Основные способы фиксации информации о признаках внешности человека. Особенности составления словесного и субъективных портретов.
Основные способы фиксации внешности человека:
• описание по правилам словесного портрета, розыскная ориентировка;
• фотографирование, фиксация с помощью видеозаписи;
• изготовление субъективных портретов (рисованных, композиционных);
• изготовление скульптурных копий;
• изготовление посмертных масок;
• различные сочетания указанных способов фиксации.
Словесный портрет. Основные правила:
1) оптимальная полнота описания;
2) употребление единой специальной терминологии;
3) последовательность описания.
Оптимально полное описание должно удовлетворять его назначению, то есть использованию для розыска и отождествления конкретного человека. Детальное описание составляется при экспертном исследовании фотопортретов, осмотре трупа неизвестного лица и регистрации без вести пропавших, задержанных и арестованных лиц.
Элементы внешности характеризуются в анфас и в профиль по главным определяющим признакам, то есть размерам (величине), форме, контуру, положению, цвету.
Последовательность описания - по принципу от общего к частному.
В начале описания принято указывать демографические, антропологические и общефизические данные личности. Затем последовательно характеризуются:
а) антропологические (морфологические) признаки внешнего строения тела человека, телосложение, голова, элементы лица, туловище и конечности;
б) функциональные признаки;
в) сопутствующие признаки;
г) особые приметы и броские признаки.
Субъективный портрет. -воссоздание изображения лица, фигуры человека на основе мысленного образа по памяти очевидца.
Общая методика: 1) изучаются все субъективные и объективные факторы возникновения, формирования и сохранения мысленного образа у очевидца, который привлечен к созданию портрета: его психофизические данные, условия наблюдения лица, портрет которого создается, и т.д.
2) очевидец описывает внешний облик человека с использованием вспомогательных материалов: рисунков, фрагментов фотоснимков с различными вариантами элементов внешности, среди которых он находит наиболее подходящие (с применением технических средств типа «ИКР-2», «Портрет», «Фоторобот»).
Понятие и система криминалистической тактики как раздела науки криминалистики.
Криминалистическая тактика – раздел криминалистики, который изучает следственную деятельность в целях выработки научно обоснованных рекомендаций по повышению ее эффективности.
Задачи криминалистической тактики:
1) общая задача – оказание помощи правоохранительным органам в предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений;
2) частные задачи:
а) изучение на предварительном расследовании поведения подозреваемых, потерпевших, обвиняемых, свидетелей, понятых;
б) изучение передового опыта и недостатков организации следственной деятельности;
в) разработка новых и совершенствование имеющихся тактических рекомендаций.
Система криминалистической тактики включает:
1) общий раздел:
а) науковедческий подраздел – изучаются предмет криминалистической тактики, ее система, задачи, источники, связь с другими разделами криминалистики и науками;
б) научные основы организации следственной деятельности – рассматриваются вопросы планирования расследования, организации взаимодействия следователя с работниками других служб органов внутренних дел, тактического риска, тактических приемов, тактических комбинаций и тактических операций;
2) особенный раздел, в котором анализируется тактика проведения отдельных следственных действий.
Особенности расследования преступлений, совершаемых несовершеннолетними.
Если сигнал (заявление) о преступлении несовершеннолетних поступил в органы внутренних дел, то орган дознания вправе самостоятельно возбудить уголовное дело и произвести неотложные следственные действия.
Установление обстоятельств
1. Выявление точного возраста несовершеннолетнего (число, месяц, год).
2. Исследование условий жизни и воспитания несовершеннолетнего.
3. Выяснение причин и условий, способствовавших совершению преступления.
4. Наличие взрослых подстрекателей и иных соучастников.
По каждому делу должны быть выдвинуты и проверены следующие версии:
а) наличие взрослых подстрекателей или иных соучастников;
б) существование группы подростков, совершившей несколько преступлений;
в) наличие фактов недоносительства или заранее не обещанного укрывательства со стороны взрослых;
г) приобретение взрослыми похищенного подростком имущества и сбыт его;
д) вовлечение несовершеннолетних в занятие попрошайничеством, пьянство и т. п.
Первоначальные следственные действия: 1)Осмотр места происшествия.
