Тема 9. Сообщество юристов как профессиональная корпорация
9.1. Понятие сообщества юристов и его значение.
Понятие сообщества юристов имеет нормативное и ненормативное значение.
В первом значении о судейском сообществе говорится в ст. 29 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФЗ "О судебной системе Российской Федерации" и ныне исключенной в связи с принятием специального закона, в ст. 17 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации". Положения этих законов развиты в Федеральном законе от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации". Понятие сообщества правомерно введено в законодательство и отражает современные подходы и традиции ряда европейских стран. Действительно, судьи в целом, их коллектив, корпорация, сообщество, равно как и иные юристы, естественно образуют или могут образовывать в реальности или в Интернете ту профессиональную группу, которая способна весьма квалифицированно и правильно решать профессиональные задачи, заботиться об интересах входящих в судейскую корпорацию лиц.
Второе значение понятия "сообщество юристов" - не нормативное, т.е. не воспринятое каким-либо законодательным или иным нормативным правовым актом, но оно отражает реалии существования сообщества юристов в целом и сообщества отдельных категорий, отдельных групп юристов. В этом смысле под сообществом юристов понимаются все юристы, работающие в стране и являющиеся субъектами профессиональной юридической деятельности. Юристы, образуя сообщество, неформально, но реально связаны между собой общностью задач, единством профессиональных и иных правил, на основе которых осуществляется профессиональная юридическая деятельность, единой подготовкой, общностью языка и методик.
При определенных оговорках к сообществу юристов могут быть отнесены и лица, получающие профессиональное юридическое образование (студенты, курсанты, аспиранты и пр.), и лица, готовые осуществлять юридическую деятельность (пенсионеры, судьи в отставке и пр.). Следовательно, во всяком случае, достаточно хорошо работает основной признак, определяющий отнесение лица к корпорации юристов, - признание его юристом и профессиональное осуществление в настоящем и будущем (или в прошлом) юридического труда. Признак этот в большинстве случаев, прежде всего когда речь идет о классических профессиях юристов, несомненен и даже самоочевиден (судьи, прокуроры, следователи). И все же в некоторых случаях, действительно, вопрос об отнесении лица к корпорации юристов является спорным. Можно рассуждать, считается ли юристом секретарь суда, судебный исполнитель, инспектор либо инструктор тех или иных органов управления в сфере правоохраны, и т.п. В некоторых странах чины полиции, включая оперативный аппарат, юристами не считаются официально. Но эти пограничные проблемы и ситуации не мешают признанию единства сообщества юристов.
Положение сообщества юристов в обществе проявляется при их сравнении с другими профессиональными группами, уяснении позиции юристов страны и его возможностей влиять на социальное развитие.
Прежде всего, сообщество юристов, или юридическое сообщество, объективно занимает в обществе не более высокое, но и не более низкое положение, чем любая другая профессиональная группа (врачи, садовники, футболисты, финансисты и пр.), сложившаяся в процессе разделения труда, разумеется, в том случае, если общество и составляющие его социальные слои готовы признавать и оплачивать труд профессиональных групп. Юристы, представляя собой в идеале передовую, даже элитарную, профессиональную группу, все же не обладают правовыми и моральными преимуществами по отношению к другим группам людей.
Сообщество юристов по своей природе - это группа профессионалов, в установленном порядке наделенных функциями, исполняемыми для гражданина, налогоплательщика и избирателя за их счет и по их поручению. Этим определяются предназначенность и положение сообщества юристов, выполняющих работу на основе определенной компетенции, мотивированности, а главное - результативности и надежности. Во всех случаях лицо, принявшее на себя пусть даже самую высокую профессиональную роль юриста, и должно ее выполнять для общества, а не независимо от него. При этом, разумеется, должны соблюдаться некоторые экономические, этические условия, существующие в обществе.
Такое положение сообщества юристов одновременно в идеале обеспечивает определенную автономность, позволяющую оценивать с профессиональных позиций поставленные перед юристами задачи, вырабатывать методики их решения, обеспечивая соблюдение правовых и этических норм, интересов как сообщества юристов, так и потребителей их труда.
Реально определение положения сообщества юристов - очень серьезная социальная проблема, которая решается всякий раз заново на социальном и индивидуальном уровнях применительно к подгруппам, входящим в сообщество, и в целом.
Уже в 1992 г. в одной из работ утверждалось, что юрист "обязан активно проводить в жизнь политику государства». Это не вызывает сомнения, если:
а) речь идет о законной политике;
б) юрист имеет специальную компетенцию; в) юрист осуществляет ее законными методами. Но беда в том, что эти черты как бы забываются, и иногда юристы - государственные служащие то полагают себя слугами государства, а не закона, то критикуют государство с экстремистских позиций.
На наш взгляд, сообщество юристов - не слуга государства. Оно не обязано от своего имени вести активную государственную политику. Сообщество юристов - это профессиональная группа, которая обязана на основе Конституции представлять интересы и гражданина, и государства и в соответствующих случаях разрешать конфликты между ними.
