Тема 20. Исправительно – трудовая психология. Психологические факторы ресоциализаци

Семинар 35 (2 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Психология осужденного.

2. Психологические особенности личности осужденного в динамике отбывания наказания.

3. Проблемы эффективности наказания.

4. Методы психологического воздействия на осужденных в процессе их перевоспитания.

5. Труд осужденного в условиях лишения свободы.

6. Психологические факторы успешной ресоциализации. Проблемы адаптации освобожденного к жизни на свободе.

Литература:

Основная:

*Васильев В.Л. Юридическая психология: учебник для студентов вузов – 5-е изд., доп. и перераб. / В.Л.Васильев – СПб.: Питер, 2008.

*Еникеев М.И. Юридическая психология: Учебник для вузов. - М., 2001.

*Романов В.Г. Юридическая психология: Учебное пособие. - М., 2003.

*Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: Учебник для юридических вузов. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 2000.

*Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. Учебник для вузов.- изд. 2-е.- М.: ИКД Зерцало - М, 2006.

Дополнительная:

Аминов И.И. Занимательная психология для юристов: Учеб.пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право. 2001.

Водолазский Б.Ф., Гутерман М.П. Конфликты и стрессы в деятельности работников органов внутренних дел. – Омск, 1976.

Габдреева Г.Ш. Самоуправление психическим состоянием. Учебное пособие. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1981.

Гиппиус С. Гимнастика чувств. – М-Л., 1967.

Еникеев М.И. Практикум по юридической психологии. – М.: Изд-во НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА – М), 2001.

Жариков Е.С. Психологические средства стрессоустойчивости. – М., 1990.

Ильченко Ю.И. Эмоции и чувства в деятельности следователя. - Краснодар, 1978.

Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М., 1983.

Куценко В.Г. Пути самосовершенствования личности. - Ленинград, 1979.

Леви В.Л. Искусство быть собой. Индивидуальная психотехника. – Изд. обновл. – М.: Знание, 1991.

Прокофьев Л.Е. Основы психической саморегуляции: Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Лань», 2003.

Прыгунов П.Я. Практикум по психологии ролевого поведения (для сотрудников правоохранительных органов): Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.

Сорокотягин И.Н. Правовая психология: Учебник для юридических вузов. – Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1998.

Шнайдер К. Как снять стресс: 30 способов улучшить свое самочувствие за 3 минуты. - М., 1993.

Якушин С.Ю., Виноградова Т.Ю. Формирование профессионально-важных качеств личности юриста в ВУЗе // Ежегодник Российского психологического общества. Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 г. Том 2. – СПб: Изд-во С-Петербургского ун-та, 2003. С. 122 – 125.




Методические рекомендации по изучению дисциплины И ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Психологические знания в настоящее время являются обязательной составной частью юридического образования. Знание психологии, применение в процессе юридической деятельности современных психологических рекомендаций облегчает труд юриста, помогает ему строить и регулировать взаимоотношения с другими людьми, глубже понимать мотивы поступков людей, познавать объективную действительность, правильно оценивать ее и использовать результаты познания в практике.

В рамках предложенного курса изучению юридической психологии предшествует освоение студентами основных положений общей психологии. Такой подход позволяет на основе базовых понятий и категорий указанных наук раскрыть оптимальные пути и способы их использования в социально-правовой сфере.

Самостоятельная работа студентов является одним из важнейших составных элементов процесса обучения в вузе. Самостоятельная работа студентов (СРС) под контролем преподавателя является индивидуальной работой, проводимой вне аудиторных часов лекционных и семинарских занятий.

