Понятие и уголовно-правовые последствия амнистии
Реализация охраны интересов личности, общества или государства от преступлений предполагает применение судом к лицам, виновным в их совершении, предусмотренных законом наказаний. Однако могут сложиться такие условия, при которых не требуется, чтобы виновное лицо претерпело возложение мер уголовной ответственности (в том числе и наказания). Кроме того, дает о себе знать потребность проявить в определенных случаях известную снисходительность к лицам, нарушившим уголовно-правовой запрет и, руководствуясь принципом гуманизма, предусмотреть в Уголовном кодексе возможность освобождения виновных не только от наказания, но и в целом от уголовной ответственности. Подходы законодателя к определению согласуются с положениями Международного пакта от 16 декабря 1966 года «О гражданских и политических правах. В статье 6 этого документа провозглашено: «Каждый, кто приговорен к смертной казни, имеет право просить о помиловании или о смягчении приговора. Амнистия, помилование или замена смертного приговора могут быть дарованы во всех случаях».
Понятие амнистии следует рассматривать в нескольких аспектах (значениях). Во-первых, это акт, который принимает Государственная Дума, посвященный каким-либо важным событиям в жизни государства: годовщины Победы в войне, иные юбилейные даты. Во-вторых, амнистия - это конкретное направление уголовной политики государства. В соответствии со сложившимися социально-экономическими, политическими условиями, руководствуясь при этом принципом гуманизма, государство амнистирует лиц, к которым нецелесообразно применять меры принуждения или продолжать их применять. В-третьих, амнистия - это акт уголовно-правового характера, который влечёт определённые уголовно-правовые последствия, предусмотренные Уголовным кодексом РФ[141].
Амнистия как особый акт проявления милосердия к преступнику в истории России применялась многократно. Стоглавый собор в 1551 г. предложил ввести правило, согласно которому к Пасхе следует освобождать тех «тюремных сидельцев», которые осуждены за нетяжкие преступления. К последним не относились убийство, разбой, поджог. Со времён Бориса Годунова стали обычными амнистии по поводу восшествия на престол, болезни или выздоровления царя или членов его семьи, рождения наследника, за помин души и т.п. Пётр Великий к таким поводам добавил амнистии в честь викториальных дней - победы в военных сражениях, заключения мира[142]. В последующие годы акты об амнистии стали приниматься чаще и по иным поводам. Так, с 1856 по 1915 год в Российской Империи 6 раз объявлялась амнистия, в том числе и к лицам, осужденным за политические преступления.
Однако в российском дореволюционном праве, так же как и в зарубежном уголовном праве, зачастую амнистия рассматривалась как частный случай более широкого понятия «прощение» или помилование[143]. Императорские Манифесты принимались по поводу помилования преступников и лишь в марте 1917 года был издан первый дореволюционный акт, принятый в виде амнистии, - Указ Временного правительства об амнистии.
Конституция РСФСР 1918 года упоминала общую и частичную амнистию. Общая амнистия распространялась на неопределенную группу лиц, а частичная – на конкретных лиц. Частичная амнистия, по сути, являла собой акт помилования. Конституция СССР 1924 года относила объявление амнистии к компетенции, как всего СССР, так и республик в его составе. Конституция СССР 1936 года в п. «г» ст. 60 закрепила следующее положение: «Верховный Совет Союзных республик пользуется правом амнистии и помилования граждан, осужденных судебными органами Союзной республики», а в соответствии с п. «з» ст. 49 Конституции право помилования относилось исключительно к ведению Президиума Верховного Совета СССР.
Впервые нормы, касающиеся амнистии и помилования, выделены в специальную главу в Уголовном кодексе Российской Федерации 1996 г. В прежнем Уголовном кодексе РСФСР об амнистии и помиловании лишь упоминалось в отдельных статьях (ст. 24 и ст. 56) без раскрытия содержания этих понятий. В настоящее время право применения амнистии принадлежит исключительно Российской Федерации (п. «о» ст. 71 Конституции Российской Федерации) и объявляется Государственной Думой Российской Федерации (п. «е» ст. 103 Конституции РФ). В ч.1 ст. 84 УК РФ законодатель лишь уточняет, что данный правовой акт – амнистия – объявляется в отношении индивидуально не определенного круга лиц, совершивших преступление, например: женщин, несовершеннолетних, лиц, совершивших преступление определенной категории. Часть 2 ст. 84 устанавливает, какие правовые последствия влечет за собой объявление данного акта, а именно: «Актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности. Лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость».