9.2. Структура сообщества (корпорации) юристов. Вопрос о структуре сообщества (или корпорации) юристов связан с обоснованием правомерности выделения профессиональной юридической деятельности как единого целого, а главное - с уяснением реального "разнообразия" состава сообщества юристов, необходимости и достаточности такого разнообразия. В структуре сообщества юристов по различным критериям можно выделить такие группы:
- по статусу:
1) юристы - государственные служащие;
2) юристы - лица свободной профессии;
- по сфере деятельности:
1) юристы в сфере борьбы с преступностью и уголовного судопроизводства;
2) юристы в сфере экономики;
3) юристы в сфере управления;
4) юристы, работающие в сфере предоставления правовой помощи и юридических услуг;
- по принадлежности к организационным структурам:
1) судьи;
2) прокуроры и следователи прокуратуры;
3) юристы - работники силовых ведомств (МВД, ФСБ и пр.);
4) адвокаты, работники адвокатских юридических фирм;
5) юрисконсульты, работники юридических фирм;
6) юристы-управленцы;
7) юристы - научные работники и эксперты;
- по служебному положению:
1) юристы- исполнители оперативных функций (следователи, судьи, адвокаты и пр.);
2) юристы - исполнители штабных функций;
3) юристы-руководители.
Деятельность юристов, входящих в эти группы, взаимодополняема. Они не могут обходиться друг без друга. Но различия и противоречия между ними есть.
Работа нотариуса отличается от работы следователя прокуратуры или органов внутренних дел, а последних - от работы служащих правовых отделов банков, социального обеспечения. Противоречия же между отдельными группами юристов объясняются либо различиями стоящих перед ними целей, либо традициями, либо иными обстоятельствами, иногда экономико-организационными.
Но все эти споры, противоречия, разногласия касаются общего предмета - правореализации. Они высказываются на одном языке и лишь доказывают тот факт, что в обществе функционирует единое до определенных границ сообщество юристов, имеющее сложную внутреннюю структуру.
9.3. Единство сообщества юристов предопределяется следующими признаками:
Первый сущностный признак, - это в определенном плане общие цели, содержание и характер их профессионального труда. Профессиональный труд юриста, будучи внутренне разнообразным, опирается на единую правовую систему и предназначен для реализации единых конституционных норм, единого законодательства.
Второй признак такого рода - взаимосвязь и дополняемость различных юридических должностей или ролей, функций юристов. Здесь речь идет уже не о возможности смены должностей, а именно о совместном (постоянно или в тенденции) решении профессиональных задач. Действительно, работа нотариуса далека от работы прокурора, либо следователя, либо юрисконсульта. И все же во многих случаях они решают с разных сторон одни и те же либо однородные задачи так, что результаты деятельности одного используются другим и, соответственно, вписываются в общие процедуры. В данном случае опять-таки складывается разделение труда, но на основе тесного переплетения операций.
Этот признак, кроме того, практически проявляется в существовании тесных производственных связей в сфере процессуальной юридической деятельности, которые в принципе образуют технологический процесс либо, по меньшей мере, группу взаимно зависимых технологических процессов.
Третий признак, объединяющий юристов в корпорацию, состоит в едином процессе социализации, включающем воздействие общества, традиции и прочие факторы, перерабатываемые через единое юридическое образование и профессиональное общение в самом широком смысле слова. Этот процесс приводит к возникновению преобладающей специфической для корпорации юристов модели поведения и мышления.
Наконец, четвертый признак единства сообщества юристов - это специфическое обычное право юристов, их этика и профессиональная мораль, включающая систему внутреннего социального контроля. Профессиональная репутация возникает прежде всего в профессиональном окружении и затем передается вовне. Собственно поэтому специалистам любого правового профиля невозможно работать без контактов с другими юристами. Редкость, необязательность таких контактов негативно сказываются на уровне профессиональной юридической деятельности.
Итак, сообщество юристов в стране, сложившееся в определенный период, способно вырабатывать и действительно вырабатывает:
- специфические требования к профессионализму, оценочно определяя тот или иной уровень владения правовыми навыками, техникой профессионального юридического труда, сам характер необходимых юридических знаний и т.п.;
- профессиональную этику и мораль, прежде всего проявляющиеся в ориентации на цели деятельности: самосохранение, профессиональную карьеру, благо общества, благо отдельных людей, помощь которым в принципе способна доставить удовольствие;
- стереотипы профессионального, служебного и внеслужебного поведения.
Результаты саморегуляции сообщества юристов закрепляются в формальных и неформальных связях, например, когда суд так или иначе считается с уровнем следствия, будучи не в силах выносить оправдательные приговоры во всех случаях совершения профессиональных ошибок. Наконец, результаты саморегуляции сообществ юристов получают определенную легитимацию в процессе профессиональной карьеры юриста, когда окончательно выясняется, что же ведет его к успеху.
Сообщество юристов должно строить специальные механизмы преодоления негативных процессов саморегуляции, ликвидации их последствий. И, напротив, необходимо настраивать сообщество на позитивную саморегуляцию.
Определенные позитивные цели и механизмы такой саморегуляции сейчас даны в Федеральном законе "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" и в Законе РФ "О статусе судей в Российской Федерации". В частности, ст. 4 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" ставит задачи содействия совершенствованию судебной системы и судопроизводства, защите прав и законных интересов судей; утверждения авторитета судебной власти и пр.
Практические проблемы состоят в совершенствовании и реальном использовании таких механизмов, а также распространении их на сообщество юристов в целом.
Важнейшим инструментом, объединяющим юристов России, является деятельность Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России», а также Союза юристов России.