Система мер уголовно-правового характера

В целях реализации принципов законности и справедливости в Кодексе осуществлена дифференциация, то есть выделение разнородных мер уголовно-правового характера. В систематизированном виде меры уголовно-правового характера выглядят следующим образом:

1. Меры (формы реализации) уголовной ответственности.

2. Принудительные меры воспитательного воздействия.

3. Принудительные меры медицинского характера.

4. Конфискация имущества.

В свою очередь их также можно классифицировать. Так, меры уголовной ответственности складываются из:

а) наказания (ст. 46 - 59 УК);

б) условного осуждения (ст. 73 УК);

в) судимости (ст. 86 УК);

г) освобождения от уголовной ответственности (ст. 75-761, 78, 84, 90, 91 УК);

д) освобождения от наказания (ст. 79, 80, ч.4 ст. 81, 82-85, 92, 93 УК).

Легальная классификация принудительных мер воспитательного воздействия и принудительных мер медицинского характера приведена в ст. 90 и 99 УК соответственно.

Конфискация имущества представляет собой цельный институт, классификации поддается лишь конфискуемое имущество (ч. 1 ст. 1041 УК).

Любая система, в том числе мер уголовно-правового характера, обладает самостоятельными общими признаками, характерными именно для этой системы. Рассмотрим их подробнее:

1. Целостность. Все меры уголовно-правового характера регулируются единым законодательным актом - действующим УК РФ. Их применение преследует общие задачи (ч. 1 ст. 2 УК); базируется на единых принципах уголовного права (ст. 3–7 УК).

2. Взаимосвязь норм, регулирующих применение мер уголовно-правового характера, с иными нормами УК (ст. 8, ст. 9, ст. 14, ст. 15 и многими другими),а также нормами других отраслей права, в т.ч. уголовно-исполнительного и семейного.

3. Структурность. Рассматриваемая система включает в себя относительно обособленные группы мер, правовому регулированию которых посвящены отдельные нормы УК. Причем некоторые из этих групп, помимо установленных Кодексом общих задач, цели и основания, имеют также специальные цели и непосредственные основания применения (например, ч. 2 ст. 43, ч. 2 ст. 92, ст. 98 УК).

4. Иерархичность. Построение иерархии по строгости (силе уголовно-правового воздействия) всех предусмотренных действующим законом мер уголовно-правового воздействия к лицам, совершившим общественно опасные деяния, представляется затруднительным, поскольку, как уже указывалось, законом установлен перечень различных по целям, основаниям применения (назначения) и содержанию мер уголовно-правового характера. С другой стороны, внутренняя иерархия в той или иной степени свойственна таким разновидностям мер уголовно-правового характера, как наказание, принудительные меры медицинского характера и принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые к несовершеннолетним.

5. Взаимосвязанность элементов (мер уголовно-правового характера). Например, судимость (ст. 86 УК) рассматривается как правовое последствие применения к преступнику реального или условного наказания. Статья 104 УК допускает возможность применения принудительных мер медицинского характера, соединенных с исполнением наказания, а ст. 81 УК обязывает суд освободить от наказания либо дальнейшего его отбывания лицо, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, лишающее его возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. Таким лицам суд может назначить принудительные меры медицинского характера.

6. Множественность описания и возможность систематизации и классификации составляющих систему мер уголовно-правового характера элементов. В теории уголовного права также вырабатываются критерии классификации мер уголовно-правового характера в зависимости от основных, относительно самостоятельных видов уголовно-правового воздействия: меры наказания, поощрения, безопасности и восстановления[10].

В УК РФ 1996 г. классификация мер уголовно-правового характера в самых общих чертах дана уже в ч. 2 ст. 2: все установленные в нем меры Кодекс подразделил на наказание и иные меры уголовно-правового характера. Тем самым УК подчеркнул ведущую роль уголовного наказания в системе мер уголовно-правового характера как основной меры государственного принуждения, назначаемой за совершение преступления. В то же время нельзя воспринимать наказание как единственное последствие совершения виновным преступления.

Поэтому предлагаемая нами классификация предусмотренных действующим УК РФ мер уголовно-правового характера (в том числе наказания) основана на их соотношении с мерами (формами реализации) уголовной ответственности[11]. Она разделяет все меры уголовно-правового характера на две группы:

1. Меры, всегда связанные с реализацией уголовной ответственности.

