Каково взаимодействие уголовного права с другими отраслями российского права и с международным правом?
Уголовное право взаимодействует с другими отраслями российского права. Наиболее тесна его связь с уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным и административным правом.
Уголовно-процессуальное право представляет собой совокупность норм, определяющих порядок и формы деятельности органа дознания, следователя, прокурора и суда при расследовании преступлений, разбирательстве уголовных дел в судах и обжаловании решений судов по таким делам. Соотношение уголовного и уголовно-процессуального права проявляется в первую очередь в том, что уголовное право определяет те правовые категории, которые составляют предмет доказывания в уголовном процессе.
В уголовном праве определены основания для освобождения от уголовной ответственности и наказания, а в уголовно-процессуальном праве - порядок такого освобождения.
Таким образом, если уголовное право определяет содержание правоотношений, то уголовный процесс - форму. Наиболее тесное взаимодействие этих двух отраслей проявляется в вопросах основания уголовной ответственности, предмета доказывания по уголовному делу, давности, амнистии, помилования, экстрадиции, ответственности несовершеннолетних лиц и некоторых других категорий обвиняемых.
Уголовно-исполнительное право определяет основные средства исправления осужденных (ст. 9 УИК 1997 г.), их правовой статус (гл. 2 УИК), устанавливает порядок исполнения различных видов наказания и применения иных мер уголовно-правового характера, дает определение злостного уклонения от отбывания наказания, устанавливает порядок освобождения от наказания, регламентирует осуществление контроля за поведением условно осужденных и в этой части непосредственно взаимодействует с уголовным правом.
Административное право близко уголовному по задачам, поскольку и то, и другое во главу угла ставят охрану прав и свобод личности, имущественных отношений и интересов государства. Помимо этого можно отметить сходство в методах воздействия на общественные отношения, поскольку и административное, и уголовное право в первую очередь используют юридическую ответственность в качестве такого средства воздействия. В КоАП . существуют сходные с уголовными виды наказания: административный штраф и штраф в уголовном праве, административный арест и арест в уголовном праве. Конфискация определенных предметов предусмотрена и в административном, и в уголовном праве. Правда, в административном праве она рассматривается в качестве вида административного наказания, а в уголовном - как "иная", отличная от наказания мера государственного принуждения.
Следует сказать и о "смежных" составах, ответственность за которые предусмотрена в административном и уголовном праве. Так, в административном праве существует состав мелкого хулиганства, предусмотренный ст. 20.1 КоАП, в то же время уголовному праву известен состав хулиганства (ст. 213 УК) и иных преступлений, совершенных из хулиганских побуждений. Соотношение этих деяний можно установить, обратившись к текстам двух кодексов.
К составам, требующим разграничения, относятся также приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств (ст. 6.8 КоАП), нарушение авторских и смежных прав (ст. 7.12 КоАП), уничтожение или повреждение чужого имущества (ст. 7.17 КоАП), мелкое хищение (ст. 7.27 КоАП), неправомерные действия при банкротстве (ст. 14.13 КоАП) и многие другие.
Принятие УК 1996 г., в текст которого были включены ранее неизвестные составы преступлений, привело к проблеме соотношения отдельных норм уголовного права с нормами гражданского, финансового, налогового, таможенного права и других отраслей. К примеру, преступлением в сфере экономической деятельности признается уклонение физического лица от уплаты налогов и (или) сборов (ст. 198 УК). В то же время подобное деяние предусмотрено в качестве налогового правонарушения в Налоговом кодексе РФ. Согласно ст. 106 НК налоговым правонарушением признается виновно совершенное, противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Кодексом установлена ответственность. К налоговым правонарушениям, в частности, отнесены непредставление налоговой декларации (ст. 119 НК), неуплата или неполная уплата сумм налога (ст. 122 НК) и др. Разграничение собственно налогового правонарушения и налогового преступления проводится с учетом такого критерия, как сумма неуплаченного налога. Уголовная ответственность наступает при условии неуплаты налога в крупном размере (см. прим. к ст. 198 УК). При этом для привлечения лица к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налога требуется обращение к нормам налогового права, поскольку в уголовном праве не определяются понятие налога, порядок и сроки его уплаты и т.п. В этой части можно говорить о взаимодействии уголовного и налогового права.
Обращение к нормам гражданского права, содержащего определение предпринимательской деятельности, необходимо при квалификации воспрепятствования законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК), незаконного предпринимательства (ст. 171 УК) и др. В гражданском праве определены и другие ключевые понятия, используемые законодателем при конструировании норм о преступлениях в сфере экономической деятельности: сделка (ст. 179 УК), кредит и кредиторская задолженность (ст. ст. 176, 177 УК), юридические лица (ст. 171 УК), лицензия (ст. ст. 171, 172 УК) и др.
Не будет преувеличением сказать, что уголовное право, в той или иной степени, взаимодействует со всеми отраслями российского права, поскольку в некоторых случаях устанавливает ответственность за наиболее серьезные нарушения правил, установленных другими отраслями, и поскольку при конструировании составов преступлений заимствует ряд правовых категорий, выработанных этими иными отраслями права.
Уголовное право взаимодействует с международным правом. Согласно Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации (ст. 15) <1>. О связи с международным правом говорится и в самом УК. Так, согласно ст. 1 УК основывается на "общепризнанных принципах и нормах международного права" (ч. 2). В случае коллизии уголовно-правовой нормы Российской Федерации и нормы международного права приоритет отдается норме международного права. В УК существуют нормы, применение которых невозможно без обращения к нормам международного права. Это относится к действию уголовного закона в пространстве, ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, ответственности иностранных граждан за ряд преступлений, совершенных за границей, выдаче иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступление за границей, и др. В Кодексе содержатся составы так называемых конвенционных преступлений, т.е. таких, общие признаки которых и принципы ответственности за которые предусмотрены в международных соглашениях (конвенциях), ратифицированных Россией. К числу таких составов относятся торговля людьми, терроризм, незаконный оборот наркотиков и психотропных веществ, угон судна воздушного или водного транспорта и др. Помимо этого в УК установлена ответственность и за ряд международных преступлений, т.е. преступлений, посягающих на безопасность всего человечества: геноцид, экоцид, наемничество, военные преступления (гл. 34 "Преступления против мира и безопасности человечества"). Таким образом, связь уголовного права Российской Федерации и международного права довольно сильная.