Способ совершения преступления. О совершении преступления подростками могут свидетельствовать такие элементы способа, как:
а) отсутствие целенаправленных, заранее продуманных и реализованных до конца действий.
б) примитивные, неухищренные способы проникновения, например через разбитое окно; в) непринятие мер к сокрытию следов преступления;
г) совершение на месте преступления циничных, озорных действий
О факте совершения преступления подростками или о наличии подростков в составе преступной группы могут свидетельствовать материальные следы, несущие информацию о личности субъекта: а) небольшие по размерам следы ног, рук; б) отпечатки подошв обуви, которую обычно носят подростки;в) личные вещи, оставленные, брошенные, утерянные, по которым можно определить возрастную группу г) предметы, которые нередко носят подростки ; д) следы и надписи на вертикальных поверхностях; е) следы зубов на продуктах питания, на выплюнутой жевательной резинке и т. д.
2) Задержание несовершеннолетнего и заключение его под стражу должно применяться лишь в исключительных случаях, при наличии оснований, предусмотренных УПК.
Далее подростку объясняют, почему он задержан и будет содержаться под стражей, разъясняют его права и обязанности. Либо присмотр законных представителей.
3) Обыскпо делам несовершеннолетних является средством решения трех важных задач: а) обнаружение похищенного, орудий и средств преступления, одежды и обуви, в которых подросток его совершал, следов преступной деятельности; б) переписки, записных книжек, дневников, позволяющих выявить ближайшее окружение подростка, круг его интересов; в) сбор информации об условиях жизни и воспитания подростка.
При обыске, как правило, должен присутствовать законный представитель обвиняемого
4) Допрос несовершеннолетних. При подготовке к допросу несовершеннолетних учитывается процессуальное положение допрашиваемого, а также данные, характеризующие его личность. В соответствии с законом несовершеннолетний свидетель в возрасте до 14 лет допрашивается только в присутствии педагога, выступающего в данном случае в роли специалиста.
5) С момента предъявления обвинения в допросе вправе участвовать защитник.
6) Допрос подозреваемого несовершеннолетнего. При выборе момента и тактики допроса необходимо учитывать психологическое состояние подростка. Первый допрос очень важен. Нередко он остается основным и решающим, если в ходе допроса удалось получить объективные и полные показания. Начать следует с беседы об условиях жизни, учебы (работы) и воспитания подростка, о круге его интересов, увлечений. Если подозреваемый признается в совершенном преступлений и готов подробно рассказать об этом, необходимо, постоянно анализируя его показания, допросить по каждому из обстоятельств. При, этом желательно максимально детализировать излагаемые им факты и по возможности дословно занести их в протокол.
Если несовершеннолетний не признает себя виновным, то в первую очередь необходимо доходчиво раскрыть подростку общественную опасность совершенного преступления, отношение к этому людей, ущерб, который он причинил семье, близким,.
7)Допрос несовершеннолетнего свидетеля и потерпевшего. Учитывая опасность воздействия на свидетелей и потерпевших, а также прямого внушения подростку заданных показаний, их допрос проводится как можно быстрее и носит исчерпывающий характер. Свидетелю (потерпевшему), не достигшему 16 лет, до- начала допроса разъясняется необходимость давать правдивые показания, но они не предупреждаются об ответственности за дачу ложных показаний и за отказ или уклонение от дачи показаний.
8)Допрос лиц, ответственных за воспитание несовершеннолетних. В соответствии с УПК РСФСР должны быть выяснены причины и условия, способствовавшие совершению подростком преступления. Допросами указанной категории лиц выясняются условия жизни и воспитания подростка, определяются черты его личности. По результатам допросов и иных следственных действий может быть поставлен вопрос об ответственности родителей, педагогов за ненадлежащее воспитание несовершеннолетнего.
9) Допрос педагогов, воспитателей (школ, профтехучилищ) позволяет получить данные об особенностях психофизического развития подростка, его характере, потребностях, интересах, связях, проявлениях возрастных особенностей.
10) Назначение экспертиз. В зависимости от характера совершенного преступления могут назначаться -самые различные экспертизы: судебно-баллистические, трасологические и т. д. Однако специфическими для данной категории дел являются экспертизы судебно-медицинская, судебно-психиатрические, судебно-психологические и комплексные психолого-психиатрические.