Тема 6 Социальное партнерство в сфере труда

В результате изучения данной темы студент должен:

♦ знать: историю развития и содержание понятия «социальное партнерство», его значение; принципы, уровни и формы социального партнерства; стороны и их представителей в социальном партнерстве; понятие и значение коллективных договоров и соглашений, их место и роль в системе источников трудового права; порядок заключения, содержание, действие коллективных договоров и соглашений;

♦ уметь: определять полномочность представителей сторон социального партнерства; организовывать переговорный процесс по заключению коллективного договора, соглашения с учетом требований ТК РФ; формировать содержание коллективных договоров, соглашений; анализировать акты социального партнерства с целью выяснения их соответствия трудовому законодательству; выделить признаки, отличающие коллективный договор от соглашений;

♦ владеть:понятийным аппаратом института социального партнерства; навыками разработки актов социального партнерства; процедурами переговорного процесса между социальными партнерами.

Вопросы для обсуждения

1.Социальное партнерство: от истоков теории до закрепления в Трудовом кодексе РФ. Значение социального партнерства в сфере труда.

2. Понятие, принципы, стороны, представители сторон социального партнерства в сфере труда.

3. Правовой механизм социального партнерства в сфере труда: уровни, формы и органы. Правовой статус комиссий по регулированию социально - трудовых отношений, их виды состав и компетенция.

4. Право работников на участие в управлении организацией. Основные формы участия работников в управлении организацией.

5. Коллективные переговоры: понятие, стороны, порядок ведения. Гарантии переговорного процесса при заключении коллективного договора и соглашения.

6.Понятие и стороны коллективного договора. Содержание и структура коллективного договора. Порядок разработки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора.

7.Порядок вступления в силу, срок и сфера действия коллективного договора. Изменение и дополнение коллективного договора.

8. Соглашения, регулирующие социально – трудовые отношения: понятие, виды, содержание.

9. Порядок заключения, изменения и дополнения соглашения. Действие соглашения.

10. Регистрация коллективного договора, соглашения и контроль за их выполнением.

11. Ответственность сторон социального партнерства за нарушение законодательства о коллективных договорах и соглашениях.

Задания

1. Сравните Декларацию об основополагающих принципах и правах в сфере труда, Конвенции МОТ № 87, 98, Европейскую социальную хартию и ТК РФ и выявите, какие принципы социального партнерства содержатся в указанных актах.

Оформите в виде таблицы с указанием принципов и актов и актов, содержащих данные принципы.

2. Проанализируйте содержание регионального соглашения ( по месту регистрации студента) на текущий год, дайте ему правовую и социальную оценку.

Приведите примеры отраслевых (межотраслевых) территориальных и иных соглашений, сравните их с данным соглашением.

3. Выпишите из ТК РФ статьи, согласно которым правовое регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений осуществляется в коллективно-договорном порядке. Проанализируйте эти положения.

Какие институты трудового права в большей мере допускают коллективно-договорное регулирование?

Какие институты исключают такой способ регламентации?

Какие условия труда работодатель может устанавливать исключительно посредством коллективного договора (соглашения)?

4. Подберите примеры норм ТК РФ, обязывающих работодателя принимать решения: а) с учетом мнения представительного органа работников; б) с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации; в) без участия представительного органа работников.

Сделайте правовой анализ содержания данных статей.

5. Коллективные договоры и соглашения, в том числе и на уровне федерального регулирования, содержат много положений декларативного характера, общих фраз и не конкретизированных обязательств, например, «достичь», «добиться», «в перспективе повысить», «рассмотреть возможность», «при наличии средств на эти цели» и т.п.

Как соотносится такая практика с принципами социального партнерства в сфере труда? Какие принципы могут быть нарушены при таком формулировании актов социального партнерства? Приведите примеры указанных положений с использованием действующих источников.

Наши рекомендации