Цель и задачи выполняемой работы определяются кафедрой и преподавателем в рамках учебных дисциплин, предусмотренных учебным планом. Формы оптимального осуществления СРС определяются студентом совместно с преподавателем. Эффективность самостоятельной работы зависит от личных усилий студента, преподаватель лишь организует и направляет познавательную деятельность обучаемых. Поэтому цель самостоятельной работы студентов – поиск, расширение и повышение уровня знаний. При оптимальной организации самостоятельная подготовка играет решающую роль для развития самостоятельности как одной из ведущих черт личности специалиста и выступает средством, обеспечивающим решение следующих задач:

- развитие и совершенствование навыков изложения своих мыслей устно и письменно;

- сознательное и прочное усвоение знаний по предмету;

- овладение способами и приемами самообразования;

- развитие потребности в самостоятельном пополнении знаний;

- развитие творческих способностей и активности студентов: самостоятельности, ответственности, организованности и самореализации;

- формирование умений делать обзоры литературы (нормативной, справочной, учебной, специальной) и составлять библиографию по определенным темам или проблемам;

- готовиться к выступлениям на выбранную тему;

- развивать исследовательские умения;

- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов.

Исходя из поставленных целей и задач самостоятельной работы студентов, могут быть выделены следующие её направления:

1. Повторение изложенного на лекционных занятиях материала.

2. Самостоятельное изучение студентом тем дисциплины, не рассматриваемых на лекциях.

3. Формирование и развитие творческого научно-исследовательского мышления.

Первое из выделенных направлений – повторение пройденного материала – является наиболее простым и распространенным при реализации в учебном процессе, более сложным и требующим самостоятельных поисковых усилий является изучение незнакомых для студента тем; к наиболее сложным направлением самостоятельной работы студентов следует отнести формирование творческого научно-исследовательского мышления студентов. В данном случае целью творчества является самовыражение, научно-исследовательское саморазвитие, самосовершенствование и самореализация, в результате чего возможно создание новых идей, образов, методов исследований и научных представлений.

Можно выделить следующие виды самостоятельной работы студентов:

1. Репродуктивная самостоятельная работа студента – она связана со знаниями, которые студенты уже получили на лекционных занятиях по изучаемой дисциплине. Она направлена на стимулирование запоминания, систематизации ранее полученных знаний и подготавливает к получению новых знаний. Этот вид СРС включает два основных элемента: а/воспроизведение изученного – реализуется через повторение и комментирование студентами предыдущего материала и применение его к изучению настоящего; б/тренировочная и проверочная самостоятельная работа предполагает не только воспроизведение изученного, но и применение усвоенных правил, понятий в новых ситуациях, а также комбинирование материала, полученного в ходе изучения всего комплекса дисциплин, самостоятельное составление примеров и задач.

2. Познавательно-поисковая самостоятельная работа студента – она направлена на овладение способами и приемами самообразования через развитие потребности в самостоятельном пополнении знаний по темам, которые не были изложены в ходе лекционных, семинарских занятий. Этот вид СРС включает в себя: подготовительный этап (формулирование новой проблематики для студента); изучение существующих подходов и научных разработок по заявленной проблематике, в результате чего осуществляется обзор нормативной, справочной, учебной и специальной литературы; анализ круга работ, посредством которых студент самостоятельно приобретает знания на основе наблюдений, опытов, экспериментов; совершенствование и углубление новых знаний, их переработку.

3. Научно-исследовательская самостоятельная работа студента является наиболее сложной и наиболее интересной формой самостоятельной работы студентов, поскольку требует творческого подхода, самоорганизованности и определенной базы знаний. Поэтому предполагается, что студент в достаточной степени владеет навыками первых двух видов самостоятельной работы и в состоянии перейти на ступень научно-исследовательской работы. К основным видам учебно-исследовательской работы студента относятся: реферирование тем в рамках изучаемой дисциплины; перевод иностранной литературы, научных статей по выбранной проблематике; составление библиографии по отдельным темам; изготовление схем, диаграмм; разработка дидактических материалов для кабинетов, лабораторий; участие в подготовке лекционного демонстрирования; выполнение заданий с элементами творческого поиска и др. Наиболее способные студенты привлекаются к научно-исследовательской творческой работе в следующих формах: индивидуальная работа на кафедрах, работа в студенческих научных кружках, участие в выполнении договоров с предприятиями и учреждениями, подготовка научных докладов, участие в конкурсах научных работ студентов, выступления с научными сообщениями на студенческих научных конференциях и др. Виды самостоятельной работы студентов последовательно связаны между собой.