Согласно ст. 181 и 182 Регламента Государственной Думы «объявление амнистии осуществляется Государственной Думой путем принятия постановлений об объявлении амнистии и о порядке применения амнистии. Проекты постановлений об объявлении амнистии и о порядке применения амнистии вносятся в Государственную Думу и рассматриваются ею в порядке, установленном настоящим Регламентом для внесения и рассмотрения законопроектов. Государственная Дума принимает указанные постановления большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Указанные постановления подписываются Председателем Государственной Думы и подлежат официальному опубликованию в порядке и срок, установленные федеральным законом». Государственная Дума РФ, объявляя амнистию, предполагает полное или частичное освобождение определенных категорий лиц от уголовной ответственности и наказания. При этом она исходит не только из политической или экономической целесообразности, но, прежде всего, из веры в добро и справедливость, а также из социальной обусловленности такой гуманистической акции в демократическом правовом государстве.
Акты амнистии можно условно разделить на акты широкого применения, относящиеся к значительному числу лиц, и акты, относящиеся к относительно узкому кругу лиц. Акты об амнистии, относящиеся к первому виду, нередко вызывали критические оценки по поводу несовершенства юридической техники, порождавшие незаконные судебные решения по уголовным делам, необоснованное освобождение от уголовной ответственности и наказания значительного числа лиц. В качестве примера можно привести печально знаменитую амнистию 1953 года, проведенную в связи со смертью И. Сталина. В постановлении Государственной Думы Российской Федерации от 26 мая 2000 года № 398-III ГД «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» также содержалось положение, повлекшее негативные последствия. В ст. 2 этого постановления было предусмотрено освобождение от наказания в виде лишения свободы независимо от назначенного срока награжденных орденами или медалями СССР либо Российской Федерации и инвалидов I или II групп, а также больных туберкулезом, отнесенных к I или II группе диспансерного учета. Вопреки твердо сложившейся традиции эта амнистия не запретила применение освобождения от наказания перечисленных категорий лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления. Рассматриваемая позиция амнистии позволяла освободить от наказания несколько тысяч убийц, бандитов, похитителей людей и т.д. Так, около 3000 лиц, совершивших тягчайшие преступления в области экономики, убийцы и насильники подлежали освобождению от наказания. Поэтому 28 июня 2000 года Государственная Дума приняла дополнительное постановление, которым внесла поправку в анализируемый акт об амнистии. Она уже не распространялась на орденоносцев и медалистов, а также на инвалидов I и II групп и больных туберкулезом, совершивших перечисленные в постановлении об амнистии тяжкие и особо тяжкие преступления. В этой поправке было определено, что она не распространяется на лиц, уже освобожденных от наказания в связи с ошибочным предписанием амнистии. Рассматриваемая амнистия была одной из самых массовых. В соответствии с ней из мест лишения свободы было освобождено 188,1 тыс. осужденных, сокращены сроки лишения свободы 43,6 тыс. осужденным, освобождены от отбывания или исполнения иных видов наказаний 399,2 тыс. осужденных. В отношении 37,3 тыс. лиц было прекращено уголовное дело.
Ко второму виду актов амнистии, принимаемых относительно к узкому кругу лиц, можно отнести, например, постановление от 16 апреля 2010 года «Об объявлении амнистии в связи с 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». Амнистия предусматривала освобождение от наказания в виде лишения свободы осужденных: 1) ветеранов Великой Отечественной войн; 2) бывших узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами или их союзниками в период второй мировой войны. В этом Постановлении об амнистии было предусмотрено существенное ограничение. Она не распространялась на лиц, совершивших преступления против жизни и (или) половой неприкосновенности несовершеннолетних[144].
Амнистия может быть применена к лицам, осужденным за конкретные виды преступлений. Так, 2 июля 2013 года Государственная Дума РФ приняла постановление№25-62-6 «Об объявлении амнистии»[145]. Освобождению от наказания в соответствии с этим актом подлежали лица, осужденные за совершение преступлений, предусмотренных статьями 146, 147, 159, 1591, 1594, 171, 1711, ч.1 ст. 172, 1731, 1732, 174, 1741, 176, 177, ч.1-2 ст. 178, 180, 181, 191, 192. 193, ч. 1-2 и п. «а» ч.3 ст. 194, 195, 196, 197, 198, 199. 1991, 1992 УК РФ.
Срок действия этого постановления был установлен в 6 месяцев. Освобождению подлежали лица, которые в течение этого срока выполнили обещание по возвращению имущества или возмещению причиненных убытков. В данном случае также подлежали прекращению возбужденные уголовные дела, освобождению от наказания лица, условно осужденные и условно-досрочно освобожденные.
Не подлежали амнистии лица: а) осужденные за эти преступления в совокупности с другими умышленными преступлениями, предусмотренными УК РФ; б) ранее были судимы за умышленные преступления и вновь осуждены к лишению свободы; в) ранее освобождавшиеся от отбывания наказания в порядке помилования и вновь совершившие преступления.