2. Меры, которые могут назначаться в рамках привлечения лица к уголовной ответственности, но могут быть назначены судом и самостоятельно.

Первая группа включает в себя:

а) меры (формы реализации) уголовной ответственности. К ним относятся: наказание (ст. 43–59, 88 УК); условное осуждение (ст. 73, 74 УК); освобождение от уголовной ответственности (безусловные его виды – ст. 75, 76, 761, 78, 84, условный вид освобождения от уголовной ответственности – ст. 90 и 91 УК); освобождение от наказания (безусловное – ст. 80, 83, 84, 85, 92 УК и условное – ст. 79, 80, 81, 82, и 93 УК);

б) меры, применяемые только в случае реализации уголовной ответственности путем вынесения судом обвинительного приговора, но не являющиеся мерами уголовной ответственности (судимость – ст. 86, 95 УК и конфискация имущества – ст. 1041, 1042 и 1043 УК)

Во вторую группу входят принудительные меры медицинского характера (ст. 97–104 УК):

а) назначаемые лицам, совершившим общественно опасное деяние в состоянии невменяемости, которые не подлежат уголовной ответственности;

б) назначаемые в рамках привлечения к уголовной ответственности лиц, совершивших преступления, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания, либо совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости.

Исходя из содержания различных мер уголовно-правового характера и их роли в уголовно-правовом регулировании борьбы с преступностью, прежде всего, необходимо выделить наказание как основную меру уголовно-правового характера (ст. 43–59, 88 УК). Социальное назначение уголовного наказания состоит в охране общества от преступных посягательств. Оно является средством самозащиты общества от преступлений (более подробно вопросы, касающиеся отдельных видов мер уголовно-правового характера, будут рассмотрены в соответствующих разделах учебника).

Меры уголовно-правового характера, связанные с освобождением от уголовной ответственности, реализуются судом или иными уполномоченными органами в досудебной стадии. Освобождение от уголовной ответственности означает одновременно и освобождение от наказания.

Меры уголовно-правового характера, связанные с освобождением от наказания, назначаются только судом. Наукой уголовного права они подразделяются на безусловные и условные.

В июле 2006 г. у раздела VI УК РФ вместо названия «Принудительные меры медицинского характера» появился более широкий заголовок - «Иные меры уголовно-правового характера».

Глава 15 действующего УК в ст. 97–104 раскрывает основания применения, цели, виды, а также основания и условия продления, изменения и прекра­щения принудительных мер медицинского характера в качестве иных мер уго­ловно-правового характера.

Современные принудительные меры медицинского ха­рактера по своей правовой природе являются уголовно-правовыми мерами безопасности, сущность которых заключается в принудительном лечении лиц, совершивших общественно опасные деяния и представляющих по своему пси­хическому состоянию опасность для себя и других лиц[12]. Принудительные меры медицинского характера, в отличие от мер уго­ловного наказания, не содержат такого свойства наказания, как кара.

В правовой литературе последних лет поднята проблема правового статуса конфискации имущества[13], назначаемой исключительно в связи с применением к виновному мер уголовной ответственности, а точнее, - в связи с назначением наказания.

В российском уголовном праве конфискация имущества традиционно выступала самостоятельным видом уголовного наказания. В первоначальной редакции УК РФ 1996 г. конфискация имущества нашла свое отражение в ст. 52, традиционно считающей эту уголовно-правовую меру дополнительным наказанием, заключающемся в принудительном безвозмездном обращении по решению суда в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного. В Кодексе было уточнено, что этот вид наказания может применяться только за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений. Однако суд был вправе постановить об изъятии в собственность государства в том числе и того принадлежащего виновному лицу имущества, которым он обладал законно (т.е. оно не было получено им в результате совершения преступления). Такой подход законодателя, по мнению теоретиков уголовного права, существенно ограничивал имущественные права осужденного, не соответствовал современным представлениям о содержании этой уголовно-правовой санкции, включая положения международного уголовно права о ней[14]. В итоге Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ[15] конфискация имущества была исключена из перечня наказаний, а ст. 52 УК утратила силу[16].

После изменений 2006 г. конфискация имущества в узком, буквальном толковании формулировки действующего УК признана «иной мерой уголовно-правового характера», что известно и зарубежному уголовному законодательству[17].

Глава 18. ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ НАКАЗАНИЯ

Наши рекомендации