Наследование средств индивидуализации.

Обладателем исключительного права на товарный знак или знак обслуживания может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (ст. 1478 ГК РФ). В связи с этим в случае смерти индивидуального предпринимателя - правообладателя подлежит обсуждению возможность и порядок перехода исключительного права на товарный знак (знак обслуживания) в порядке наследования.

Возможность перехода права на товарный знак или знак обслуживания от наследодателя - индивидуального предпринимателя наследникам, у которых также имеется соответствующий статус индивидуального предпринимателя, не вызывает сомнений.

Если на момент открытия наследства среди наследников нет предпринимателей либо наследники-предприниматели отказываются от принятия прав на товарный знак в счет своей доли, в качестве одного из возможных решений предлагалось исходить из признания факта прекращения права на товарный знак в день открытия наследства (день смерти). Такой вывод обосновался указанием на невозможность существования права без субъекта (наследник - не предприниматель таковым не признается, поскольку закон исключает возможность принадлежности права на товарный знак физическому лицу - не предпринимателю).

Дискуссия. По мнению Э.П. Гаврилова, смерть гражданина-предпринимателя может являться одним из случаев прекращения его предпринимательской деятельности, а потому по букве закона смерть этого предпринимателя подпадает под п. 1 ст. 1514 ГК РФ <1> (т.е. прекращение по решению уполномоченного органа).

--------------------------------

<1> Гаврилов Э.П. Наследование интеллектуальных прав в свете Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 // Патенты и лицензии. 2012. N 9. С. 22 - 32.

Другой возможный вариант предлагался М.В. Лабзиным. По его мнению, наследник, не являющийся на день открытия наследства предпринимателем, имеет возможность принять в качестве наследства в счет своей доли право на товарный знак. Для этого ему надо зарегистрироваться в качестве предпринимателя. Он также может уступить право на товарный знак, не становясь предпринимателем.

Обосновывая такую возможность, данный автор предлагал применять по аналогии права положения ГК РФ о наследовании ограниченно оборотоспособных вещей (ст. 1180) и о прекращении права собственности лица на имущество, которое не может ему принадлежать (ст. 238) <1>. Если следовать логике приведенных выше норм, право на товарный знак должно считаться перешедшим наследнику в момент открытия наследства на общих основаниях, без каких-либо ограничений. При неполучении наследником соответствующего статуса право должно быть им отчуждено в течение года со дня возникновения права. В противном случае имущество предлагалось считать подлежащим принудительной продаже с передачей правообладателю вырученной суммы или передаче "в государственную или муниципальную собственность" с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом.

--------------------------------

<1> Лабзин М. Наследование права на товарный знак // ИС. Промышленная собственность. 2007. N 8.

На возможность применения в данном случае по аналогии ст. 1180 ГК РФ указывал и О.Ю. Шилохвост <1>, но ввиду отсутствия особых оговорок, скорее всего, речь идет об аналогии закона.

--------------------------------

<1> Шилохвост О.Ю. Наследование прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации // Патенты и лицензии. 2008. N 1.

В Постановлении N 9 (п. 85) предусматривается, что принадлежавшее индивидуальному предпринимателю исключительное право на товарный знак и знак обслуживания (п. 1 ст. 1484 ГК РФ), унаследованное гражданином, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, должно быть отчуждено им в течение года со дня открытия наследства.

Таким образом, судебная практика: 1) признает возможность перехода исключительного права на товарный знак гражданину, не имеющему статуса предпринимателя в момент открытия наследства; 2) допускает возможность приобретения наследником соответствующего статуса и (или) отчуждения указанным лицом принадлежащего ему исключительного права на товарный знак.

При уклонении наследников от решения вопроса о судьбе товарного знака может, в частности, применяться п. 3 ст. 1514 ГК РФ, предусматривающий, что при переходе исключительного права на товарный знак без договора с правообладателем (ст. 1241) правовая охрана товарного знака может быть прекращена по решению суда по иску заинтересованного лица, если будет доказано, что такой переход вводит потребителей в заблуждение относительно товара или его изготовителя.

Коммерческое обозначение.

Наследодателем исключительных прав на указанное средство индивидуализации может быть только индивидуальный предприниматель.

Постановление Пленума N 9 (абз. 2 п. 85) предусматривает, что принадлежащее предпринимателю исключительное право на коммерческое обозначение в качестве средства индивидуализации принадлежащего правообладателю предприятия (п. п. 1 и 4 ст. 1539 ГК РФ) переходит по наследству только в случаях, если наследником является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Дискуссия. По мнению Э.П. Гаврилова, предложенное решение вопроса представляется нелогичным и следовало бы установить срок, в течение которого наследник (для сохранения за собой унаследованного им исключительного права) мог бы зарегистрироваться в качестве предпринимателя, а не ограничивать переход указанных прав по наследству <1>.

--------------------------------

<1> Гаврилов Э.П. Наследование интеллектуальных прав в свете Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 // Патенты и лицензии. 2012. N 9.

О.Ю. Шилохвост указывает, что закон не требует аналогичного статуса (статуса предпринимателя) от наследников таких наследодателей-предпринимателей. При наличии этого статуса наследники смогут, унаследовав исключительные права на товарный знак и коммерческое обозначение, использовать их в своей предпринимательской деятельности <1>. Он же обращал внимание на важную особенность правового режима исключительного права на коммерческое обозначение: закон допускает его переход к другим лицам (в том числе в порядке универсального правопреемства) только в составе предприятия, для индивидуализации которого оно используется (п. 4 ст. 1539 ГК РФ).

--------------------------------

<1> Шилохвост О.Ю. Наследование прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации // Патенты и лицензии. 2008. N 1.

Собственно, именно эта особенность и ставит под сомнение правильность рассматриваемого разъяснения: из него можно сделать вывод, что исключительное право на коммерческое обозначение может быть самостоятельным объектом наследования, в то время как оно может переходить к другим лицам (в том числе в порядке наследования) только в составе предприятия. В этом отличие исключительного права на коммерческое обозначение от исключительного права на товарный знак: последнее может передаваться отдельно, вне имущества предприятия в целом.

Право на коммерческое обозначение переходит только в составе предприятия <1> и, следовательно, тому лицу, которому переходит право на предприятие в целом. Как уже отмечалось выше, предприятие как имущественный комплекс может перейти в порядке наследования любому субъекту.

--------------------------------

<1> См.: Дмитриев М.А. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Общие положения: Постатейный комментарий к главе 69 Гражданского кодекса Российской Федерации // СПС "КонсультантПлюс". 2013.

Наши рекомендации