В постановлении Государственной Думы 18 декабря 2013 г. № 3500-6 ГД «Об объявлении амнистии в связи с 20-летием принятия Конституции Российской Федерации» были установлено две группы лиц, на которых распространялось ее применение. Во-первых, освобождению от наказания подлежали лица, осужденные за преступления, предусмотренные частями второй и третьей ст. 212, статьей 213 и частью первой статьи 264 УК РФ. Во-вторых – освобождению от наказания подлежали лица, осужденные к лишению свободы на срок до пяти лет:
- в возрасте до 16 лет;
- в возрасте от 16 до 18 лет, ранее не отбывавшие наказание в воспитательных колониях;
- женщины беременные или имеющие несовершеннолетних детей;
- женщины старше 55 лет;
- мужчины старше 60 лет;
- принимавшие участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
- военнослужащие, сотрудники ОВД РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и иные лица, принимавшие участие в боевых действиях либо в действиях по защите Отечества;
- инвалиды 1 и 2 группы.
Обязательным условием для применения амнистии к указанным совершеннолетним осужденным является то, что они ранее не отбывали наказание в исправительных учреждениях. Амнистия распространялась и на указанные группы лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы, осужденных условно, условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания до дня вступления в силу постановления об амнистии. Освобождению от наказания подлежали и лица, которым отбывание наказания отсрочено или не отбытая часть наказания заменена более мягким видом наказания также до дня вступления в силу постановления об амнистии.
Постановление об амнистии предусматривало прекращение уголовных дел в отношении указанных выше лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет. Несколько иной подход к применению амнистии предусмотрен по уголовным делам о преступлениях, за которые предусмотрено наказание свыше пяти лет лишения свободы,совершенных указанными выше лицами до дня вступления в силу постановления об амнистии. В этом случае суд, признав необходимым назначить подсудимому наказание до пяти лет лишения свободы включительно, либо назначить наказание, не связанное с лишением свободы, либо условно, либо применить отсрочку исполнения наказания, освобождает его от наказания.
Не подлежали амнистии лица:
1) осужденные за преступления, перечисленные в п. 10 постановления об амнистии[146];
2) осужденные более двух раз к лишению свободы за умышленные преступления, а равно ранее осуждавшиеся к лишению свободы за преступления, перечисленные в п. 10 постановления об амнистии;
3) осужденные, признанные особо опасными рецидивистами в соответствии с УК РСФСР или совершившие преступление при особо опасном рецидиве в соответствии с УК РФ;
4) ранее освобождавшиеся после 1993 года от отбывания наказания в порядке помилования или в соответствии с актом об амнистии и вновь совершившие преступления;
5) осужденные, вновь совершившие преступления в местах лишения свободы;
6) осужденные, злостно нарушающие установленный порядок отбывания наказания[147].
Часть 2 ст. 84 УК определяет возможные уголовно-правовые последствия принятия акта амнистии: а) освобождение от уголовной ответственности лиц, подпадающих под амнистию, по характеру совершённого преступления и личностной характеристике. В отношении этих лиц уголовные дела не подлежат возбуждению, а возбуждённые подлежат прекращению; б) освобождение от наказания или его отбывания лиц, подпадающих под амнистию. В данном случае обвинительный приговор не приводится в исполнение; в) сокращение назначенного наказания или замены его более мягким видом наказания; г) освобождение осуждённых, подпадающих под амнистию, от дополнительного вида наказания; д) снятие судимости. Это решение принимается к уже отбывшим наказание лицам, подпадающим под действие акта об амнистии. Применяя акт об амнистии по отношению к длящимся и продолжаемым преступлениям, необходимо точно установить момент их окончания. Длящееся преступление начинается с момента совершения преступного деяния и заканчивается моментом действий самого виновного, направленных к прекращению преступления, либо моментом наступления события, препятствующего совершению преступления. Началом продолжаемого преступления надлежит считать совершение первого действия из числа нескольких тождественных действий, составляющих в совокупности одно продолжаемое преступление, а концом - момент совершения последнего преступного действия. Амнистия применяется только к тем длящимся и продолжаемым деяниям, которые окончились до ее издания.
Амнистия распространяется на всех лиц, подпадающих под ее действие вне зависимости от того, согласны ли они с ней или же не согласны. Однако, если лицо, освобожденное от уголовной ответственности в соответствии с амнистией, считает себя невиновным в инкриминируемом ему деянии, оно может обратиться в суд с требованием рассмотрения дела. Необходимо указать на то, что объявление амнистии не лишает лиц, пострадавших от преступлений, права требовать возмещения ущерба, причиненного преступлением.
В зарубежных странах более широко распространено помилование, хотя отдельным государствам знаком и институт амнистии. Помилование осуществляется, как правило, главами государств (президентами, монархами, в США еще и губернаторами штатов и пр.). Амнистия же объявляется обычно законодательными органами. Так, например, во Франции законы об амнистии издаются Национальным Собранием. Облекаются амнистии в форму законов в Англии, Голландии, Финляндии и др.