Классного чина и государственных наград

Наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград является единственным видом наказания, который может применяться только в качестве дополнительного.

Сходные наказания были предусмотрены в дореволюционный период развития России в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. и в Уголовном уложении 1903 г. В советский период лишь в УК РСФСР 1960 г. появилось наказание в виде лишения воинских и других званий, а также орденов, медалей, почетных грамот и почетных званий (ст. 36).

Специальные звания присваиваются лицам, проходящим службу в отдельных государственных органах[55]. Таковыми являются звания, присваиваемые работникам полиции, прокуратуры, гражданского воздушного флота, железнодорожного транспорта, уголовно-исполнительной системы, таможенной службы.

Воинские звания присваиваются военнослужащим в соответствии со ст. 46 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ (в ред. от 25 ноября 2013 г.)[56]. Например, прапорщик, майор, генерал армии.

Почетные звания - одна из форм признания государством и обществом заслуг отличившихся граждан (например, Заслуженный юрист РФ). По состоянию на 2013 г. в России насчитывается 61 почетное звание[57]. Перечень почетных званий закреплен Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1099 (ред. от 26.06.2013 г.) «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации»[58].

Следует обратить внимание, что суд не вправе лишить ученой степени, ученого звания и иных званий, носящих квалификационный характер и подтверждающих соответствующий уровень профессиональной компетенции, мастерства (например, кандидат наук, доктор наук, старший научный сотрудник, доцент, профессор)[59].

Классные чины присваиваются гражданским служащим в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в соответствии со ст.11 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 2 декабря 2013 г.)[60] и Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 113 (ред. от 30.09.2013 г.) «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы российской федерации федеральным государственным гражданским служащим»[61]. Примеры классного чина - государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса; референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3 класса; референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3 класса.

Государственные награды Российской Федерации являются высшей формой поощрения граждан Российской Федерации за заслуги в области государственного строительства, экономики, науки, культуры, искусства и просвещения, в укреплении законности, охране здоровья и жизни, защите прав и свобод граждан, воспитании, развитии спорта, за значительный вклад в дело защиты Отечества и обеспечение безопасности государства, за активную благотворительную деятельность и иные заслуги перед государством. Государственных наград могут быть удостоены иностранные граждане и лица без гражданства. Положение о государственных наградах утверждено вышеуказанным Указом Президента РФ от 7 сентября 2010 г. № 1099.

Органом, который в соответствии со ст. 89 Конституции РФ награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания является Президент РФ.

В качестве основания применения этого наказания УК (ст. 48) называет совершение лицом тяжкого или особо тяжкого преступления. Однако это вовсе не означает, что сам факт совершения указанных преступлений позволяет суду назначить лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. Это наказание может быть назначено только при такой отрицательной характеристике личности виновного, которая морально и этически несовместима с обладанием им соответствующим званием, чином или наградой[62].

Суд, вынесший приговор о лишении осужденного специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, после вступления его в законную силу направляет копию приговора должностному лицу, присвоившему осужденному звание, классный чин или наградившему его государственной наградой. Должностное лицо в установленном порядке вносит в соответствующие документы запись о лишении осужденного специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград, а также принимает меры по лишению его прав и льгот, предусмотренных для лиц, имеющих соответствующие звание, чин или награды (ст. 61 УИК).

Обязательные работы

В теории уголовного права распространено мнение, что введение обязательных работ в УК РФ явилось результатом изучения зарубежной практики установления и применения наказаний, не связанных с изоляцией от общества. Так, в Великобритании аналогичным видом наказания без изоля­ции осужденного от общества является приказ суда о предоставлении услуг обществу, т.е. выполнении бесплатных общественно полезных работ. Во Франции в качестве одного из видов исправительных на­казаний за совершение уголовного проступка предусматриваются не­оплачиваемые работы в общественных интересах. Бесплатные общественные работы назначаются в зарубежных странах, как правило, за уголовно наказуемые деяния, не представ­ляющие значительной социальной опасности, и исполняются без от­рыва осужденного от основного места работы или учебы[63].

Прообразы обязательных работ можно найти в памятниках дореволюционного права России. Так, в соответствии со ст.8 Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, 1864 г., несостоятельные к уплате денежных взысканий крестьяне и мещане могут быть отдаваемы в общественные работы.

Аналоги обязательных работ существовали и на ранних этапах развития советской России. Так, в период с 1917 по 1919 гг. различными нормативными актами молодого советского государства вводились «обязательные общественные работы», «принудительные общественные работы», «общественно необходимые работы», «принудительные работы без помещения в места лишения свободы»[64]. Однако с принятием УК РСФСР 1922 г. данный вид наказания был упразднен и вновь появился лишь в действующем УК 1996 г.

Обязательные работы по действующему УК применяются лишь в качестве основного вида наказания и заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ (ст. 49 УК РФРРФ)[65].

Содержание п. 3 ст. 37 Конституции РФ о том, что «каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда» не распространяется на труд осужденных к обязательным работам. Согласно ч.3 ст.55 Конституции РФ, «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В данном случае, ограничение прав предусмотрено УК РФ в качестве наказания для защиты прав и законных интересов других лиц в соответствии со ст.2 УК.

Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями (ч.1 ст.49 УК). Это могут быть работы, как правило, не требующие особой квалификации, например, по благоустройству городов и поселков, очистке улиц и площадей, уходу за больными, ремонт дорог, погрузочно-разгрузочные и т.п. Для несовершеннолетних осужденных важным условием является посильность этих работ и выполнение их в свободное от учебы или основной работы время (ст. 88 УК).

Обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

В случаях тяжелой болезни осужденного, препятствующей отбыванию наказания, либо признания его инвалидом первой группы осужденный вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания. В случае наступления беременности женщина, осужденная к обязательным работам, вправе обратиться в суд с ходатайством об отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам.

Срок обязательных работ исчисляется в часах. Они могут устанавливаться на срок от 60 до 480 часов, а несовершеннолетним - от 40 до 160 часов. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до 15 лет не может превышать 2 часов в день, лицами в возрасте от 15 до 16 лет - 3 часов, взрослыми - не свыше 4 часов в день, при этом в рабочие дни - не свыше 2 часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного - 4 часов.

Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов. При наличии уважительных причин уголовно-исполнительная инспекция вправе разрешить осужденному проработать в течение недели меньшее количество часов. Важно отметить, что предоставление осужденному очередного ежегодного отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнение наказания в виде обязательных работ.

В случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются принудительными работами или лишением свободы. Злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается осужденный: более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин; более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину; скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания (ст. 30 УИК РФ). При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока принудительных работ или лишения свободы из расчета один день принудительных работ или один день лишения свободы за восемь часов обязательных работ (ч.3 ст. 49 УК).

Исправительные работы

В памятниках дореволюционного права России широко представлено наказание в виде каторжных работ. О нём упоминается в Артикуле Воинском 1715 г., Уложениях 1845 и 1903 гг. Однако осужденные к каторге всегда содержались под стражей в специальных каторжных тюрьмах, что позволяет говорить о каторге как о разновидности лишения свободы, а не как о наказании, связанном с трудовой деятельностью без изоляции от общества.

В УК РСФСР 1922 г. (ст.35) в рамках принудительных работ без содержания под стражей предусматривались «работы по специальности, при которых осужденный продолжает работать по своей профессии с понижением по тарифному разряду, с обязательными сверхурочными работами и с переводом в другое учреждение или предприятие или в другую местность», а также «работы, требующие неквалифицированного физического труда». В УК РСФСР 1926 г. (ст.30) закреплялись «принудительные работы без лишения свободы». Сущность наказания «исправительные работы без лишения свободы» по УК РСФСР 1960 г. (ст. 27) почти полностью совпадает с современной интерпретацией данного вида наказания.

Исправительные работы по действующему УК РФ (ст. 50) назначаются осужденному, имеющему основное место работы, а равно не имеющему его. Осужденный, имеющий основное место работы, отбывает исправительные работы по основному месту работы. Осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного[66].

Исправительные работы применяется только как основной вид наказания и не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

Исполнение исправительных работ возложено на уголовно-исполнительную инспекцию. Инспекция направляет в организацию, в которой осужденный будет отбывать наказание, копию приговора суда и другие документы.

Осужденный не вправе отказаться от предложенной ему работы. В период отбывания исправительных работ осужденному запрещается увольнение с работы по собственному желанию без разрешения инспекции в письменной форме. В период отбывания исправительных работ ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 рабочих дней предоставляется администрацией организации, в которой работает осужденный, по согласованию с инспекцией.

Исправительные работы могут назначаться на срок от двух месяцев до двух лет. Для несовершеннолетних срок данного наказания варьируется в пределах от двух месяцев до одного года. Началом срока отбывания исправительных работ осужденным, не имеющим основного места работы, является день его выхода на работу, а осужденным, имеющим основное место работы, - день получения администрацией организации, в которой работает осужденный, соответствующих документов из уголовно-исполнительной инспекции. В срок отбывания наказания не засчитывается время, в течение которого осужденный не работал (ст. 42 УИК).

В случаях тяжелой болезни осужденного, препятствующей отбыванию наказания, либо признания его инвалидом первой группы осужденный вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания. В случае наступления беременности женщина, осужденная к исправительным работам, вправе обратиться в суд с ходатайством об отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам.

Основной карательный элемент наказания - удержание в доход государства от 5 до 20% заработной платы. Инспекция ежемесячно проверяет правильность и своевременность удержаний из заработной платы осужденного и перечисление удержанных сумм в соответствующий бюджет.

Уголовно-исполнительная инспекция, сам осужденный или администрация организации, в которой он работает, вправе обращаться в суд с ходатайством о снижении размера удержаний из заработной платы осужденного в случае ухудшения его материального положения. Решение о снижении размера удержаний выносится с учетом всех доходов осужденного (ч.7 ст. 44 УИК).

Инспекция проводит воспитательную работу с осужденными при содействии администрации организаций, в которых они работают. К проведению воспитательной работы могут привлекаться общественные объединения (организации), например, советы трудовых коллективов, профсоюзные организации, попечительские советы, религиозные организации и др.

В случае злостного уклонения осужденного от отбывания исправительных работ суд может заменить неотбытое наказание принудительными работами или лишением свободы из расчета один день принудительных работ или один день лишения свободы за три дня исправительных работ (ч.4 ст. 50 УК). Злостно уклоняющимся от отбывания исправительных работ признается осужденный, допустивший повторное нарушение порядка и условий отбывания наказания после объявления ему предупреждения в письменной форме, а также скрывшийся с места жительства осужденный, местонахождение которого неизвестно (ст. 46 УИК).

Исправительные работы следует отличать от обязательных. Во-первых, срок обязательных работ исчисляется в часах, а исправительных – в месяцах и годах. Во-вторых, обязательные работы выполняются в свободное от работы или учебы время, а исправительные – во время основной работы. В- третьих, обязательные работы не предусматривают оплаты труда, а исправительные подразумевают удержание из заработной платы определенного процента в доход государства.

Наши рекомендации