным судами иностранных государств, отбывающим наказание на территории России в соответствии с международным договором Российской Федерации; в) отбывшим назначенное судом наказание и имеющим не снятую и не погашенную судимость. Осужденный обращается с ходатайством о помиловании к Президенту Российской Федерации в письменной форме. Это ходатайство регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющего наказание, и не позднее чем через 20 дней оно направляется в территориальный орган уголовно-исполнительной системы с приложением необходимых материалов: копии приговора и решений вышестоящих судебных инстанций; сведения о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением; биографические данные об осужденном и его семейном положении; справки о применении в прошлом к осужденному акта амнистии, помилования, условно-досрочного освобождения от наказания; характеристики поведения осужденного в процессе отбывания наказания и др.). Если в орган или учреждение, исполняющее наказание, с поддержкой ходатайства осужденного обращаются его родные, знакомые, депутаты различных уровней, общественные, религиозные и иные формирования, их заявления прилагаются к перечисленным документам.
Территориальный орган уголовно-исполнительной системы не позднее 7 дней представляет документацию в комиссию по вопросам помилования субъекта Федерации. Лицо, имеющее судимость, самостоятельно направляет в комиссию по помилованию субъекта Федерации ходатайство, в котором просит о снятии судимости. В течение 30 суток Комиссия должна решить вопрос о целесообразности поддержания ходатайства осужденного о помиловании и направить свое решение высшему должностному лицу субъекта Федерации (президенту республики, губернатору, главе администрации).
Высшее должностное лицо субъекта Федерации в течение 15 дней со дня получения заключения комиссии по вопросам помилования выносит представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего судимость. Представление, заключение комиссии по вопросам помилования, ходатайство осужденного о помиловании и все названные выше документы Высшее должностное лицо субъекта Федерации направляет в Управление Президента Российской Федерации по обеспечению конституционных прав граждан, которое в течение 14 дней должно окончательно подготовить их для представления Президенту.Президент знакомится как с рекомендациями о применении помилования к осужденным, так и с предложениями об отказе в нем. Право принять окончательное решение принадлежит Президенту Российской Федерации.
Комиссия и высшее должностное лицо субъекта Федерации, рассматривая дело о помиловании осужденного, могут потребовать от администрации учреждений, органов государственной власти субъекта Федерации и органов местного самоуправления дополнительные сведения и документы, необходимые для подготовки материалов о помиловании осужденного. Такой запрос должен быть удовлетворен не позднее чем через 10 дней.
В течение месяца со дня принятия высшим должностным лицом субъекта Федерации решения о поддержке ходатайств осужденных о помиловании их список должен быть опубликован в средствах массовой информации субъекта Федерации. Таким образом, процедура подготовки материалов об осужденных, к которым может быть применено помилование, становится прозрачной, подконтрольной общественному мнению.
В случае отклонения ходатайства о помиловании осужденный имеет право через год вновь обратиться к Президенту для повторного его рассмотрения. При этом весь пакет документов должен быть подготовлен заново. Срок повторного обращения о помиловании может быть сокращен при возникновении новых обстоятельств, имеющих существенное значение для его применения.