Необходимыми компонентами успешной самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя являются:

1.мотивация – установка и настрой на плодотворную активную индивидуальную работу, осознание студентом важности и полезности такой работы для расширения кругозора;

2.умение осуществлять поиск литературы, извлекать необходимую информацию с учетом особенностей дисциплины, анализировать источники и конспектировать; восприятие, осмысление, понимание, сохранение в памяти и умение извлекать из памяти, а также творчески применять знания в разнообразных ситуациях.

Самостоятельный поиск знаний – отличительная черта обучения в вузе. Студентам факультета подготовки специалистов для судебной системы (юридического факультета) Казанского филиала Российской академии правосудия предоставлены библиотечные фонды и другие возможности в осуществлении самостоятельной работы. Преподавателями предлагается разработанный методический комплекс, использование которого создает предпосылки для реализации того или иного направления самостоятельной работы студентов по дисциплине «Юридическая психология» с учетом специфики этого предмета.

Примеры тестовых заданий ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

Тестовые задания направлены на выявление знаний, умений и навыков студентов. В последнее время тестирование является одной из основных форм проверки и самопроверки знаний, умений и навыков у обучающихся. Существует большое количество различного рода тестовых заданий. Так, например, задания могут быть направлены на проверку содержательных компонентов изучаемой дисциплины, на выявление качества усвоенного материала. Тестовые задания могут быть разного типа и разного уровня сложности – от репродуктивных вопросов и повторительных тестов до аналитических и исследовательских заданий. Часть тестовых заданий направлена на простое воспроизведение усвоенного студентом учебного материала. Возможно использование заданий, рассчитанных на умение анализировать текст (информацию) или на применение знаний, умений и навыков, полученных в учебном процессе. С учетом изложенного могут быть предложены следующие типы тестовых заданий:

1. тестовые задания с одним верным вариантом ответа;

2. тестовые задания с несколькими верными вариантами ответов;

3. тестовые задания на соотнесение понятий, терминов и определений;

4. тестовые задания на заполнение пропусков в верном утверждении;

5. тестовые задания на установление пропусков в верном утверждении;

6. тестовые задания на заполнение пропусков в схемах или на составление схемы;

7. тестовые задания на определение термина, исходя из его признаков;

8. тестовые задания на классификацию терминов;

9. тестовые задания на установление истинности или ложности утверждения;

10. тестовые задания на обобщение понятий;

11. тестовые задания на замену слова для того, чтобы утверждение было верным;

12. тестовые задания в виде кроссворда;

13. тестовые задания творческого типа для творческих конкурсов;

14. тестовые задания на определение последовательности;

15. тестовые задания на решение практических заданий, применение теоретических знаний на практике.

1.Какому типу темперамента соответствует характеристика:

Характерны повышенная эмоциональная реактивность, быстрый темп и резкость в движениях, большая энергия и прямолинейность в отношениях, резкая смена настроений. Повышенная возбудимость при неблагоприятных условиях может стать основою вспыльчивости и даже агрессивности. При соответствующей мотивации, способен преодолевать значительные трудности, отдаваться делу с большой страстью. Наибольшего результата достигает в деятельности, требующей повышенной реактивности и значительного единовременного напряжения сил.

Могут ли быть — с социальной точки зрения — "плохие" или "хорошие" типы темперамента (как и типы нервной системы)?

Может ли человек с любыми психофизиологическими данными успешно осуществлять любую профессиональную деятель­ность, в частности, деятельность следователя?

2.Варианты вопросов свидетелю по одному и тому же эпизоду:

А/"Вы видели когда-либо этот нож?"

Б/"В руках убийцы вы видели этот нож или не видели?"

В/"В руках убийцы вы видели этот нож?"

Г/"Не правда ли, в руках убийцы вы видели этот нож?"

