Географические условия Апеннинского полуострова
§ 3. Географические условия, оказывающие огромное влияние на характер и судьбы народов, должны были оказать его и на характер и судьбы италийцев, а в частности и римлян. Прямых доказательств этого влияния, конечно, нет. Мы можем усмотреть его отчасти из сравнения италийцев с греками, народом наиболее им родственным, отчасти из сопоставления априористических выводов с некоторыми известными нам фактами.
В характере всех италийцев и особенно римлян есть некоторые общие черты, происхождение которых мы можем поставить в связь с очертанием берегов и поверхности Италии. Сравнение с Грецией может подтвердить эту связь. Греция отличается изобилием гаваней и близлежащих островов; у Италии береговая линия развита слабо и островов мало; внутри она обладает обширными плодородными равнинами, хотя не лишена и горных местностей. Вследствие таких географических условий главное занятие греков было мореплавание и торговля, главное занятие италийцев - земледелие и охота в лесах.
От этого различия в природе стран и занятиях можно ожидать образования различных народных характеров. Мореплавание, знакомя с новыми странами, должно было расширять умственный кругозор греков. Борьба с подвижной стихией, где личная ловкость и сообразительность обеспечивают победу, должна была развивать личную инициативу. Наконец, созерцание красот бурного и спокойного моря и живописных берегов должно было развивать эстетическое чувство. Все это должно было придать народному характеру живую впечатлительность и подвижность.
Обращаясь к фактам, мы действительно встречаем в характере греков эти черты. Национальная религия, в которой, особенно в ранний период, очень резко отражается народный характер, также подтверждает наш вывод: фантазия греков творила широко и свободно; она создала многочисленный мир прекрасных, радостных богов.
Напротив, италийцы, привязанные своим занятием и свойствами берегов к одному месту, не могли быстро расширить своего умственного кругозора. С другой стороны, земледелие, в противоположность мореплаванию, требовало не ловкости и находчивости, а упорной, терпеливой, медленной работы, причем успех в значительной степени зависел от случайных изменений в природе. Здесь не было условий для развития живой впечатлительности, подвижности и фантазии, напротив, все благоприятствовало развитию в характере спокойствия, устойчивости, прозаичности и хладнокровной рассудочности. И здесь факты подтверждают вывод: характер древних италийцев, в особенности римлян, представляет именно эти черты; религия их была миром безличных богов, которые являются просто олицетворением разных, часто самых мелких, жизненных отношений; а культ этих богов состоял в точном до боязливости соблюдении множества мелких обрядов. Мы увидим, что этот характер отразился и на древнем римском праве.
Различия поверхности в пределах Апеннинского полуострова создали различия между самими италийцами. Жители западной части полуострова, где преобладают равнины, занимались земледелием, а жители восточной - горной и лесистой - части занимались охотой. Различие в занятиях и здесь должно было отразиться на характере. Земледельцы, вполне осевшиеся, должны были иметь высшую степень культуры и большую вследствие этого способность к развитию общественных учреждений. Действительно, мы видим у них раннее образование государства. Напротив, охотники, при их полукочевой жизни, должны были развиваться медленнее и потому долее держаться традиционных форм жизни, что мы и замечаем, например, у сабинов и самнитов.
Наконец, надо заметить, что в Италии нет такого мелкого деления страны горными хребтами, как в Греции. Поэтому в ней не было географических препятствий к образованию единого государства.
Возникновение города Рима
§ 4. От факторов, имевших общее значение для всех италийцев, перейдем к факторам, относящимся исключительно к римскому народу. Известная сага о возникновении Рима рассказывает, что город был основан Ромулом и Ремом, что по смерти Рема Ромул разделил все собравшееся около него общество на три группы - трибы (tribus), которые были названы ramnes, titles и luceres; несколько времени спустя к новому государству присоединилось племя сабинов, причем поводом к присоединению послужило известное похищение сабинянок; еще позднее к Риму присоединилось третье племя.
