Техника и логика изложения правового акта
Каждый правовой акт имеет свою внутреннюю логику. Основные требования к логике изложения правового акта:
- при изложении правового акта должны быть соблюдены требования (правила) формальной логики; оно (изложение) должно быть логически последовательным и непротиворечивым;
- логике изложения правового акта должна соответствовать его структура;
- при изложении правового акта должна быть обеспечена полнота и детализированность правового регулирования;
- изложение нормативных положений, регламентирующих однотипные вопросы, должно быть единообразным (по схеме изложения, степени детализации регулирования и т.п.).
Хотя большинство ученых полагают, что данные нормы по своей природе не являются технико-юридическими, можно согласиться с мнением Н.А.Власенко о своеобразии функционального назначения таких правил, позволяющих рассматривать их в контексте данной проблематики.1 Н.А.Власенко предлагает следующие дополнительные установления:
- определенность и однородность регулируемых отношений (предмета правового регулирования);
- недопустимость конкуренции коллизионных правил, в частности
lex posteriori и lex specialis; - беспробельность
- минимизация отсылок
Типичная схема общей логики изложения, например, закона может быть следующей. Логически закон состоит из трех частей: общей (вводной), основной и заключительной.
Общая (вводная) часть закона(она, как правило, занимает первую главу, озаглавливаемую «Общие положения») включает нормативные положения, определяющие:
1. предмет регулирования закона (отдельная статья);
2. значение терминов, используемых в законе (отдельная статья);
3. состав законодательства по предмету регулирования закона (отдельная статья);
4. наиболее общие положения закона, в частности, принципы правового регулирования и субъектный состав соответствующих отношений, классификации (отдельная статья или группа статей).
Основная часть закона(она в большинстве случаев занимает несколько глав закона) включает нормативные положения, определяющие:
1. компетенцию органов государственной власти по вопросам, относящимся к предмету регулирования закона (отдельная глава или группа статей);
2. правовые режимы, права и обязанности, порядок осуществления деятельности в сфере отношений, регулируемых законом (группа глав);
3. меры ответственности, иные последствия нарушения положений закона (глава или группа статей).
Заключительная часть закона(чаще всего это последняя глава, озаглавливаемая «Заключительные положения») включает нормативные положения, определяющие:
- вступление закона в силу (отдельная статья);
- переходные положения (отдельная статья);
- изменения в законодательстве, связанные с принятием закона (отдельная статья);
- необходимость и сроки приведения нормативных правовых актов в соответствие с принятым законом (отдельная статья).
Необходимо сказать несколько слов о такой практике, как воспроизведение в правовом акте положений других правовых актов. По общему правилу содержание каждого правового акта должно быть оригинальным. Однако в отдельных случаях все же возможно воспроизведение в правовом акте положений других правовых актов. Важно только, чтобы воспроизведение положений других актов было оправданным и минимальным.
К сожалению, в настоящее время практика дублирования правовыми актами федерального законодательства вышла за всякие разумные пределы. Без преувеличения можно сказать, что дублирование стало бичом регионального законодательства. По нашим оценкам, законодательство Нижегородской области примерно на четверть дублирует (часто с искажениями) федеральное законодательство.
При воспроизведении правовых актов рекомендуется придерживаться следующих правил техники изложения.
В случае необходимости в правовом акте субъекта Российской Федерации воспроизводятся отдельные положения других правовых актов данного субъекта Российской Федерации, обладающих более высокой юридической силой, со ссылкой на такие акты.
В правовых актах субъекта Российской Федерации не допускается воспроизведение положений федеральных правовых актов, за исключением случаев, когда такое воспроизведение необходимо для обеспечения системности, полноты и ясности правового регулирования. При воспроизведении положений федеральных правовых актов на них делается ссылка.
Положения других правовых актов должны воспроизводиться без смыслового искажения и таким образом, чтобы было видно, какой именно текст правового акта является воспроизведением положений другого правового акта.
Подводя итог вышесказанному, следует заключить, что при подготовке законопроектов могут возникнуть сложные логико-семантические проблемы. В подобных случаях целесообразно прибегнуть к назначению логической экспертизы.