Какой (какие) из приведенных вопросов является: свободным от элементов внушения, альтернативным, прямо внушающим?

Информационное обеспечение обучения[2]

ЛИТЕРАТУРА

Основная

Александрова Л.А. Юридическая психология: Учебное пособие. – М.: Флинта, 2008.

Аминов И.И. Юридическая психология: Учебник для вузов. – М: Омега-Л, 2011.

*Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. – 6-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Питер, 2009.

Еникеев М.И. Основы юридической психологии: Учебник для вузов. – М., 2001.

*Еникеев М.И. Юридическая психология: Учебник для вузов. – М: Норма, 2009.

*Романов В.Г. Юридическая психология: Учебное пособие. – М., 2003.

Романов В.В. Юридическая психология: Хрестоматия: Учебное пособие для вузов. – М.: Юрайт, 2010.

Сухов А.Н. Социальная психология преступности: Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт (МПСИ), 2007.

Ушатиков А.И. Криминальная психология: Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт (МПСИ), 2007.

Цветков В.Л. Юридическая психология в схемах и комментариях: Учебное пособие. – М.: Щит-М, 2010.

*Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: Учебник для юридических вузов. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Проспект, 2010.

Дополнительная

Абельцев С.Н. Личность преступника и проблемы криминального насилия. – М.: Юнити-Дана, 2000.

Алексеева Л.В. Юридическая психология: Учебное пособие. – СПб.: Проспект, 2010.

Алмазов Б.Н. Правовая психопатология. – М.: Дата Сквер, 2009.

Аминов И.И. Занимательная психология для юристов: Учеб.пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право. 2001.

Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2001.

Антонов И.О., Якушин С.Ю. Планы семинарских занятий по курсу «Юридическая психология». – Казань: Унипресс, 2000.

Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. - М., 1996.

Афанасьева О.В., Пищелко А.В. Этика и психология профессиональной деятельности юриста: Учеб.пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия»; Мастерство, 2001.

Быков В. Психологические основы расследования групповых и организованных преступлений // Следователь. – 1996. № 11.

Варламов В.А. Детектор лжи. – М.: ПЕР СЭ, 2004.

Варчук Т.В. Виктимология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Юнити-Дана, 2010.

Веретехин Е.Г., Виноградова Т.Ю., Якушин С.Ю. Практикум по юридической психологии - Казань, 1991.

Виноградова Т.Ю., Якушин С.Ю. Основы моделирования судебной публичной речи. – Казань: Изд -во КГУ, 1993.

Волков В.Н. Юридическая психология: Учебник для вузов. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2002.

Генри Б. Лин. Чтение по лицам. – М., 2000.

Гримак Л.П., Скрыпников А.И., Лаговский А.Ю., Зубрилова И.С. Методы прикладной психологии в раскрытии и расследовании преступлений. – М.: ВНИИ МВД России, 1999.

Губаева Т.В. Язык и право: искусство владения словом в профессиональной юридической деятельности. – М.: Инфра-М, Норма, 2010.

Девиантность и социальный контроль в России (XIX-XX вв.): тенденции и социологическое осмысление: Монография. – СПб.: Алетейя, 2000.

Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Гроссмейстер общения. – М., 1996.

Димитров А.В. Юридическая психология: Краткий курс. – М.: Камерон, 2006.

Долгова А.Н. Организованная преступность, ее развитие и борьба с ней // Организованная преступность-3. – М., 1996.

Душков Б.А. Психология типов личности, народов и эпох. – Екатеринбург: Деловая книга, 2001.

Еналеева И.Д. Юридическая психология: Учебное пособие. – М.: РИОР, 2005.

Енгалычев В.Ф., Шипшин С.С. Судебно-психологическая экспертиза. – Калуга-Обнинск-Москва: Изд-во КГПУ, 1997.

Еникеев М.И. Юридическая психология. Учебник для вузов. – М.: НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2000.

Еникеев М.И. Практикум по юридической психологии. – М.: НОРМА, 2001.

