Действие уголовного закона по кругу лиц
Действие уголовного закона по кругу лиц определяется субъектным составом его адресатов. Анализ ст. 11–13 УК позволяет сделать вывод, что уголовная юрисдикция РФ во многом обусловлена особенностями государственно-правового статуса лиц, совершивших преступление. Законодатель в этой связи различает три категории таких лиц: граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. от 2 ноября 2013 г.)[87], гражданами РФ являются: а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу данного Закона; 2) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с указанным Федеральным законом.
Аналогичным статусом обладают и лица с двойным гражданством (бипатриды), т.е. граждане РФ, имеющие также гражданство (подданство) иностранного государства. Такой вывод получил чёткое нормативное обоснование (ч. 2 ст. 62 Конституции РФ, ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»). Как уже упоминалось, уголовная юрисдикция РФ в отношении российских граждан реализуется путем применения территориального принципа действия уголовного закона в пространстве (при совершении преступления на территории РФ) либо принципа гражданства (при совершении преступления за границей). Следует отметить, что в соответствии с Конституцией РФ и другими Федеральными законами отдельные категории граждан РФ в силу занимаемого ими особого должностного положения обладают неприкосновенностью, без преодоления либо отмены которой они не могут быть привлечены к уголовной ответственности. К таким лицам, в частности, относятся Президент РФ (ст. 91, 93 Конституции РФ), члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (ст. 98 Конституции РФ), судьи (ст. 122 Конституции РФ) и др.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 28 декабря 2013 г.)[88], иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Основной принцип, определяющий уголовно-правовой статус иностранных граждан, закреплён в ч. 3 ст. 62 Конституции РФ: указанные лица пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных Федеральным законом или международным договором РФ (см. также ст. 33 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). Выделяются три основные категории иностранных граждан: постоянно проживающие, временно проживающие и временно пребывающие в РФ. Однако, по общему правилу, это никак не отражается на объёме уголовной юрисдикции РФ в отношении каждой из них. Все они могут нести уголовную ответственность на основании трех принципов действия уголовного закона в пространстве: территориального (при совершении преступления на территории РФ), реального либо универсального (при совершении преступления за пределами РФ). Исключение составляют лишь те иностранные граждане, которые пользуются личной неприкосновенностью и иммунитетом[89] от уголовной юрисдикции РФ (ч. 4 ст. 11 УК). К ним относятся, прежде всего, дипломатические представители иностранных государств: главы дипломатических представительств (послы, посланники, поверенные в делах), советники, торговые представители, их заместители; военные, военно-морские и военно-воздушные атташе и их помощники; первые, вторые и третьи секретари-атташе и секретари-архивисты, а также члены семей дипломатического персонала представительств, если они совместно проживают с указанными лицами и не являются российскими гражданами. В этот же перечень включаются представители иностранных государств, члены парламентских и правительственных делегаций, должностные лица международных организаций и т.д. К иным лицам, обладающим иммунитетом, относятся консульские должностные лица, сотрудники обслуживающего персонала дипломатических представительств, дипломатические курьеры и т.д. Их иммунитет является ограниченным, т.к. распространяется только на служебную деятельность указанных лиц.
Согласно ч. 4 ст. 11 УК, вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории РФ[90] разрешается в соответствии с нормами международного права. Спектр таких договоров весьма широк. В их числе Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций от 13 февраля 1946 г.; Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений от 21 ноября 1947 г.; Генеральное соглашение о привилегиях и иммунитетах Совета Европы от 2 сентября 1949 г. и Протокол к нему от 6 ноября 1952 г.; Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г.; Венская конвенция о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г.; Конвенция о специальных миссиях от 8 декабря 1969 г.[91]; Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера от 14 марта 1975 г.[92]; Протокол о статусе групп военных наблюдателей и коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от 15 мая 1992 г. и др.
При совершении данными лицами преступления на территории Российской Федерации они объявляются персонами «non grata» (не заслуживающими доверия) и высылаются за пределы РФ, что в принципе не исключает возможности их привлечения к уголовной ответственности. Согласно ч. 4 ст. 31 Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г., иммунитет дипломатического агента от юрисдикции государства пребывания не освобождает его от юрисдикции аккредитующего государства. Кроме того, последнее может отказаться от указанного иммунитета в отношении конкретных лиц (ч. 1 ст. 32 той же Конвенции), что даёт основание для привлечения их к ответственности по уголовному закону страны пребывания (места совершения преступления).
В ст. 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и ст. 3 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» лицом без гражданства (апатридом) признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Безгражданство может возникнуть, к примеру, когда лицо вышло из гражданства своего государства и ещё не приобрело гражданство другого государства. По Конституции РФ (ч. 3 ст. 62) лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных Федеральным законом или международным договором РФ. Уголовный закон (ч. 1 и 3 ст. 12 УК) различает две категории лиц без гражданства: 1) постоянно проживающие на территории РФ и 2) не проживающие постоянно на её территории. К первой категории относят лиц, получивших вид на жительство. С точки зрения уголовной юрисдикции такие апатриды почти полностью приравниваются к гражданам РФ. Они попадают под действие УК РФ исходя из территориального принципа (при совершении преступления в пределах государственной границы РФ) либо принципа гражданства (при совершении преступления за пределами указанной границы). Однако разница в уголовно-правовых статусах названных лиц и граждан РФ всё же наблюдается применительно к институту экстрадиции (см. § 4 настоящей главы). Вторая категория рассматриваемых лиц – это апатриды, получившие разрешение на временное проживание. Уголовно-правовой статус таких лиц и иностранных граждан идентичен. Поэтому в случае совершения преступления лицом без гражданства, постоянно не проживающим на территории РФ, ответственность наступает по УК РФ на основании территориального, реального или универсального принципов действия уголовного закона в пространстве.
Особую («смешанную») группу адресатов уголовного закона составляют беженцы и вынужденные переселенцы. Согласно ст. 1 Федерального закона от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах» (в ред. от 2 июля 2013 г.)[93], беженец – это лицо, лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений. В отличие от беженцев, вынужденные переселенцы в соответствии со ст. 1 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» (в ред. от 25 ноября 2013 г.)[94] являются гражданами РФ, которые по тем же причинам покинули место своего жительства на территории иностранного государства и прибыли на территорию РФ или переселились из одного субъекта РФ в другой. Вынужденными переселенцами могут признаваться также иностранные граждане или лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ на законных основаниях, но по указанным причинам изменившие место своего жительства. Исходя из изложенного можно заключить, что в плане уголовной юрисдикции РФ с учётом конкретной ситуации беженцы приравниваются к иностранным гражданам либо лицам без гражданства, не проживающим постоянно в РФ, а вынужденные переселенцы – к гражданам РФ либо, как исключение, к иностранным гражданам либо лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории РФ.
Следует также отметить, что адресатом целого ряда уголовно-правовых предписаний являются специальные субъекты, т.е. не все физические лица, а лишь определенные категории таких лиц, характеризующиеся особыми признаками, например, должностные лица (ст. 285–287 УК), военнослужащие (ст. 331–352 УК) и т.д. В отдельных случаях в качестве признака специального субъекта преступлений выступает его государственно-правовой статус: гражданин РФ при государственной измене (ст. 275 УК), иностранный гражданин или лицо без гражданства при шпионаже (ст. 276 УК).