Эта сага, переданная здесь только в самых кратких чертах, не признается современной наукой за исторически достоверное предание. Рассказ об основании города Ромулом и Ремом возник, наверное, после того, как Рим стал двойным латино-сабинским государством, и вызван был, вероятно, стремлением объяснить эту двойственность. С большой вероятностью мы можем вывести из саги только то, что римский народ сложился из трех племен. Рим первоначально был городом только одного латинского племени, которое сага называет ramnes. Это племя, вероятно, образовалось из соединения нескольких союзов родов, pagi, о которых было говорено выше. Местом, где возник первоначальный Рим, был, вероятно, Палатинский холм. Так надо предполагать потому, что все местности, упоминаемые в саге об основании города Ромулом, находятся на этом холме. Еще во времена Тацита видели древний вал, окружавший этот холм. С течением времени в состав латинского государства входит другое племя, сабинское, составившее ту трибу titles, о которой упоминает сага. Местом первоначального поселения сабинян был, вероятно, Квиринальский холм. Это подтверждается тем, что сага приписывает трибе tities отдельное местожительство на Квиринальском холме, и тем, что comitium, площадь, на которой были общие собрания всего народа, помещался между двумя холмами - Палатинским и Квиринальским.
Включение сабинского племени в состав Римского государства должно было отразиться и на строе этого последнего, и на характере народа, постепенно образовавшегося из слияния латинского и сабинского племен. Укажем на некоторые последствия, которые можно с вероятностью приписать рассматриваемому событию.
1) Как увидим ниже, весь древнейший римский народ делился на курии (curiae). Каждая курия представляла соединение нескольких родов. Весьма возможно, что это искусственное деление возникло именно вследствие присоединения сабинян, так как для участия новых граждан в решении общих дел необходимо было членов обоих племен включить в какую-нибудь общую организацию.
2) Многие древнейшие римские учреждения носят двойственный характер, т.е. они сами или их члены являются в числе двух или в таком числе, которое есть только умножение двух, например, весталок было 4, коллегий (религиозных) салиев 2 (одна для ramnes, другая для tities), фециалов (жрецы) было 20. Эта двойственность может быть объяснена тем, что Римское государство долгое время состояло только из двух равноправных племен, из которых каждое требовало одинакового участия в общегосударственных учреждениях.
3) Можно думать, что сабины главным образом внесли в римский характер тот консерватизм, который играет столь важную роль в истории римского права, и ту суровую чистоту нравов, которой отличались римляне в лучшее время республики и которую часто приходится принимать в расчет для правильного понимания юридических и государственных учреждений Рима. Такое влияние сабинского элемента можно допустить по следующим основаниям. Сабины до соединения с Римом были горными жителями, а известно, что это обстоятельство всегда придает народу два указанных свойства. Далее, сага выставляет сабинянина Нуму Помпилия основателем почти всех религиозных учреждений Рима, из чего можно заключить, что сабины оказали сильное влияние на образование религии древних римлян, а в религии, на ранних ступенях народной жизни, обыкновенно сосредоточивается вся нравственная жизнь народа, и консерватизм составляет ее существенную принадлежность. Затем, по преданию, во времена Тарквиния Древнего сабинский авгур Attus Navius является поборником старых патрицианских учреждений против реформаторских стремлений Тарквиния. Наконец, в исторические времена главным образом сабинские роды борются за сохранение патрицианских преимуществ.
Судя по тому, что римский народ, при всем уважении и пощаде к своим старым учреждениям, неустанно развивал и обновлял их, и припоминая сказанное раньше (§ 3) о высшей культуре латинских земледельцев, мы вправе заключить, что латинские ramnes, в противоположность сабинским tities, внесли в римский характер начало прогресса, движения.
Таким образом, в римском народе уже в самом начале его жизни появляются противоположности, которые должны были естественно вступить в борьбу друг с другом. Подобно тому, как борьба страстей в отдельном человеке, если он выходит из нее победителем, развивает в нем личную энергию, как говорят, закаляет его характер, так и эта борьба племенных темпераментов, происходящая в недрах народа, если она, как у римлян, оканчивается примирением противоположностей, закаляет народный характер, т.е. развивает в нем энергию: железная энергия древних римлян общеизвестна*(26).
Эти особенности римского характера - консерватизм, строгая нравственность и железная энергия - являются важными факторами в истории римского права. Образование римского народа из смешения разных племен указывает нам на источник (конечно, не единственный) этих особенностей.
4) Если верно сообщение римских писателей, что сабинское племя называлось quirites, то нужно признать, что от него это название перешло на весь римский народ: известно, что этот последний в официальных актах и формулах часто называется Populus Romanus Quiritium, P.R. Quirites или просто Quirites. Потому же нужно признать, что и римское древнейшее право, носящее строго национальный характер, от сабинян получило свое название jus Quiritium.
Что касается третьего племени, luceres, то о нем нельзя сказать ничего сколько-нибудь достоверного.