Ершов П.М. Скрытая логика страстей, чувств и поступков. – Ростов на Дону: Феникс, 2009.

Жалинский А.Э. Профессиональная деятельность юриста. Введение в специальность: Учебное пособие. – М.: Изд-во БЕК, 1997.

Жинкин С.А. Психологические проблемы эффективности права. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2009.

Замылин Е.И. Тактико-психологические основы допроса в конфликтной ситуации. - Автореф. кандид. дис. – Волгоград, 1996.

Знаков В.В. Классификация психологических признаков истинных и неистинных сообщений в коммуникативных ситуациях. // Психологический журнал, 1999, № 2, т.20, стр.54-65.

Зубрилова И.С., Скрыпников А.И. Применение полиграфа при раскрытии преступлений органами внутренних дел. – М.: ВНИИ МВД России, 1999.

Иванов Л.Н. Использование инструментальной детекции лжи при расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия // Современные разновидности российской и мировой преступности: состояние, тенденции, возможности и перспективы противодействия. Сборник научн. трудов / Под ред. Н.А. Лопашенко. – Саратов, 2005. С.318 – 320.

Караяни А.Г. психология общения и переговоров в экстремальных условиях. – М.: Юнити-Дана, 2009.

Кобликов А.С. Юридическая этика: Учебник для вузов. – 2-е изд., с изм. – М.: НОРМА, 2003.

Коваль. Юрист и безопасность бизнеса. Психологические аспекты. – М.: велби, 2006.

Колоколов Г.Р. Краткий курс по судебной психиатрии: Учебное пособие. – М.: Окей Книга, 2012.

Лазурский А.Ф. Классификация личностей // Избранные труды по психологии. - М., 1997.

Майерс Дэвид. Социальная психология. - СПб., 1997.

Мамайчук И.И. Экспертиза личности в судебно-следственной практике. Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2002.

Мостовая И.М. Юридическая психология. Изд.2-ое дополненное. – Киев: Вира-Р, 1999.

Нагаев В.В. Основы судебно-психологической экспертизы: Учеб. пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003.

Образцов В.А., Богомолова С.Н. Криминалистическая психология: Учеб. пособие для вузов. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2002.

Ольшанский Д.В. Психология терроризма. – СПб.: Питер, 2002.

Основы борьбы с организованной преступностью / Под ред. В.С. Овчинского, В.Е. Эминова, Н.П.Яблокова. – М., 1996.

Петражицкий Л.И. Введение в изучение права и нравственности: эмоциональная психология. – М.: Либроком, 2011.

Пирожков В.Ф. Криминальная психология. – М.: Ось – 89, 1998.

Плетнев М.Ю. Юридическая психология: Учебное пособие. – М.: РИОР, 2011.

Практическая психология. Учебник / Под ред. Тутушкиной М.К. - СПб., 1997.

Прокофьев Л.Е. Основы психической саморегуляции: Учебное пособие. – СПб.: Лань, 2003.

Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: в 2 т. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

Психология и этика делового общения: учебник для вузов/ Под ред. Лавриненко В.М. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: Юнити-Дана, 2003. Пушков В.Г. Специфика психологического воздействия в следственной практике. // Психологический журнал, 1997, № 1, том 18, стр.146-156.

Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ власти: Хрестоматия: в 2 томах. Том 1 – Самара: Бахрах, 1999.

Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ власти: Хрестоматия: в 2 томах. Том 2 – Самара: Бахрах, 1999.

Ратинова Н.А. Саморегуляция поведения при совершении агрессивно-насильственных преступлений. АКД. – М.: ГНЦСиСП им. Сербского, 1998.

Ребер А. Большой толковый психологический словарь в 2 томах. Том 1 П-Я. – М.: Веге – Аст, 2001.

Ребер А. Большой толковый психологический словарь в 2 томах. Том 2 А-О. – М.: Веге – Аст, 2001.

Ривман Д.В. Криминальная виктимология. – СПб.: Питер, 2002.

Розанова В.А. Психология управления: Учебно-практическое пособие. – М., 1996-1997.

Россинская Е.Р. Судебная экспертиза в уголовном, гражданском, арбитражном процессе. – М., 1996.

Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза аффекта в свете нового УК РФ: проблемы и перспективы // Психологический журнал, 1997. – Т.18. – № 2.

Сахнова Т.В. Основы судебно-психологической экспертизы по гражданским делам. – М., 1997.

Сергеич П. Искусство речи на суде. – М.: Юрайт, 2010.

Сергеич П. Уголовная защита. – М.: Юрайт, 2010.

Ситковская О.Д. Психология уголовной ответственности. – М.: Норма, 1998.

Ситковская О.Д. Психологический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. – М.: Зерцало, 1999.

Смирнова О.А. Антропологические носители познавательно значимой уголовно-процессуальной информации // Сборник аспирантских работ. Выпуск 6 / Под ред. Р.М. Валеева. – Казань: Казан. Гос. ун-т им. В.И.Ульянова-Ленина, 2005. – С.414 – 420.

Сорокотягин И.Н. Правовая психология: Учебник для юридических вузов. – Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1998.

Сорокотягин И.Н. Юридическая психология: Учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2012.

Столяренко А.М. Психологические приемы в работе юриста: Практ. пособие. – М.: Юрайт-М, 2001.

Хабалев В.Д. Возможности использования гипнорепродукции для активизации памяти опрашиваемых лиц. Учебное пособие. – Вологда: Изд-во ВИПиЭ МВД РФ, 1998.

Хисматуллин Р.С. Современные проблемы подготовки судей в Российской Федерации // Актуальные проблемы юридической науки и образования на современном этапе: Материалы научно-практической конференции, посвященной 50-летию восстановления юридического факультета в Казанском государственном университете (Казань, 30-31 октября 2002 г.) / Под ред. Валеева Р.М., Тарханова И.А. – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2003. С.298 – 302.

Христенко В.Е. Психология поведения жертвы. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

*Шиханцов Г.Г. Юридическая психология Учебник для вузов. / Ответ.ред. Томсинов В.А.. – М.: Зерцало, 2000.

Чалдин Р. Психология влияния. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2000.

Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. Теоретические аспекты и практическое применение. – М., 1996.

Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: Учебное пособие для юридических вузов. - М., 1997.

Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. – М.: Новый Юрист, 1998.

Чуфаровский Ю.В. Психология оперативно-розыскной и следственной деятельности: Учебное пособие. – М.: Проспект, ТК Велби, 2004.

Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология в вопросах и ответах: Учебное пособие. – М.: Проспект, 2011.

Шамликашвили Ц.А. Медиация как альтернативная процедура урегулирования споров. – М.: Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования (МЦУПК), 2010.

Якушин С.Ю. Программа учебного курса “Юридическая психология” - Казань: Унипресс, 1998.

Якушин С.Ю. Вопросы психологического образования юристов // Сборник материалов итоговой научной конференции Казанского социально-юридического института. – Казань: КСЮИ, 2001.

Якушин С.Ю. Актуальные задачи профессиональной подготовки следователей / Юрист ХХI века: реальность и перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (19 – 20 апреля 2001 г.). – Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2002. С. 61 – 64.

Якушин С.Ю., Виноградова Т.Ю. Формирование профессионально-важных качеств личности юриста в ВУЗе // Ежегодник Российского психологического общества. Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 г. Том 2. – СПб: Изд-во С-Петербургского ун-та, 2003. С. 122 – 125.

Вопросы для подготовки к КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ

1. Предмет, система и содержание юридической психологии.

2. Психические познавательные процессы.

3. Психика и психические явления. Классификация психических явлений.

4. Характер и классификация его черт. Акцентуации характера.

5. Ощущение и восприятие как психические познавательные процессы.

6. Предмет, задачи и методы общей психологии.

7. Структура и признаки преступной группы.

8. Психологические аспекты осмотра места происшествия.

9. Психологические особенности участия посредника в арбитражном судопроизводстве.

10. Понятие и виды общения.

11. Понятие и типы темперамента.

12. . Психологические факторы успешной ресоциализации.

13. Психологические особенности деятельности прокурора.

14. Мышление и его закономерности.

15. Память как психический познавательный процесс. Виды памяти. Ее закономерности.

16. Средства установления психологических контактов.

17. Воображение и его виды.

18. Психические свойства личности.

19. Психологические аспекты оценки доказательств и назначения наказания в ходе судебного разбирательства.

20. психологические основы допроса подсудимого.

21. Эмоциональные и волевые психические процессы.

22. Психологическая культура юриста.

23. Психологические основы судебных прений.

24. Общие психологические аспекты уголовного судопроизводства.

25. Психологические особенности коммуникаций в уголовном судопроизводстве.

26. Психология деятельности арбитражного суда.

27. Психические состояния. Их использование в профессиональной деятельности.

28. Психология следственного эксперимента.

29. Криминальная субкультура, ее атрибуты.

30. Социально-коммуникативные и нравственные качества адвоката.

31. Пути преодоления виктимности жертвы.

32. Волевая регуляция поведения. Структура волевого действия.

33. Психологические основы производства обыска.

34. Направленность личности (потребности, интересы, мировоззрение).

35. Психологические особенности допроса подозреваемого и обвиняемого. Допрос в конфликтной ситуации.

36. Понятие личности. Структура психических свойств личности.

37. Психические процессы и состояния. Их значение в деятельности юриста.

38. Психология личности юриста. Профессиональная направленность. Требования, предъявляемые к работнику юридического труда.

39. Психологические особенности допроса свидетеля и потерпевшего.

40. Структура преступного действия. Взаимодействие объективных и субъективных факторов в совершении правонарушения

41. Типология личности преступника.

42. Требования, предъявляемые к судебной речи.

43. Психология межличностных отношений. Установление и развитие психологических контактов.

44. Общие психологические особенности проведения допроса.

45. Психологические средства исправления осужденных

46. Психологические особенности проведения очной ставки. Эффект ишибиции.

47. Профессиональная деформация: причины, признаки, пути преодоления.

48. Психологические особенности личности потерпевшего.

49. Психологические особенности процессуального участия несовершеннолетнего.

50. Конфликтные эмоциональные состояния (стресс, аффект, фрустрация).

51. Психологические особенности проверки показаний на месте.

52. Психологические особенности личности судьи.

53. Психологические методы изучения личности субъектов правоприменительной деятельности.

54. Психология преступных организаций.

55. Общение в профессиональной деятельности юриста. Понятие, виды и закономерности речи.

56. Психологические аспекты предварительного расследования.

57. Ложные показания: причины, выявление, нейтрализация (разоблачение).

58. Психологические особенности судебного следствия.

59. Психологические факторы, влияющие на принятие решения судьей.

60. Человеческое сознание как высшая форма развития психики.

61. Понятие и виды способностей.

62. Внимание как форма организации сознания. Виды внимания.

63. психологические особенности ведения переговоров.

64. Психологические особенности личности работника исправительных учреждений.

65. Общая психологическая характеристика труда юриста.

66. Сознание как высшая форма развития психики.

67. Конфликты в общении и способы их преодоления.

68. Психологические особенности допроса в суде.

69. Труд осужденного в условиях лишения свободы.

70. Психологические особенности уголовного судопроизводства с участием присяжных заседателей.

71. Психология предъявление для опознания.

72. Психологические особенности гражданского судопроизводства.

73. Предмет и компетенция судебно-психологической экспертизы.

74. Поводы назначения судебно-психологической экспертизы.

75. Психологические аспекты виктимного поведения.

76. Психология участников гражданского процесса.

77. Понятие, виды и функции общения.

78. Психологический анализ преступления.

79. Юридические профессиограммы.

80. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском судопроизводстве.

Учебное пособие

Гусарова Мария Викторовна

Наши рекомендации